Смелость, ценности и юмор: must have для коммуникации поддержки украинцев в мире
13 Мар 2025, 14:02
PR

Смелость, ценности и юмор: must have для коммуникации поддержки украинцев в мире

Что произошло, когда США поставили на паузу проекты USAID? Множество некоммерческих организаций в Украине вспомнили простую истину фандрейзинга — инициативам нужны разные источники финансирования. Это критически важно для постоянной поддержки таких гуманитарных направлений, как образование, минная безопасность или медицина.

Не только мы, но и наши коллеги из других благотворительных проектов находят месседжи о поддержке Украины, которые по-своему работают в информационных пузырях немцев, британцев или американцев. Как это удается?

Месседжи-магниты в коммуникации

Важный нарратив в коммуникации с иностранцами, который действительно работает, это разговор о войне и ее последствиях без страданий. Трудно это делать, когда реальность действительно именно такая, болезненная для украинцев. Однако позиционирование победителей склоняет на свою сторону. В книге Мандип Рай «Компас ценностей» об отличительных чертах мира главной ценностью украинцев автор называет свободу, которой мы стремимся через чувство достоинства и смелости. Очень метко использовать эту идею удалось в начале полномасштабного вторжения россии авторам кампании «Be Brave Like Ukraine».

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Весной 2022 года более чем в 140 городах мира узнали об украинской смелости бороться против зла и быть щитом для остальных стран. Это были постеры, билборды и даже экраны с этим месседжем на Таймс-Сквере в Нью-Йорке. Его быстро подхватили международные медиа, он стал частью официальной коммуникации бренда страны и главным нарративом выступлений украинской делегации на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2022 году. Наконец, в офлайне кампейн нашел воплощение в Лондонском Tate Museum, где через демонстрации свидетельств нашей войны за один день события Brave Ukraine удалось собрать 1 миллион фунтов стерлингов в поддержку Украины. Эту же идею нашей устойчивости, например, ярко использовали в кампании бренда Украины «Cities of Freedom» и «Inspired by Winners»

Нарратив нашей силы, а не нашей слабости, не чаще всего резонирует в коммуникации из-за спорта, ведь речь идет о реальных украинских чемпионов. Вспомним, как неоднократно о поддержке Украины пыталась напомнить миру, используя недавнее культовое событие в мире бокса — победное сражение Александра Усика против британца Тайсона Фьюри. К примеру, одной из интересных кампаний по коллаборации с Усиком была инициатива, посвященная поддержке украинской энергетики — «Битва за світло» (#FightForLight).

А как говорить без страданий о детях и образовании в общинах, где школы и дома сожжены россиянами дотла? Мы в savED всегда демонстрируем иностранным партнерам, что побеждает надежда. В прифронтовых регионах, где рядом с фронтом, казалось бы, жизни нет, дети возвращаются за парты в наших подземных школах и образовательных центрах «Вулики». Это об ощущении, что будущее поколение украинцев не потеряно, оно растет в Украине, несмотря ни на что.

С этой идеей в 2022 году мы предложили партнерам неправительственной американской организации Spirit of America запустить образовательную программу для подростков UActive. Это инициатива, в которой школьники из малых общин учатся проектному менеджменту и воплощают собственные идеи развития своих сел и городков благодаря стартовому финансированию благотворителей. Это не о гранте, а о приобщении иностранных партнеров к развитию поколения украинских лидеров. В каждой новой волне программы Spirit of America финансирует старт 10 проектов детей на сумму 50 тысяч долларов, а дальше участники продолжают привлечение других дополнительных средств самостоятельно (за время существования UActive школьники дополнительно нарейзили более 200 тысяч долларов). На каждом этапе коммуникации мы даем фидбек о том, что удалось реализовать благодаря настойчивости и активности подростков — новой спортивной площадке, школьной лаборатории 3D-печати, образовательной ячейке в обществе. Для крупных институциональных доноров важно видеть, во что конвертируются их средства. Если на стартовом эмоциональном уровне это ощущение приобщения к смелым, проактивным и сильным украинцам, то на этапе более тесной коммуникации нужен конструктив и четкий фидбек с результатами.

