Есть хобби — смотреть сериалы и фильмы о кризисах. Бизнес и политические. Один из моих любимых телесериалов – «Рэй Донован». Он о «кризисном фиксере», который помогает богатым и влиятельным клиентам решать их проблемы.
Актер Лиев Шрайбер прекрасно сыграл этого неоднозначного американского ирландца в костюмах Zegna, постоянно решающего проблемы в семье и с клиентами. К персонажу есть много вопросов нравственного и личного характера. Но в работе он достаточно эффективен, если мерить желаемыми для его клиентов результатами.
Я записал несколько ценных наблюдений по поводу того, что делает Рея Донована успешным в его деле.
1. Быть превентивным
Рэй часто предусматривает потенциальные проблемы и принимает решения, которые должны предотвратить их превращение в кризис. Опасаться бывает лучше, чем тушить пожар после того, как он уже начался.
В моей практике клиентов, которые желают защитить себя заранее, меньше, чем тех, которые позвонили мне уже во время кризиса. Но ведь вы точно знаете о своих двух-трех ситуациях, которые потенциально могут превратиться в кризис. Готовы действовать сразу, как они активируются?
2. Остаться спокойным под давлением
Рэй Донован удивляет своим спокойствием и сосредоточенностью в ситуациях, когда все вокруг просто бесятся и становятся неадекватными. Даже при этих обстоятельствах он остается спокойным и сосредоточенным для принятия обоснованных решений.
Полезен навык для любого кризисного менеджера. Когда у клиента все «кипит» из-за кризиса, важно оставаться самым спокойным человеком в комнате.
Когда первый шок клиентов истекает, и они начинает мыслить более рационально, чаще всего я слышу благодарность именно за то, что своим благоразумием помог сбалансировать ситуацию и перевести ее в управляемое состояние.
3. Строить прочные отношения
У Рэя есть сеть контактов и союзников, на которых он может рассчитывать. В первую очередь это ядро его команды и специфические подрядчики. Похоже, что Донован умеет строить профессиональные отношения так, что его звонок с просьбой о помощи воспринимается профессионалами как в определенной степени приоритетная задача.
В моем списке подобных профессионалов есть люди, которых я очень ценю за готовность быстро включаться в проект и их доверие ко мне. Это позволяет оперативно мобилизовать ресурсы, необходимые для реагирования на кризис клиента.
4. Эффективно коммуницировать
Рэй Донован — профи в том, что он говорит, и в том, как он это говорит. Он очень лаконичен (иногда слишком), но умеет передать ключевую сущность ситуации и задачи. Учитывая, как молниеносно его команда и партнеры решают проблемы, они хорошо понимают его стиль коммуникации.
Для меня лучший бриф — это короткий бриф.
Для меня лучший бриф — это короткий бриф. В нем есть базовое описание ситуации, с которой мы начинаем работу, ожидаемый результат и условия его достижения. Когда много лет работаешь с партнерами-профессионалами, хорошо знаешь, какую информацию им нужно дать для получения желаемого результата.
5. Быть гибким
Рэй адаптируется к изменениям, которые происходят постоянно и находит креативные решения неожиданных проблем.
В моей работе кризисного и репутационного советника нужно уметь думать как стратегически, так и на ходу. Когда я захожу в проект, я владею только ограниченной информацией, полученной от клиента и из открытых источников. Но в процессе работы всегда появляются новые данные, меняются обстоятельства и приходится корректировать план действий. Стратегия должна быть гибкой и динамичной.
Предлагаю вам на выбор два «домашних задания» по мотивам этого поста:
- Вспомните две-три свои ситуации, которые могут превратиться в кризис. Проанализируйте самый плохой сценарий, к которому они могут привести. Будет ли вам некомфортно настолько, что хоть из квартиры не выходи? Или ощутите ли вы негативные финансовые последствия? Если да — сделайте антикризисные заметки о действиях в первые три часа одного из ваших кризисных сценариев.
- Составьте список из 5 «антикризисных» доверенных контактов — кому вы позвоните по телефону первыми, если у вас возникнет кризисная ситуация.