РеЛоковані. Елена Дальская-Латошевич о жизни в Варшаве и особенностях польской отрасли коммуникаций
02 Ноя 2022, 13:18

РеЛоковані. Елена Дальская-Латошевич о жизни в Варшаве и особенностях польской отрасли коммуникаций

Проект РеЛоковані от MMR расскажет о маркетологах и коммуникационщиках, вынужденно покинувших Украину в феврале этого года. РеЛоковані — это жизненные истории об адаптации в новой стране, о поиске новых смыслов, карьерных трансформациях. Первой героиней проекта является Елена Дальская-Латошевич, которая сейчас живет в Варшаве, открыла собственное агентство по PR и диджитал-коммуникациям PRaxis Agency, но уверена, что вернется в Украину и откроет офис на Крещатике.

Как вы оказались в Польше и почему выбрали именно ее?

24 февраля мы с семьей находились в Трускавце, где накануне праздновали мой день рождения. Утром, вместо того, чтобы поехать во Львов на Event Industry Forum, мы выехали в Польшу, где я до сих пор. Поехали именно сюда, потому что мой муж — поляк.

Где вы сейчас работаете и тяжело ли было найти работу?

Сейчас я развиваю собственное агентство по PR и диджитал-коммуникациям «PRaxis Agency» в Варшаве. Моим бизнес-партнером стал мой муж Артур Латошевич. Мы объединили мой опыт в области PR и международных коммуникаций и опыт Артура в области контент-маркетинга и SEO. Так родился наш «праксис» 🙂

Мы фокусируемся на помощи украинским компаниям, которые выходят на новые рынки и строят свои бренды и репутацию в новой социокультурной среде. Большинство запросов касается Польши, Чехии, Румынии и Германии.

После победы Украины в войне с россией мы планируем добавить в наш сервис услуги по PR-поддержке европейских и глобальных брендов на рынке Украины.

После победы Украины в войне с россией мы планируем добавить в наш сервис услуги по PR-поддержке европейских и глобальных брендов на рынке Украины. Спойлер: уже ведутся PR-консультации с нашей стороны для европейских cтартапов и e-commerce компаний. Кроме того, я отвечаю за PR и коммуникации в WhitePress Ukraine — платформе по контент-маркетингу, PR и SEO.

Итак, в моем случае произошли кардинальные карьерные изменения: вместо позиции Chief Communications Officer в крупном международном киберспортивном холдинге теперь собственный бизнес. Сложно ли мне? Кто хорошо меня знает, знает и то, что сложности являются для меня вызовами, а вызовы я люблю. Возможно, именно благодаря этому всплеску энергии я параллельно положила начало еще одному, но уже некоммерческому проекту — сообществу украинских PR-специалистов со всего мира «PR Razom» (если хотите присоединиться, пишите мне в LinkedIn).

Какие особенности отрасли коммуникаций в Украине и Польше?

Еще в начале войны меня пригласили присоединиться к польской PR-ассоциации «Polskie Stowarzyszenie Public Relations» (PSPR), и за это время у меня уже сформировалось определенное понимание таких особенностей на фоне общения с местными коллегами.

К примеру, польские PR-специалисты почти не занимаются глобальными коммуникациями, поскольку в фокусе масштабирования польского бизнеса находятся преимущественно страны Центральной и Западной Европы. К тому же внутренний рынок этой страны настолько развит (Польша перешла из группы развивающихся стран в группу развитых стран), что работы для коммуникационников хватает и в рамках польского контекста.

Еще один пример — польские медиа. В основном они пишут о местных компаниях для местной аудитории (что логично). Интерес к историям украинских предпринимателей возникает у журналистов, когда они видят ценность для своих читателей. Хотите быть интересными для местных медиа? Сначала создайте такую ценность.

Институт репутации имеет большое значение, поэтому и запрос на корпоративные коммуникации высок.

Интересный факт вдобавок: в столице Польши находится Варшавская фондовая биржа — крупнейшая в Восточной и Центральной Европе. Что это значит для PR-индустрии? Институт репутации имеет большое значение, поэтому и запрос на корпоративные коммуникации высок.

Изменили бы вы место жительства, если бы не война?

Нет, не изменила бы. Всю свою жизнь я прожила в Киеве в одной и той же квартире, никогда не жила нигде, кроме дома, и не арендовала жилье.

В будущем, после нашей победы, вижу себя в Киеве, где будет размещаться головной офис PRaxis Agency на моем любимом Крещатике. А также в регулярных командировках между Варшавой и другими европейскими городами, где будут действовать представительства PRaxis Agency. Вот такой план 🙂

Насколько быстро вам удалось адаптироваться к жизни за границей? Есть ли вещи, которые удивляют?

Я не адаптировалась, не адаптируюсь и не планирую этого делать, потому что не считаю себя эмигранткой. Я больше наблюдаю, чем пропускаю через себя.

Варшава, где я живу уже пятый месяц, привлекает меня прежде всего своей атмосферой: с одной стороны, это город с вайбом стартап-культуры, а с другой — здесь чувствуется стабильность. Уникальный баланс, не правда ли? Именно в Варшаве такие компании, как Google, Microsoft, Box или Nvidia, строят мультимиллиардные центры. Польша максимально открыта для глобальной экономики, что добавляет драйва.

По моему мнению, Варшава — это едва ли не единственный город в мире, атмосфера которого так напоминает Киев. Мне здесь комфортно (насколько вообще может быть комфортно в этой ситуации), и прежде всего через людей, в частности украинцев, которых здесь очень много. Происходит множество украинских деловых мероприятий и культурных событий. Варшава стала украинским хабом, и почти все, уезжая из Украины или в Украину, проезжают через этот город. Поэтому моя социальная жизнь здесь очень насыщена, ведь #Варшавськізустрічі дают энергию, которой я тоже охотно делюсь в ответ. Если будете в Варшаве, пишите — сходим на кофе.

Особенно ценной особенностью является высокий уровень безопасности в городе. Согласно исследованиям Eurostat, Польша занимает третье место в списке самых безопасных стран Европы.

И еще один замечательный факт о Варшаве: здесь нет русни!

Расскажите друзьям про новость