Контент-адвокация и прямое привлечение аудитории

Подача месседжа «нам нужна ваша поддержка и донат» не может быть прямой. Один из вариантов, как его «зашить» в коммуникацию — понятный и одновременно эмоциональный контент, ориентированный на рядового иностранца.

С этим нам с командой savED удалось поэкспериментировать в 2024 году, когда перед нами стояла задача презентовать мировые результаты исследования влияния двух лет полномасштабной войны на образование в Украине. «Это же сухие цифры и статистика!» — скажете вы. Поэтому рассказать о реалиях жизни украинских детей мы решили через их истории.

Так родился наш документальный фильм о подростках «Мы — Будущее» («We Are U»), с которым мы отправились в адвокационный тур в США, Великобританию, Нидерланды, Норвегию, Финляндию, Литву и Эстонию. Это истории мечт и надежд, несмотря на войну, 16-летней Софии из Харькова и 17-летнего Дани из Запорожья, 18-летних Даши из Николаева и Мирославы из Каховки и 15-летнего Дария из Львова. Их увидели в залах Оксфорда, Кембриджа и даже легендарного дома Нобеля в Норвегии. Важный инсайт в организации подобных туров — это тесное сотрудничество с представителями стран, в которые мы ехали. Так формируется доверие: к вашему приезду готовятся, о вас уже что-то знают местные, вас лучше понимают, когда вы впервые выходите на сцену ивента.

Мы не надеялись привезти миллион долларов из этой поездки. Поскольку это в первую очередь адвокация поддержки образования в Украине, а не сбор. Впрочем, в туре мы собрали около 15 тысяч долларов донатов для поддержки Мариупольского лицея, который выехал из оккупации в Киев. И здесь важно, что история имела продолжение после нашего возвращения в Украину. После нетворка с иностранцами нам начали писать с предложениями поддержки. К примеру, в Норвегии мы познакомились с операционным директором местной образовательной организации, которая в итоге поддержала наших школьников в Николаевской области. Также мы заручились поддержкой украинской диаспоры в Чикаго во время тура. Это еще один инсайт: работать с украинцами за границей также важно, они являются тем же мостиком между Украиной и миром, с которым дотянуться с украинскими месседжами до пузырька иностранцев становится легче.

Меня, как человека, который работает с направлением партнерств и коммуникаций, очень радует сложившийся тренд на адвокацию Украины за границей. В частности, это прекрасно удается организациям, который работает с темами поддержки детей и образования, поскольку здесь есть пространство для неподдельных эмоций. Хороший пример — сотрудничество «Освіторія» и режиссера Екатерины Горностай, которые заставили мир говорить об украинских детях благодаря фильму «Лента времени». На 75-м Берлинском международном кинофестивале фильма аплодировали стоя 10 минут, а издание Variety назвало проект «ярким лучом надежды», доказывающим тезис о желании иностранцев видеть нас сильными, несмотря ни на что.

Адвокационные и благотворительные туры — это, в первую очередь, прямое привлечение иностранной аудитории. Прекрасно работает подход, когда мы знакомим иностранцев с нашей культурой или спортом, даем им почувствовать себя частью этого, влюбиться в украинцев. Так, «Campaign for Ukraine» сделали замечательную благотворительную коллаборацию в поддержку GEN. Russian» со Стивеном Фраем. Они привезли в Лондон настоящий украинский хор с программой «Carols of Hope». Вспомните, сто лет назад наши предки везли «Щедрик» Леонтовича в десятки стран мира, чтобы показать, что украинцы — это отдельная уникальная нация, которая стремится к свободе. Так бренд Украины творили еще тогда, и так работает до сих пор.

А как вам метч мирового футбола и сбора по восстановлению украинского лицея на Черниговщине? Прекрасный кейс UNITED24 — это благотворительный матч в Лондоне Game4Ukraine, благодаря которому собрали более миллиона евро на Михайло-Коцюбинский заведение. В инициативе был отличный подогрев с продажей charity-мерча, а на самом матче организаторы объединили и любимый спорт британцев, и международных звезд на поле, и украинских детей, которые тоже вышли на «Стэмфорд Бридж» в начале игры и расписались на футболках игроков.

