Каких только судебных тяжб против Alphabet Inc (материнская компания Google) не было в истории существования этого технологического гиганта. Но это дело особенное, потому что речь идет об «грабеже» рекламодателей и абсолютной монополии.
Контекст
20 октября 2020 Министерство юстиции США официально возбудило дело. Предметом стало расследование о том, что у Google Ads есть незаконная монополия на рынке поисковой рекламы.
Правительство утверждает, что:
- Google начала контролировать около 88% внутреннего рынка поисковиков.
- Из-за отсутствия конкуренции увеличился контроль над более чем 70% рынка поисковой рекламы.
- И самое главное — Google могла искусственно поднимать ставки на рекламу.
И вот недавно, 3 и 4 мая 2024, адвокаты обеих сторон изложили свои окончательные аргументы.
Гениальная бизнес-модель или наглое доминирование?
Разбираем аргументы обвинения вместе с Игорем Ивицким, основателем школы Google-рекламы и специалистом по Google Ads.
Google заявляет, что их бизнес-модель настолько гениальна, что можно порвать и выбросить учебник по экономике, поскольку они победили фундаментальный закон экономики — им больше не нужно думать о спросе.
Действительно, многие годы компания Google показывала рост в 20% в год. Но в 2020 году дела пошли очень плохо — компания попала в убыточную яму.
После этого вице-президенту, ответственному за Google Ads, поручили проявить креативность, и уже в следующем году годовой прирост составил 60% вместо привычных 20%. Это чудо для компании такого масштаба — вырасти аж в 3 раза.
Кстати, именно с 2020 года я увидел сильные колебания средней цены клика. Ниже скриншот из моего менеджерского аккаунта Google, который управляет клиентами. На нем видно, что цена клика держалась достаточно стабильно, а после 2020 — резко подпрыгнула.
Суд также увидел эту закономерность, ниже скриншот со средней стоимостью клика по всем рекламодателям.
Главный вопрос, который звучал на суде: «Можете ли вы брать с рекламодателя больше денег, чем нужно, если этого захотите?».
Что говорят свидетели?
«Они искусственно снижали или повышали цены для рекламодателей и смотрели, что происходит с доходами от рекламы».
То есть, вместо честного аукциона между рекламодателями в 2020 году Google начала испытывать, насколько большое повышение цен выдержат рекламодатели.
Возвращаясь к моему скриншоту, я выделил именно эти прыжки. И такую картину я видел на многих других проектах клиентов.
Стоимость конверсии вдруг начинает идти вверх без причины?
Это Google просто проверяет, сможешь ли ты платить больше. Не реагируешь — начнет дальше увеличивать стоимость, пока ты в панике не отключишь рекламу. И только тогда они ослабляют давление.
Но действительно лучше оптимизировать рекламу, чем отключать.
От чего зависит успех в рекламе Google? 1. Насколько хорошо вы понимаете алгоритмы Google Ads. 2. Как вы используете знания об этих алгоритмах? |
В скором времени мы увидим, чем завершился судебный процесс: эпической победой Минюста США, что создаст прецедент для исков против таких гигантов как Meta, Amazon и Apple или триумфом Google.