Портосовщина, карго-культ и зрада в Facebook
18 Мар 2017, 12:00

Портосовщина, карго-культ и зрада в Facebook

Ретроспектива недели глазами Эльдара Нагорного, основателя Serendipity Marketing School

Чем запомнилась нам эта неделя? К примеру, тем, что Илона Степанова провела первые 180 дней без коллег из российского СПН. Тем временем, консалтинговые холдинги покупают рекламные агентства. А глава пресс-службы НАК «Нафтогаз Украины» Алена Осмоловская разложила по молекулам репутационные кризисы и рассказала, как с ними бороться. Пока пожары тушатся, у нас идет баттл ребрендингов Work.ua и Rabota.ua. А Эльдар Нагорный, главный специалист по развитию бизнеса QArea, USA, основатель Serendipity Marketing School, призывает всех учить языки и слушать украинскую музыку. Ранее впечатлениями о прошедшей недели делилась Алиса Маллен, public relations manager в арт-центре Closer.

Марина Корчака
Экс-главный редактор MMR

Открытие недели 

Не то, чтобы открытием, но вполне себе откровением недели для меня оказалось то, что большинство украинских бизнесменов весьма плохо себе представляет, что такое ремаркетинг и с чем его едят. То есть большинство бизнесов, даже в сфере сложных продаж и длительного принятия решения о покупке не связывают свою стратегию продвижения с повторной коммуникацией. Либо делают это по инерции, бездумно копируя чужие алгоритмы. Я называю это Портосовщиной в маркетинге: «Я дерусь потому, что я дерусь!»

Впечатление недели 

Очень многие глупости в маркетинге, особенно в социальных сетях, легко объяснить, если разобраться в термине карго-культ. В Википедии можно прочитать: «В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся „точные копии“ взлетно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Последователи культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом.» 

Термином карго-культ принято называть бездумное повторение внешних признаков того или иного процесса, совершенно не разбираясь в его механике и предназначении. Множество наших горе-маркетологов — это типичные аборигены Папуа-Новой Гвинеи. По крайней мере, судя по тому, как они бездумно копируют внешние атрибуты чужих рекламных кампаний и маркетинговых стратегий, не утруждая себя пониманием их задач и механизмов. 

Знание недели 

В последнее время я, наконец, добрался до прекрасной книги Бреда Стоуна «Продается все» и теперь зачитываюсь поучительной историей взлета мирового интернет-гиганта Amazon. Что впечатлило больше всего? Минимум лирики и романтизма. Just a business.

Что достало за прошедшую неделю 

Зрада. Зрада везде. Особенно в Facebook. Хороший процент зрады еще никому не вредил, но если мы и загнемся когда-то, то это будет сделано только своими руками. Помрем бесславно от демотивации и уныния. 

Я вообще не могу себе представить, как в стране, в которой каждый второй бизнес говорит о небывалом росте продаж, где рекламные бюджеты выросли на 27% за год (в интернете на 33%) и уже обогнали докризисный 2013 год (это в воюющей стране!), можно быть в такой повсеместной депрессии и разочаровании. Для сравнения, от кризиса 2008 мы «излечились» лишь в 2012 году. А в 2016 рост ВВП составил 4-5%. 

Вспоминаю анекдот про ангела хранителя, который записывал все жалобы и стенания подопечного и не мог понять, зачем человек просит все это в свою жизнь. 

Скриншот экрана смартфона

Что читать 

Если вы хотите работать на украинском рынке, вам обязательно нужно читать «Стратегию голубого океана» Чан Кима и Рене Моборн (не перепутайте, первый — мальчик, вторая — девочка 🙂 ). Вы будете смеяться, но на какой бы рынок в Украине вы не зашли, вы окажетесь в условиях, описанных в этой книге. Либо конкуренции нет, как факта. Как, например, в области образования. Либо это игра в монополию — конкурент силен, но он держится за счет искусственной монополизации рынка. Естественно, он неповоротлив и увяз в собственном мнимом всесилии. В общем, гуляй, не хочу.

Что смотреть 

Я не буду оригинальным, если скажу, что смотрю «Гранд Тур» от Amazon, жду новые серии «Теории большого взрыва», в восторге от сериала «Пространство». А еще я бы порекомендовал всем посмотреть «Альфа-дом». Отличное высмеивание американской системы власти. Нам самим не помешает определенная доля юмора и прагматизма в этом вопросе.

Что послушать 

Очень люблю украинскую музыку. Да, эфир сейчас искусственно наполнен контентом самого разного уровня, но откуда взяться качественным украинским записям, когда все забито российским ширпотребом. А вот хорошие современные музыканты в Украине есть. И я рад, что спрос на них растет и им приходится соответствовать. 

Что изучить 

Язык. Мой ребенок сейчас учит украинский, английский и китайский. А ему всего 6 лет. Как бы я хотел, чтобы в его возрасте кто-то объяснил мне, что учить языки — это самое главное, что понадобиться в жизни. Кроме того, это невероятно весело 🙂 

Куда пойти 

Если у вас есть хоть немного свободного времени — идите учиться. Не так важно чему, но лучше потратить свое свободное время на изучение нового, чем торчать перед телевизором, в кино или ресторане. И избавьтесь, наконец, от призраков советского прошлого — учеба, это интересно, быстро и увлекательно. А вовсе не тот совковый ад, в котором престарелая профессура неделями ест ваш мозг чайной ложкой.

Расскажите друзьям про новость