Поделись, как изменился диджитал-сегмент
Наверное, это самое интересное, что может быть в бизнесе — наблюдать за трансформациями рынка, в бизнесе агентств прямо с первого ряда. Помню, еще в далеком 2007-ом, когда мы начинали Digital — произошел безумный бум на цифровые или интернет-сервисы. Агентства росли как грибы, особо никто не понимал как строить и развивать бизнес-агентства. В этот период очень сильно запомнилась одна встреча в офисе крупной мультинациональной компании: сетевое
До 2013–2014 года наш цифровый рынок сервисов в Украине развивался хаотично, как со стороны агентств, так и клиентов. Агентства особо не умели правильно работать с клиентами, возможно, благодаря нехватке сильной
И сами участники рынка были виновниками достаточно плохой финансовой ситуации в
Начиная с 2015 года начинается период специализации в Digital: стратегия, креатив, медиа, продакшн, SMM, SEO
Несмотря на различные кризисы в нашей стране — рынок достаточно уверенно показывал рост ежегодно. Думаю, что сейчас порядка 10 крупных
Расстановка сил, с точки зрения агентств, на сейчас может выглядеть следующим образом:
1. Порядка 10 крупных
2. Достаточно большое
3. Появились специализированные SMM агентства
4. Отдельно идет веб и мобайл разработка, достаточно большое
5. Появились и появляются UI/ UX агентства
6. Отдельной строкой идут
Клиент, если смотреть на него и его потребности сейчас очень сильно изменился. Во-первых, его запросы стали более точными и четкими. Соответственно, запрашиваются отдельная услуга или комплекс. Изменился формат клиента, достаточно активен стал средний бизнес, чего раньше не было. Это открывает новые возможности для тех, у кого нет возможности, например, работать по сетевому контракту. Да и в целом, не могу сказать, что сетевые ограничения были каким-то особенным барьером для рынка, а наоборот многие локальные диджитал-агентства обслуживали и обслуживают до сих пор большой пул международных клиентов.
Думаю, что самые приоритетные сервисы от больших агентств сейчас выглядят следующим образом: креатив и стратегия, дизайн и продакшн, брендинг, медиа, SMM. Уверен, что сейчас начинается этап бизнеса, где многим агентствам (и уже давно, не только Digital) будет необходимо защищать свою
А как эти изменения отразились на бизнесе твоего агентства?
Достаточно кардинально. Мы уже точно не похожи на тех, какими были в 2009.
Изначально мы запускались как полносервисное диджитал-агентство с фокусом на стратегию. Потом у нас был период первого сотрудничества с фармацевтическими брендами. В разработке кампаний ориентировались на модель: стратегия — это идея, а коммуникация — только комплексная и порождающая конверсию.
Первая и большая точка изменений агентства — это 2013-2014 года, где мы вывели медиа в отдельное направление Qreachers. Все реализованные проекты этого периода можно охарактеризовать как «проекты креативных конверсий», сформированные на базе agile-подхода.
Вторая точка изменений — 2015 год. Возможной причиной или толчком был экономический кризис, который подталкивает нас к поиску новых методологий для запуска и успешной реализации проектов. В который раз убеждаемся — потребности клиентов часто не очевидны, и начинаем изучать Design Thinking. Мы даже попробовали перейти полностью на бизнес-процессы по разработке всех коммуникационных проектов на основе данной методологии, но это была большая ошибка и мы быстро все вернули обратно.
Мы искали возможности своего «подрыва», потому что глубоко убеждены, что инновационные проекты, будь то продукты или
В современном мире неопределённости самый большой риск — не делать ничего. Мы выбираем «делать».
Сейчас — мы агентство, которое придумывает (стратегия и креатив), воплощает (go to market, включая и брендинг) и продвигает
Сейчас
Какого?
Хочется и необходимо больше вовлекаться и иметь большее влияние на бизнес-модели.
Дизайн-мышление и сервис-дизайн становятся критически важным элементом партнерств клиентов и агентств.
На данном этапе, совместно с партнерами и консультантами мы запускаем отдельное направление, которое будет работать с клиентами до этапа коммуникации и заниматься структурированием бизнес-моделей и внедрением инноваций. Об этом расскажем чуть позднее.
А если одной фразой сформулировать куда ты движешься и где видишь себя через 3 года, когда твои гипотезы либо реализуются, либо отпадут?
Я хочу застраховать себя и агентства от «подрыва» технологиями и конкурентами. И получить в долгосрочной перспективе устойчивый бизнес. Соответственно, вижу что наши агентства будут постоянно получать изменения в
Вопрос. Я владелец бизнеса. Мне не нужно проводить тендер чтобы выбирать себе партнёра. Какое у тебя ключевое позиционированние и точка дифференциации, чтобы я выбрала тебя?
Наша ключевая особенность — go to market. Мы ищем компании, которым нужны go to market -стратегии, стратегии по выводу, масштабированию бизнеса, стратегической экспертизы и технологии. Я специально не называю диджитал, потому что это уже очень размыто.
С прошлого лета сами клиенты стали сильно меняться. Если раньше мы говорили, что работаем только с большими мультинациональными компаниями, то я больше так не говорю и сейчас стали приходить очень разные запросы. Особенно иттересен — средний бизнес. Один из запоминающихся — открытие инновационного коворкинга. Это тоже интересно. Все больше
Какие амбиции в диджитале?
Сохранить баланс финансовых результатов и драйва от работы. Я достаточно давно в рынке и мне особо важно «приходить в офис с улыбкой». С точки зрения exit strategy — она есть у нас и мы рассматриваем различные варианты. Прежде всего, существует потребность в масштабировании ценности и экспертизы и финансового масштабирования. Однозначно интересен тренд, где консалтинговые или клиентские компании покупают
Поделись своим списком аксиом изменений, которых должен придерживаться каждый человек, занимающийся технологичными коммуникациями, и вопросы, которые он не может больше не задавать.
Если говорить о клиентах, то важно понимать, что уже недостаточно брифов и дебрифнгов. Этап постановки задач должен измениться в сторону
Нужно больше понимать клиента на уровне стратегической коммуникации. Всё, что делается, это ради пользователя.
Думаю, что стоит изменить формат выемки инсайтов с клиентами. Больше с ними разговаривать, не забывая членов команд из разных отделов. Формат share team позволяет получить большую уверенность в коммуникационном продукте, который создаётся.
Агентства должны больше образовывать и передавать клиентам знания, усиливающие партнёрство. И это обязательно стоит включать в план проекта наравне с запуском сайта и оплатами.