От конкуренции к сотворчеству: роль партнерства в современном маркетинге
31 Май 2023, 10:00

От конкуренции к сотворчеству: роль партнерства в современном маркетинге

Конкуренция и партнерство в истории бизнеса

Конкуренция 一 это тягач рынка, двигатель экономического прогресса и эволюции. Особенно сейчас, в XXI веке, когда в странах первого и второго мира настолько огромен выбор товаров и услуг, что мало делать что-то просто хорошо.

Благодаря конкуренции развиваются отдельные личности, глобальные компании, целые страны. Это основа капиталистического мира и причина маркетинговых войн между брендами, о которых писал Филипп Котлер.

Понимание конкуренции как «дружбы брендов по расчету»

Конкуренция 一 старое явление, которое сейчас приобрело новое значение. По моим наблюдениям, за последние 10-20 лет бренды от этого понятия в значении «агрессивная борьба за рынок и клиента» переходят к маркетинговым коллаборациям и пониманию конкуренции как «дружбы брендов по расчету».

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Какие бренды «дружат» между собой

Первые маркетинговые коллаборации между брендами появились еще в начале XX столетия. Однако практика активного сотрудничества между брендами стала особенно популярной с наступлением эпохи новейшего маркетинга.

  • Первый случай совместного продвижения товаров двух разных брендов 一 партнерство между автомобильной компанией Ford и часовым брендом Timex. В 1956 году компания Ford запустила специальную серию автомобилей Ford Thunderbird, в комплектацию которых входили часы Timex с логотипом Ford.
  • Первое крупное сотрудничество брендов в новейшем времени 一 партнерство Louis Vuitton с американским художником и модельером Стивеном Спроусом. Результатом стала культовая коллекция с ограниченным тиражом, в которой классический логотип LV с монограммой был заменен граффити в нью-йоркском стиле.
  • Первое сотрудничество, которое все уже воспринимают как данность и must have Coca-Cola и McDonald’s. Эти два бренда долго сотрудничают друг с другом. Coca-Cola является основным поставщиком напитков для ресторанов McDonald’s, и их совместные рекламные кампании подчеркивают связь между брендами и создают единое целостное восприятие.

В настоящее время существует множество флагманских коллабораций, без которых сложно представить бизнес-сезон:

  • Nike и Майкл Джордан, о сотрудничестве которых даже фильм сняли Air;
  • Nike и iPod, которые позволяют собирать информацию о параметрах и результатах спортивных тренировок с помощью спортивной обуви Nike+ и плеера Apple iPod nano;
  • GoPro и Red Bull, вместе работающие над контентом в нише экстремальных видов спорта;
  • Adidas и Kanye West, которые занимались выпуском линии обуви Yeezy, ставшей одной из самых успешных в индустрии спортивной моды.

Бренды-враги становятся друзьями по маркетингу

В сегодняшних коллаборациях самое интересное, когда бывшие свирепые конкуренты объединяются и имеют общие проекты.

Несмотря на то, что Apple и Samsung являются прямыми конкурентами на рынке мобильных устройств, они являются важными партнерами в сфере производства компонентов. Samsung является одним из ведущих поставщиков дисплеев и чипов для Apple, включая OLED-дисплеи, которые используются в iPhone и iPad. Кроме того, Samsung производит процессоры для некоторых моделей iPhone.

В 1990-х годах PepsiCo и Coca-Cola провели совместную рекламную кампанию под названием «Мир объединенной улыбки» (The World’s United Smile). В рамках этой кампании оба бренда оказали финансовую поддержку спортивному исследовательскому фонду. Каждый из производителей разместил логотип конкурента на своем продукте.

В 2014 году Apple и IBM объединили свои усилия, чтобы разработать и продвигать специальные бизнес-приложения на платформе iOS. Это партнерство позволило обеим компаниям использовать свои экспертизы и ресурсы для создания инновационных решений для корпоративных клиентов.

Коллаборации на макроуровне 

Food market, фестивали, благотворительные проекты 一 это все примеры эффективного брендового партнерства. Благотворительная платформа United24 объединила разные бренда мира с целью помощи Украине во время войны. Логистические компании Укрпочта и DHL работают вместе, чтобы у международного перевозчика была возможность удерживать клиента в самых отдаленных селах Украины, где услуги по доставке предоставляет только Укрпочта.

Политические союзы 一 тоже коллаборации.

Политические союзы тоже коллаборации. Каждое государство конкурирует за таланты и капитал гражданина, но ради определенных задач государства объединяются в союзы и внедряют общую политику и маркетинг на государственном уровне.

Почему бренды коллаборируются, а не просто конкурируют

В мире, где слишком много производителей идентичных товаров и услуг, брендам легче объединить усилия и вместе извлечь выгоду, чем выкладывать очень большие бюджеты, чтобы прыгнуть на голову выше. Создание совместных продуктов, организация совместных мероприятий, разработка совместных рекламных кампаний позволяет двум сторонам обменяться аудиторией, попасть в мощное инфополе, усилить узнаваемость каждого бренда и нарастить продажи.

Совместное творчество и обмен идеями между брендами приводят к созданию чего-то нового, что не было бы возможно без такого партнерства.

Сейчас мы живем в эре коллабораций и партнерства, где конкуренция приобретает здоровую форму и эволюционирует в партнерство ради достижения целей. Относитесь к вашим конкурентам с уважением, ведь однажды, возможно, вы станете партнерами и будете реализовывать общий проект.

Кавер: Freepik

Расскажите друзьям про новость