Симбиоз стратегии и креатива: Анна Руденко о том, как превысить ожидания потребителей и рынка
28 Янв 2020, 12:00

Симбиоз стратегии и креатива: Анна Руденко о том, как превысить ожидания потребителей и рынка

Анна Руденко, маркетинг-директор AB InBev Efes Ukraine, о запуске новых брендов, сотрудничестве с креативными агентствами и фокусе на стратегии и creative excellence

Анна Руденко, маркетинг-директор AB InBev Efes Ukraine, о лончах 2019 года, разработке маркетинговых стратегий для новых брендов и обновлении концепции тех, что уже давно на рынке, разном позиционировании брендов в рамках портфеля компании, сотрудничестве с агентствами, фокусе на стратегии и creative excellence, а также основных целях на 2020 год.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

В 2018 году AB InBev объединилась с компанией Anadolu Efes. Как это повлияло на вашу маркетинговую стратегию? Что изменилось? 

Объединение дало нам возможность запустить бренды Efes, которые присутствовали на украинском рынке до 2014 года и достаточно успешно показали себя. Весь 2018 год мы проводили подготовительную работу, и в начале 2019 года, перед горячим сезоном, запустили сразу 4 бренда: «Белый медведь», «Старий мельник із діжки», Velkopopovický Kozel и Miller Genuine Draft. Это и локальные, и международные известные бренды. Кроме того, мы зашли в новый для нашей компании сегмент рынка безалкогольных напитков, впервые запустив в рамках компании бренд кваса

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Поскольку у нас добавились бренды, мы пересмотрели нашу портфельную стратегию, то, как мы работаем с различными сегментами. Мы поставили себе новые цели, определили, какие позиции хотим занимать в каждом сегменте, на какие бренды делаем ставку и за счет чего хотим продолжать расти в следующем году.

А какие из лончей 2019 года вы считаете самыми успешными? 

С точки зрения доли рынка наиболее успешными были запуски таких брендов как «Белый медведь» и «Старий мельник із діжки». Эти два бренда за год существования заняли большую долю рынка, чем они имели до выхода с рынка в 2014 году. 

Наша стратегия — предлагать достаточно широкий выбор брендов, чтобы каждый потребитель мог найти в нашем портфеле то, что подходит ему.

Анна Руденко
Маркетинг-директор AB InBev Efes

Так как у вас достаточно много разных брендов, они, должно быть, направлены на разную целевую аудиторию. Как вы разводите позиционирование? По каким критериям определяете ЦА? 

Пиво — достаточно развитая категория. Существует большое количество различных сегментов и подсегментов. Мы смотрим на картину рынка в целом с точки зрения ценовых сегментов и вкусов, а также учитываем специфику аудитории, ориентируясь как на социально-демографические показатели, так и на психографию. По этим критериям мы стараемся разводить бренды в рамках нашего портфеля. Таким образом, даже имея два чешских бренда, мы можем развести их в позиционировании, прокоммуницировав по-разному для разных категорий потребителей.

А в чем разница? Кто эти люди, которые пьют «Черниговское», и кто те, которые пьют «Белый медведь»? 

Аудитория «Черниговского» — это традиционалисты. Они составляют наибольший сегмент на рынке. «Белый медведь» пьют люди более легкого характера. Внутри нашей сегментации мы называем их fun lovers.

Допускаете ли вы, что в одной корзине у одного человека сразу окажется и «Черниговское», и «Белый медведь»? 

Конечно. Однако наша задача максимально их разводить с помощью коммуникации и апеллировать с помощью месседжей к разной аудитории. 

Кроме того, на рынке существует огромное количество брендов. Каждый из них занимает свою нишу, находит свою аудиторию в любом сегменте: core, premium или super premium. Здесь возникает задача для нас с точки зрения портфеля. Наша стратегия — предлагать достаточно широкий выбор брендов, чтобы каждый потребитель мог найти в нашем портфеле то, что подходит ему. При этом важно максимизировать охват сегментов и минимизировать пересечение.

