Конкуренция и партнерство в истории бизнеса
Конкуренция 一 это тягач рынка, двигатель экономического прогресса и эволюции. Особенно сейчас, в XXI веке, когда в странах первого и второго мира настолько огромен выбор товаров и услуг, что мало делать что-то просто хорошо.
Благодаря конкуренции развиваются отдельные личности, глобальные компании, целые страны. Это основа капиталистического мира и причина маркетинговых войн между брендами, о которых писал Филипп Котлер.
Понимание конкуренции как «дружбы брендов по расчету»
Конкуренция 一 старое явление, которое сейчас приобрело новое значение. По моим наблюдениям, за последние 10-20 лет бренды от этого понятия в значении «агрессивная борьба за рынок и клиента» переходят к маркетинговым коллаборациям и пониманию конкуренции как «дружбы брендов по расчету».
Какие бренды «дружат» между собой
Первые маркетинговые коллаборации между брендами появились еще в начале XX столетия. Однако практика активного сотрудничества между брендами стала особенно популярной с наступлением эпохи новейшего маркетинга.
- Первый случай совместного продвижения товаров двух разных брендов 一 партнерство между автомобильной компанией Ford и часовым брендом Timex. В 1956 году компания Ford запустила специальную серию автомобилей Ford Thunderbird, в комплектацию которых входили часы Timex с логотипом Ford.
- Первое крупное сотрудничество брендов в новейшем времени 一 партнерство Louis Vuitton с американским художником и модельером Стивеном Спроусом. Результатом стала культовая коллекция с ограниченным тиражом, в которой классический логотип LV с монограммой был заменен граффити в нью-йоркском стиле.
- Первое сотрудничество, которое все уже воспринимают как данность и must have Coca-Cola и McDonald’s. Эти два бренда долго сотрудничают друг с другом. Coca-Cola является основным поставщиком напитков для ресторанов McDonald’s, и их совместные рекламные кампании подчеркивают связь между брендами и создают единое целостное восприятие.
В настоящее время существует множество флагманских коллабораций, без которых сложно представить бизнес-сезон:
- Nike и Майкл Джордан, о сотрудничестве которых даже фильм сняли Air;
- Nike и iPod, которые позволяют собирать информацию о параметрах и результатах спортивных тренировок с помощью спортивной обуви Nike+ и плеера Apple iPod nano;
- GoPro и Red Bull, вместе работающие над контентом в нише экстремальных видов спорта;
- Adidas и Kanye West, которые занимались выпуском линии обуви Yeezy, ставшей одной из самых успешных в индустрии спортивной моды.
Бренды-враги становятся друзьями по маркетингу
В сегодняшних коллаборациях самое интересное, когда бывшие свирепые конкуренты объединяются и имеют общие проекты.
Несмотря на то, что Apple и Samsung являются прямыми конкурентами на рынке мобильных устройств, они являются важными партнерами в сфере производства компонентов. Samsung является одним из ведущих поставщиков дисплеев и чипов для Apple, включая OLED-дисплеи, которые используются в iPhone и iPad. Кроме того, Samsung производит процессоры для некоторых моделей iPhone.
В 1990-х годах PepsiCo и Coca-Cola провели совместную рекламную кампанию под названием «Мир объединенной улыбки» (The World’s United Smile). В рамках этой кампании оба бренда оказали финансовую поддержку спортивному исследовательскому фонду. Каждый из производителей разместил логотип конкурента на своем продукте.
В 2014 году Apple и IBM объединили свои усилия, чтобы разработать и продвигать специальные бизнес-приложения на платформе iOS. Это партнерство позволило обеим компаниям использовать свои экспертизы и ресурсы для создания инновационных решений для корпоративных клиентов.
Коллаборации на макроуровне
Food market, фестивали, благотворительные проекты 一 это все примеры эффективного брендового партнерства. Благотворительная платформа United24 объединила разные бренда мира с целью помощи Украине во время войны. Логистические компании Укрпочта и DHL работают вместе, чтобы у международного перевозчика была возможность удерживать клиента в самых отдаленных селах Украины, где услуги по доставке предоставляет только Укрпочта.
Политические союзы 一 тоже коллаборации.
Политические союзы тоже коллаборации. Каждое государство конкурирует за таланты и капитал гражданина, но ради определенных задач государства объединяются в союзы и внедряют общую политику и маркетинг на государственном уровне.
Почему бренды коллаборируются, а не просто конкурируют
В мире, где слишком много производителей идентичных товаров и услуг, брендам легче объединить усилия и вместе извлечь выгоду, чем выкладывать очень большие бюджеты, чтобы прыгнуть на голову выше. Создание совместных продуктов, организация совместных мероприятий, разработка совместных рекламных кампаний позволяет двум сторонам обменяться аудиторией, попасть в мощное инфополе, усилить узнаваемость каждого бренда и нарастить продажи.
Совместное творчество и обмен идеями между брендами приводят к созданию чего-то нового, что не было бы возможно без такого партнерства.
Сейчас мы живем в эре коллабораций и партнерства, где конкуренция приобретает здоровую форму и эволюционирует в партнерство ради достижения целей. Относитесь к вашим конкурентам с уважением, ведь однажды, возможно, вы станете партнерами и будете реализовывать общий проект.
Кавер: Freepik