В международных кампейнах важно работать, как в этом случае, с контекстом страны — особенностями культуры и времяпровождения, отношением к благотворительности и поддержке Украины как государства.

Нетворк и внимание к контекстам

Личный контакт и small talk на встречах с партнерами или кофе с рядовыми иностранцами важны, особенно, если есть возможность сделать это офлайн. Но следует всегда персонализировать вашу коммуникацию, проявлять интерес к контексту собеседника и демонстрировать свое желание найти общие точки соприкосновения по принципу «равный равному», а не сбросить на плечи человека все свои проблемы и список просьб о помощи. Нужен фокус на ярких деталях и в то же время big picture ситуации в Украине и сфере, которая нуждается в поддержке.

Зачастую мне и коллегам из savED приходится общаться с иностранцами из общественного сектора, благотворительных организаций и людьми, отчасти причастными к правительственным кругам разных стран. Очень хорошим бонусом в этом смысле личный бренд нашей соосновательницы Анны Новосад, которая в 2019-2020 годах возглавляла Министерство образования и науки Украины, а до этого работала с направлением международных отношений в МОН, контактируя с десятками иностранных партнеров. Некоторые из инсайтов ее коммуникации с международными коллегами я использую и в своем нетворке.

Теплее всего удается начинать разговор об Украине с представителями тех стран, которые стабильно поддерживают наше государство или имеют с нами общие контексты. Для балтийских стран — это наследие советского прошлого и российская агрессия, которую мы, украинцы, чувствуем на себе. Как эстонцы, так и литовцы чувствительны к украинской теме как таковой, потому что наш опыт им действительно близок. Представители скандинавских стран высоко ценят развитие образования как неотъемлемой составляющей развития общества. Поэтому поддержку образовательных и социальных проектов для детей проще обеспечить именно условным норвежцам или датчанам.

Однако в контактах с самой лояльной иностранной аудиторией не стоит надеяться, что об Украине и наших реалиях в принципе знают достаточно, чтобы начать сразу говорить о последствиях войны. Лучше вообще ни на что не надеяться, а вести разговор о ситуации четко и конкретно, без долгих рассказов о проблемах и абстрактных бедствиях. Общие цифры о количестве разрушенных школ или недостающих укрытий в Украине мало о чем скажут жителям Калифорнии, с которой нас разделяет океан. А вот персональные истории конкретных детей и учителей, которые во время оккупации ловили интернет на кладбище, чтобы учиться, прикасаются и приближают к ощущению нашей реальности.

Не забывайте, что любые партнеры любят предсказуемость результата своих усилий. В Великобритании важной частью воспитания целых поколений является культура благотворительности. Там это составляющая национальной идеи. Еще в 19 веке британцы основали первый в мире контролирующий орган Charity Commission, регулирующий благотворительную деятельность всех фондов. Этот факт дает нам важную подсказку: прозрачная и бескомпромиссная отчетность и благотворительное дело в западных обществах не могут существовать друг без друга. Демонстрируйте умение четко отвечать за свое направление работы и результат даже в обычной беседе. Мы в savED объясняем партнерам, скольким детям смогли вернуть нормальное детство в прифронтовых регионах благодаря подземным школам для уроков, учебным программам, кружкам с тьюторами в образовательных центрах «Вулики» или реализации проектов молодежи UActive. На этом этапе необходимо оперировать измеряемыми показателями и напрямую показывать, чем иностранцы могут быть полезны.

Ну и, конечно, не забывайте быть в первую очередь людьми, а уже потом потенциальными деловыми партнерами. Улыбайтесь и даже шутите! Юмор классно коннектил меня с финнами, например. Это также может добавить легкость в ваших small talks, которые любят западные европейцы и американцы. Однако будьте осторожны с черным юмором, который стал повседневной жизнью для украинцев, и темами, которые могут нарушить личные границы. К примеру, с немцами проще начать непринужденную беседу с фраз о погоде, но лучше не вспоминать о политике или деньгах.

Принимайте ваших донатеров не как доноров или грантодателей, а как настоящих партнеров. Превратите это в устоявшиеся отношения ради общей цели, ведь именно ценности объединяют в любое время.

Расскажите друзьям про новость