Искусство и маркетинг всегда были очень сильно связаны между собой, однако в стремительном мире развития соцсетей творчество начинает выходить на первый план. Как правильно черпать вдохновение в творчестве, нужно ли сотрудничать с художниками и почему важно смотреть сериалы, чтобы делать крутой контент? Все эти вопросы разбирает Дарья Сальникова, владелица SMM-агентства Better call Daria.
Интеграция искусства в маркетинг — не новая идея
Привлечь внимание потребителя в современном мире становится все труднее и дороже. Бизнесу нужно привлекать к себе внимание, вызывать эмоции и вдобавок не просто удовлетворить потребности аудитории, но и соответствовать ее ценностям. Согласитесь, задача явно со звездочкой.
На помощь здесь приходит искусство. Ведь доказано, что обращать внимание и способствовать отклику оно может лучше всего.
Искусство взаимодействует с людьми в 5 разных способов:
- обращается к органам чувств (сенсорно);
- вызывает эмоции (эмоционально);
- знакомит с новыми идеями и наводит на мысли (когнитивно);
- вдохновляет на действия;
- вызывает чувство общности и причастности.
Благодаря этим механизмам создаются крутые рекламные кампании, отдельные спецпроекты или даже формируется брендинг. Эта идея не нова, и она работает. К тому же, со стремительным развитием соцсетей она приобрела новые проявления и форматы, сегодня мы поговорим именно о них.
Контент как киноискусство
Узнаваемость одного произведения искусства способствует узнаваемости другого. Нам нравится видеть «нечто знакомое» и смотреть на интерпретации любимых историй, поэтому снимаются ремейки или записываются каверы на песни. Это можно использовать и для контента. Хороший пример — интерпретации сюжетов из «Один дома» под контент разных брендов или создание собственного мини-сериала — оммажа от CHER’17 на «Секс в большом городе», что своими результатами подтвердило точность идеи, ведь общие просмотры кампании составили более 6 млн. Также то, что подобный подход работает, подтверждает и видео со сбором Курган и Агрегат в стиле культового сериала «Во все тяжкие», благодаря которому за 3 часа удалось собрать более 1 млн грн.
Заметки:
Человеческой психике свойственно бессознательно переносить ранее пережитые чувства и отношение к одному человеку другим людям или ситуации. Этот феномен вывел Зигмунд Фрейд и называется эффектом трансфера. Таким образом, личное отношение к произведению искусства может транслироваться на объект рекламы. При этом рекламируемый продукт или услуга воспринимается уже не сама по себе, а в соотношении с произведением искусства. Через определенные проекции реклама приобретает смысл, затрагивает чувства и будоражит воображение, а покупка становится культурной ценностью.
Переосмысление творчества
Переосмысление смыслов в творчестве все больше набирает популярность. Шедевры вдохновляют создание новых шедевров, что со своей стороны вдохновляет других художников на их превращение в другие виды искусства.
Так один из самых популярных художников современности Дэвид Хокни вдохновился шедевром Анри Матисса для создания своей картины «The Dancers II», а украинский дизайнер Люба Макаренко, вдохновившись уже этой концепцией, создала коллекцию SAYYA SS’2. SMM-команда в свою очередь метко интегрировала шедевры искусства в контент бренда.
Заметки:
Несмотря на то, что искусство с каждым годом становится ближе и доступнее, связь с ним все равно считается чем-то элитарным и привлекает более платежеспособную аудиторию. Удачно интегрировав искусство в свой контент, вы сможете задеть аудиторию, которая разделяет ваши ценности и принципы.
Коллаборация с художниками
Идем дальше. Вдохновляться всемирными шедеврами это, конечно, хорошо, однако искусство идет дальше, и в мире много создателей-современников, готовых к коллаборации. Как ее реализовать? Например, онлайн-ритейлер Fabo провел параллель между уходом за собой и созданием картины и превратил это в крутой сбор в коллаборации с художником Артуром Солецким.
Соответствует ли ценностям бренда? Да! Понятно ли аудитории? Да! Вдохновляет? Да! Выделяется среди других? Ну конечно, еще и делает доброе дело!
Комедия — тоже искусство
Когда мы говорим о творчестве, следует помнить и о театральном искусстве, а именно о комедийном жанре. С развитием TikTok в этом направлении произошел новый этап развития, который подарил нам блогеров, которых по праву можно считать художниками комедийного жанра. Сотрудничество с ними отличается от классических кампаний с инфлюэнсерами, где узнаваемое лицо звезды добавляет узнаваемости бренда или от более свежего формата сотрудничества с UGC-креаторами, где пользовательский контент способствует доверию к компании. Сотрудничество с блогерами-комиками поможет вашему бренду получить самобытность, продемонстрировать свои преимущества через творческий и уникальный подход инфлюэнсера и разнообразить ваш контент. Более того, подобный контент собирает в среднем в 20-30 раз больше привлечения, чем другие корпоративные публикации.
Контент — это уже отдельный вид искусства
Создание контента стремительно приобретает развитие, и каждое фото или видео в Instagram уже становится отдельным артом. Взять, например, парочку Young Emperors, создающих фэшн-контент с сюрреалистической подачей. Пропустить его невозможно, поэтому понятно, почему известные бренды выбирают их для коллабораций и вовлекают в создание собственного контента. Подобная подача точно обращает на себя внимание и собирает миллионные охваты.
Творческие спецпроекты
Сделать спецпроект с лидером мыслей — это одно, а представить его творчески и сделать из него сериал — это совсем другое. Бренд Kacharovska берет все средства старого кино для создания своих серий-интервью и получает стилистику, которая точно по душе его клиентам. В зависимости от выпуска видео данной серии набирают в среднем в два раза больше просмотров, чем другие видео на странице бренда.
Творческие средства в контенте
Мы все с вами еще со школы знакомы с набором стандартных художественных литературных средств: метафоры, эпитеты, оксюмороны и т.д. Однако использовать их можно не только в копирайтинге, но и в визуальном контенте. Например, с помощью персонификации в роликах Trentini предметам интерьера придаются свойства живых людей, которые танцуют, ходят на вечеринки и коммуницируют между собой.
Подобное художественное средство помогает продемонстрировать функциональные характеристики ламп в нестандартной форме.
Что можно сделать уже сейчас, чтобы добавить немного арта в ваш контент?
- Посмотреть (или вспомнить) культовые фильмы и сериалы и подумать, какие известные сцены или истории можно адаптировать под ваш бренд;
- Заняться поиском талантов: креативных фотографов, видеографов, художников или музыкантов, чье видение ложится в концепцию вашего бренда. Нестандартное арт-видео, брендовая песня или, может, серия постов, нарисованная украинскими художниками для вашего бренда, чем не креативная идея?
- Подумайте, кого из креаторов или комиков можно привлечь для создания совместного видео. Придумали? Действуйте!
Вспомните известные произведения искусства и художественные средства из школьных уроков и подумайте, как вы можете их переосмыслить или интегрировать ваш бренд в них. Подобных примеров в истории рекламы достаточно, вам осталось найти свой стиль.