«Победа за нами, а врагу гореть в аду»: Растислав Риго о чертах, благотворительности и прочем
13 Ноя 2023, 14:09

«Победа за нами, а врагу гореть в аду»: Растислав Риго о чертах, благотворительности и прочем

Издание MMR пообщалось с Head of Brand COSMOLOT Растиславом Риго, который рассказал в эксклюзивном интервью о масштабной «адской» рекламной кампании, запущенной во время полномасштабной войны, сотрудничестве с креативными агентствами, хейт, благотворительность и прочем.

Как возникла идея такого провокативного креатива, как кампания «Рашистам — пекло»? Сложно ли было запустить ее с точки зрения законодательства?

Упомянутая кампания — это первая кампания нашей долгосрочной коммуникационной стратегии, главным сообщением которой является «Нація Переможців». Это коммуникационная платформа для всех наших кампаний во всех каналах, начиная с марта 2022 года.

Идея креатива появилась в результате наших наблюдений за настроением и состоянием украинцев. На мой взгляд, до вторжения россии в Украину много украинцев и подавляющее большинство международного общества не считали украинский народ нацией победителей. Март 2022 года показал героизм и смелость украинцев, военных, которые остановили «вторую армию мира». Это изменило восприятие Украины как в мире, так и внутри страны. А мы это констатируем в своей коммуникации.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь
Адский креатив, который мы создали летом с главными персонажами-чертами — это дерзкое олицетворение конечной точки жизни тех, кто пришел убивать украинцев. Черты являются обладателями места, куда попадает русский солдат. Очевидно, что в рай ему путь закрыт.
Растислав Риго
Head of Brand COSMOLOT

Колебаний перед запуском креатива не было. Черти — это яркие, понятные персонажи с четким ассоциативным рядом и культурным бекграундом. Да, они могут задеть некоторых людей, что и произошло. Но мы не перестаем повторять: черти и ад — это та территория, в которую должен попадать враг, рашисты и убийцы украинского народа.

С юридической точки зрения никаких сложностей тоже не было.

Обращались ли вы, кроме продакшна, в креативное агентство или разрабатывали креатив собственными усилиями?

Еще до полномасштабной войны мы работали исключительно с собственными креативными ресурсами и не собираемся это менять. У меня 25-летний опыт работы в рекламных агентствах, поэтому могу смело утверждать, что в нашем случае эффективнее работа с собственным креативным цехом. На самом деле это не является чем-то необычным, многие мировые бренды создают креативные команды как часть компании.

Дополнительной причиной такого выбора было переосмысление подхода к рекламе. Все рекламщики знают старое клише: мы не продаем продукт, мы продаем стиль жизни. А мы сейчас и стиль жизни не продаем.

Наша коммуникация пытается быть на одной волне с обществом: прислушиваемся к мыслям и настроению людей, чувствуем, что их ободряет, что подарит хотя бы немного радости, надежды или энергии. Когда ты смеешься противнику в лицо, ты уже наполовину победил.
Растислав Риго
Head of Brand COSMOLOT

В данном случае in-house команда работает более синхронно и слаженно, чем креатив на аутсорсе. На аутсорсе у нас продакшн. Но даже здесь могу сказать, что де-факто мы уже одна команда. При таком большом количестве контента, который мы производим, это — единственный верный путь.

Сколько было этапов в кампании и какие коммуникационные каналы использовались?

Мы называем их сезонами, ведь каждая часть коммуникационной стратегии «Нація Переможців» — это мини-сериал, где персонажи поднимают разные социальные темы и виртуозно наказывают рашистов. Мы использовали все возможные каналы коммуникаций. На самом деле мы работаем в формате, который все мои коллеги-рекламисты на рынке знают под названием «360 коммуникация» — все возможные и доступные каналы, которые работают слаженно. И в каждом канале мы показываем отдельный взгляд на всеобщую историю.

Какой канал стал самым эффективным? Как оценивали кампанию и насколько удовлетворены результатами?

