Квартальный вопрос: уроки скандалов от Лещенко, Зеленского и Залищук
16 Сен 2016, 11:05
PR

Квартальный вопрос: уроки скандалов от Лещенко, Зеленского и Залищук

Валентин Войтков, директор Центра стратегических коммуникаций, разложил ключевые ошибки фигурантов сентябрьских сканалов по полочкам

Первая половина сентября оказалась богатой на скандалы. В эпицентре внимания — три известных публичных персоны, политики новой волны Сергей Лещенко, Светлана Залищук и «95 квартал» вместе с его фронтменом Владимиром Зеленским.

Политиков, как иронизируют в социальных сетях, «испортил квартирный вопрос». А вот «95 квартал» получил вал негатива после неудачной шутки об Украине в Юрмале. 

Валентин Войтков
Исполнительный директор коммуникационной группы XPR

Конечно, задним умом все крепки, но скандалы оказались знаковыми, в чем-то даже особенными. Посему сделать разбор полетов — святое дело. Вполне вероятно, кому-то в будущем это поможет.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Вначале, об ошибках фигурантов скандалов, а также причинах, почему их так больно били в публичном поле.

1. Сделали то, против чего выступали сами

В большой мере это касается Сергея Лещенко и Светланы Залищук. Особенно хрестоматийный — пример Лещенко. Свою карьеру он построил на журналистских расследованиях, обнародовании фактов коррупции в политической среде. И вот, после двух лет в политике, квартира общей площадью почти 200 метров в элитном доме в центре Киева. Бомба? Бомба! То же самое касается Светланы Залищук. Поступки и принципы, которые декларировали политики новой волны, оказались на совершенно разных полюсах. Им бы квартиру в условном «Комфорт Тауне» — любом другом жилом комплексе, где проживает их основная целевая аудитория, креативный класс. 

2.Не управляли рисками

Что мог сделать Сергей Лещенко? Сыграть на опережение, первым рассказать о покупке, объяснить, почему он сделал именно такой выбор. Что мог сделать 95-й квартал? Предвидеть весьма неоднозначную реакцию на свои шутки. Подготовить заготовки ответов. Время для этого было, фестиваль ведь прошел еще в июле.

Но, нет. В результате — упущено время, инициатива, все, что было сказано после начала скандалов, выглядело, как попытка оправдаться. Что важно: попытка неудачная, но об этом ниже.

3.Неадекватно оценили уровень угрозы со стороны оппонентов

Опять-таки, это больше касается Лещенко и Залищук. Начиная войну против сильных мира сего, нужно быть готовым ко всему. Особенно, если у твоих оппонентов финансовые, медийные ресурсы, и что важно, сеть раскачанных пабликов в социальных сетях, с целой армией фолловеров.

Вы обратили внимание, как они отработали эти скандалы? Ювелирно. Следует признать, время анонимных ботов, которые под копирку пишут комментарии и посты, ушло в прошлое. Сейчас на передовой респектабельные блогеры, они умеют зацепить за живое, вызвать интерес. На них ссылаются Интернет-ресурсы, их посты, плюс финансовая подпитка и уже через несколько часов тема в топе новостей. 

4. Слабо отреагировали, дали повод озвучить дополнительные вопросы

Когда начал отвечать Сергей Лещенко, многие специалисты написали: кто-нибудь, скажите ему, пусть лучше помолчит (одно интервью «Страна.ua» с выпадом в сторону Мирославы Гонгадзе чего стоит, за него ему пришлось отдельно извиняться на следующий день). Ответ Светланы Залищук спровоцировал отдельный запрос со стороны своих бывших коллег из движения «Честно». Ответ Владимира Зеленского как по форме (много ошибок), так и по содержанию оказался очень неоднозначным.

Но главная — слабая, неподготовленная реакция подлила масла в огонь, негативных постов в Facebook, медиа стало на порядок больше. 

Вывод — добро пожаловать в новую реальность.

Если вы оступитесь, неправильно отреагируете — вас уничтожат. На былые заслуги никто не посмотрит.

Заденете больную для общества тему, неудачно пошутите и т. д. — создадите кризис собственными руками. Еще раз, на былые заслуги никто не посмотрит. 

Новости мы потребляем совсем по-другому, чем 5 или 10 лет назад. Редактор Monday Note Фредерик Филло на графике показал, что изменилось.  

Новостей все больше, их жизненный цикл короче, мы быстрее переключаемся и намного эмоциональнее реагируем на все происходящее. Одним словом, от любви к ненависти всего один шаг. 

Что делать?

Во-первых, знать свои слабые места, иметь под рукой план «А», план «Б». 

Во-вторых, когда отвечаете, думайте, что говорите, какие дополнительные вопросы своим ответом вы спровоцируете.

В-третьих, если видите, что позиция слабая, молчите, уходите от темы. Если есть возможность – создавайте позитивные новости. Нет – просто молчите. Новости живут недолго, есть шанс, что через несколько месяцев о скандале мало кто вспомнит. 

Конечно, это не все, но, соблюдая хотя бы эти правила, вы будете спать спокойнее.

 

Расскажите друзьям про новость