Вы обычно сами запускаете новые бренды или обращаетесь к агентствам? 

Мы обращаемся к агентствам, креативным партнерам, которые помогают нам запускать бренды. В частности, по последним лончам пива мы работали с Leo Burnett и Young & Rubicam, а по запуску кваса — с Rockets Growth R&D. Также у нас есть и другие креативные партнеры. Мы работаем с Banda. Из недавних проектов с ними — это работа с BUD и Stella Artois Christmas. Еще сотрудничаем с MullenLowe Adventa. То есть, у нас достаточно широкий пул креативных партнеров. Но, опять-таки, у нас большой портфель, и тут очень важен мэтч между агентством и брендом, потому что не каждое агентство может почувствовать тот или иной бренд. Нужно найти такую идеальную комбинацию, когда агентство влюблено в бренд и то, что агентство предлагает бренду, подходит ему. Именно таким образом складываются долгосрочные партнерские отношения. 

Мы также периодически приглашаем новых партнеров, потому что креатив — это та область, где мы можем получить конкурентное преимущество. У нас есть отдельный фокус на creative excellence. В рамках компании в Европе и глобально существует конкурс Creative X — креативное соревнование между различными рынками. В этом году наш проект «Книга легендарних вечірок BUD» выиграл в этом конкурсе. Мы создавали его в сотрудничестве с Banda и Katacult. В книге собрана история вечеринок и рейвов в Украине, начиная с 90-х годов до сейчас, отзывы как участников, так и организаторов ивентов. Сейчас книга финализируется, и в первом квартале этого года мы планируем опубликовать ее и распространять по различным местам, где сконцентрирована наша целевая аудитория. Это будут кафе, кофешопы, студенческие библиотеки и т.п.

Нужно найти такую идеальную комбинацию, когда агентство влюблено в бренд и то, что агентство предлагает бренду, подходит ему.

Анна Руденко
Маркетинг-директор AB InBev Efes

Как в вашей компании происходит процесс разработки маркетинговой стратегии для новых брендов? Через какие каналы коммуникации вы доносите месседжи потребителям?

Первое, что мы делаем, — это анализ рынка и сегментов, в которых работаем. Мы ищем возможности для развития в определенных сегментах, обращаем внимание на те рынки, где наша доля ниже, чем нам бы хотелось. В результате может быть принято решения о том, что нам нужен еще один бренд. Запуская его, мы учитываем специфику рынка, наши амбиции с точки зрения роста в этом сегменте, конкурентные предложения. Разрабатывая стратегию, мы отталкиваемся от того, какова стоит цель по конкретному запуску, какая коммуникация есть у конкурентов, как выглядит сегмент, как мы можем привнести что-то новое в него, выделиться с точки зрения коммуникации.

И уже далее мы определяемся с каналами. Если говорить о super premium брендах, то чаще мы выбираем диджитал, наружную рекламу, спонсорство ивентов. Если говорить о более массовых брендах, то там мы идем в ТВ, но также подкрепляем его диджиталом и наружкой.

В диджитале у нас основной фокус на YouTube, Facebook, Instagram. Мы создаем контент, стараясь делать акцент на качестве по сравнению с количеством. То есть, например, баннерной рекламы мы используем меньше. 

Какие ограничения на ТВ и в диджитале на рекламу пива? 

В диджитале ограничений меньше, чем на телевидении. С 2015 года наша категория приравнялась к алкогольным напиткам, поэтому на ТВ для нас распространяются те же ограничения, что и для всех в алкогольной категории. В диджитале мы используем health warning как 15% от всего сообщения. Хотя, по сравнению с ТВ, в диджитале меньше ограничений, поэтому мы достаточно широко стараемся там использовать видеоформаты, которые дополняют ТВ, строят дополнительный охват.

Помимо запуска новых брендов, вы обновляли концепцию и уже существующих (например, «Черниговское Белое»). С какой целью это было сделано и дало ли какие-то результаты?