С началом полномасштабной войны классические каналы телевидения и радио потеряли свои метрики. Потому мы долгий период не ориентировались на эти данные. Зато онлайн-каналы оставались с обратной связью, поэтому, конечно, руководствовались данными: читали комментарии в соцсетях, наблюдали количество реакций, репостов и комментариев. На ТВ размещается ролик, а на радио в ротации выходит песня, звучащая в телевизионном ролике, в соцсетях появляется несколько иной формат того же ролика. И так далее.

В соцсетях активно обсуждали кампанию. Был как хейт, так и положительные отзывы. Анализировали ли вы это?

Хейт был. Я бы удивился, если бы его не было. Положительных отзывов было больше. Но и это не главное.

По моему убеждению, коммуникация бренда должна беспокоить, то есть вызывать эмоцию, стимулировать потребителя не быть безразличным к бренду. И конечно, она не может всем нравиться, это невозможно.
Растислав Риго
Head of Brand COSMOLOT

В основном хейтеров мало интересует, что в сюжете — они ненавидят форму, а не содержание. А важное содержание. Спросите, как можно уменьшить количество хейтеров? Мы как раз работаем над этим.

В следующей кампании появятся новые персонажи, которые, как мы надеемся, будут соответствовать внутреннему вкусу людей, которые не любят чертей. Мы интригуем сейчас, но нас не менее интригует реакция аудитории.

Расскажите о благотворительной составляющей кампании. Сколько денег удалось собрать?

Благотворительная составляющая есть во всех процессах компании COSMOLOT. Выделить здесь коммуникационную кампанию и назвать вам конкретные суммы я не могу. Не из-за тайны, а из-за того, что мы не собирали донаты с людей с помощью кампаний.

Исключением является первая кампания 2022 года «Рашистам — пекло». На тот момент ситуация была крайне нестабильна, никто не знал, что нас ожидает, поэтому «Рашистам — пекло» была нацелена не столько помочь собрать средства фондам, сколько объединить украинцев и показать путь, которым мы все можем помочь ВСУ.

В настоящее время общая помощь COSMOLOT превышает 130 млн грн. Эти деньги — из собственной прибыли.

В коммуникационной стратегии мы показываем не то, как много помогаем, а то, что ответственная позиция должна быть у каждого гражданина, каждого бизнеса, который зарабатывает деньги в Украине.
Растислав Риго
Head of Brand COSMOLOT
Ожидать ли в ближайшем будущем продолжение кампании или планируете что-то совершенно новое?

Продолжение будет. Какое именно — увидите. Будет ли оно совершенно новым, зависит от того, с какой стороны посмотреть. Не изменится коммуникационная стратегия — «Нація Переможців». А отдельные месседжи и истории будут отвечать тому, что живо обсуждается в обществе, о чем люди мечтают или хотят.

Как считаете, будут ли черти в креативах актуальны после нашей победы?

Это вопрос времени. К сожалению, победа не наступит завтра или послезавтра. Но мы все работаем над ее приближением. Когда это время наступит, будет ясно, о чем нужно будет коммуницировать в тот период.

Поделитесь вашим чеклистом для креативов и коммуникаций, балансирующих «на грани»? Как быть смелым, но при этом не зашквариться?

У меня нет такого чек-листа. Стратегия требует глубокого анализа происходящего вокруг. Создать единственный чеклист здесь нельзя. Нестабильность требует быть гибкими. Я не считаю наш креатив «на грани», ведь содержание и месседжи «Нації Переможців» прозрачны и понятны. Но дам совет, как не зашквариться.

Зашквариться можно тогда, когда вы создаете эгоцентрированный креатив, когда цель эгоистической стратегии. Когда авторы пренебрежительно относятся к аудитории и преследуют собственные цели. Нужно слушать людей, развивать эмпатию и понимать настроения общества.
Растислав Риго
Head of Brand COSMOLOT

Да, это не всегда легко, ведь есть действительно острые темы внутри страны. Однако это отличает современную демократическую цивилизацию от авторитарных болот — умение дискутировать. Общество должно обсуждать и дискутировать, только тогда рождается консенсус.

Расскажите друзьям про новость