«Черниговское Белое» — это потрясающий бренд. Он остается лидером сегмента нефильтрованного пива в Украине на протяжении многих лет. В 2016-2017 годах мы обновили основную линейку «Черниговского» с точки зрения дизайна. В 2018 обновили дизайн «Черниговского Белого», и логичным следующим шагом было обновление коммуникации. Это нужно было для того, чтобы бренд оставался релевантным. Кроме того, рынок нефильтрованного пива в Украине большой и растет, и конкуренты проявляют интерес к этому сегменту. Соответственно, нужно также защищать позиции бренда, что мы и сделали. 

Вообще, поддержание актуальности, релевантности бренда — это постоянная работа. Мы стараемся вовремя обновлять бренды, привносить новое и давать всегда немного больше. Мы стремимся к тому, чтобы и с точки зрения и дизайна, и продукта, и коммуникации, мы давали потребителю больше, чем он ожидает за ту цену, которую платит. Мы верим, что в этом и кроется путь к успеху.

Ожидать ли новых брендов от вас в ближайшее время? 

В наших планах есть запуск новых брендов, в частности — в импортном сегменте. Мы имеем большую долю на нем (около 70%), и каждый год привозим новые бренды в Украину. Вот недавно привезли Goose Island: запустили Goose Island IPA, Goose Island 312 (нефильтрованное пиво) Goose Island Midway. Кроме того, мы постоянно расширяем линейку импорта бельгийского и немецкого пива. В ближайшее время однозначно будет больше импортных новинок, но мы не забываем и о локальных брендах.

А есть ли бренды, от которых планируете отказаться? 

Поскольку наш портфель большой, есть бренды, которые постепенно теряют релевантность. Это не ключевые бренды и они обычно имеют низкую долю рынка. Мы от них не отказываемся, однако понимаем, что они органически будут уходить с рынка. В то же время, мы фокусируемся на наших приоритетах. В этом году мы поддерживали в медиа 11 брендов: 10 брендов пива и 1 бренд кваса.

Какие самые нестандартные решения в продвижении ваших брендов вы использовали? 

Это, пожалуй, проект «Книга легендарних вечірок BUD», о котором я уже говорила. Также мы использовали AR для промо спонсорства BUD на Tomorrowland. Мы делали диджитал-активацию с использованием augmented reality, где потребители могли выиграть поездку на Tomorrowland.

Какие можете выделить основные цели и видения на 2020 год? Что хотите развивать, менять? Что планируете внедрять в коммуникацию своих брендов? 

Первое, что мы планируем — продолжать развивать наш портфель. Также будем продолжать фокусироваться на creative excellence, потому что верим, что это способно дать конкурентное преимущество, помогает строить бренды и способствует тому, чтобы потребитель выбирал именно наши бренды. 

Что касается коммуникации — будем тестировать инновационные подходы в медиа. Также будем фокусироваться на культурной релевантности наших брендов и коммуникаций. В целом же наш фокус — лидерство на рынке в сегментах, в которых мы работаем.

Можем ли мы сказать, что когда бренд хочет отстроиться от конкурентов, самый большой козырь его на сегодняшний день — это креатив? 

Не совсем креатив. Креатив как часть. Основной приоритет — это стратегия. То есть, понимание, для кого этот бренд, чем он будет отличаться от конкурентов, что уникального сможет предложить. А дальше — свежая подача. Важно не повторять то, что уже есть на рынке, а стараться привнести что-то новое, выделиться. Но при этом необходимо помнить о стратегии и понимать, что и для кого мы говорим и чем можем нашу коммуникацию подкрепить.

Мы стремимся к тому, чтобы и с точки зрения и дизайна, и продукта, и коммуникации, мы давали потребителю больше, чем он ожидает за ту цену, которую платит. Мы верим, что в этом и кроется путь к успеху.

Анна Руденко
Маркетинг-директор AB InBev Efes
Расскажите друзьям про новость
Tracking Pixel