Пока карантин: плюсы и минусы для украинских компаний. Часть четвертая
28 Апр 2020, 14:41
PR

Пока карантин: плюсы и минусы для украинских компаний. Часть четвертая

«Филип Моррис», «Синэво», Watsons, Secret Service о том, как кризис изменил их бизнес

Продолжаем серию публикаций о том, что происходит внутри украинских компаний во время карантина. Мы задаем наши вопросы представителям разных сфер с целью узнать, как карантин повлиял на их бизнес. В этой подборке опытом делятся Эмель Мордо, директор People&Culture (HR) «Филип Моррис» в Украине, Армении, Грузии и Молдове, Николай Скавронский, коммерческий директор «Синэво», Татьяна Черненко, Chief Customer Officer Watsons Ukraine, и Михаил Ясинский, CEO Secret Service Entertainment Agency.
Marketing Media Review
Обо всем, что происходит в мире маркетинга и креатива: новости, обзоры трендов, авторские колонки, кейсы и интервью

«Филип Моррис»

Эмель Мордо, директор People&Culture (HR) «Филип Моррис» в Украине, Армении, Грузии и Молдове

1. Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса?

Я бы сказала, что в эти дни наше внимание сосредоточено на нескольких важных аспектах: обеспечить безопасность наших сотрудников и бесперебойную работу бизнеса, а также поддержать общество, в котором мы живем и работаем. Во время карантина наш бизнес значительно изменился. Мы перефокусировались из розничной торговли на онлайн маркетплейсы и цифровые решения для каждого бизнес-процесса: от цепочки поставок до финансирования и управления персоналом. Мы сталкиваемся с неизвестными до карантина темпами и масштабами жизни. К тому же, работа из дома и личная жизнь спровоцировали огромное давление на наших сотрудников. Сегодня мы живем с гораздо более высоким уровнем ответственности перед людьми, бизнесом, стейкхолдерами и страной. Мы учимся каждый день, адаптируемся, пишем сценарии «а что же после?». Но о последствиях каждый из нас еще долго будет рефлексировать, ведь после все точно будет по-другому.

Мы перефокусировались из розничной торговли на онлайн маркетплейсы и цифровые решения для каждого бизнес-процесса: от цепочки поставок до финансирования и управления персоналом.
Эмель Мордо
Директор People&Culture (HR) «Филип Моррис» в Украине, Армении, Грузии и Молдове

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса?

Как «Филип Моррис», мы живем в режиме трансформации уже несколько лет, но, оглядываясь назад, мы понимаем, что настоящая трансформация пришла с COVID-19.

Кризис показал, насколько сильная и сплоченная у нас команда, насколько быстро мы можем перестроить бизнес-модель, наладить процессы. Большинство руководителей скажет все это о своих людях, но мои слова подкреплены результатами работы, которые впечатляют глобальную команду каждый день. 

Цифровая трансформация ускорилась за такое короткое время, что запланированные на 12 месяцев проекты теперь выполняются за 1 месяц! Новые цифровые приложения и решения становятся нашими лучшими друзьями. Все предыдущие инвестиции в цифровые технологии, инструменты, программы и способы обучения сегодня способствуют эффективности организации. Мы все наконец узнали, что работа на дому очень даже возможна, она дает нам целостное понимание наших коллег и их личной жизни, включая детей и домашних животных. 🙂

Конечно, хотелось бы, чтобы все происходило не так быстро и не так болезненно. Но именно эта ситуация раскрыла потенциал бизнеса и людей, предоставив нам возможность делами показать заботу о наших людях и внести свой вклад в поддержку Украины в это непростое время.

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками?

Для нас на первом месте здоровье и безопасность наших сотрудников и их близких. Мы вышли с открытой коммуникацией к команде, чтобы наши люди и их родные чувствовали себя защищенными. Мы гарантировали выплату зарплат всем сотрудникам, и даже тем, которые не могут выполнять все свои обязанности в новых условиях. Кроме этого, мы также внедряем мотивационные инструменты. Были проведены переговоры со страховой компанией, чтобы убедиться в гарантии покрытия тех медикаментов, которые не будут обеспечены протоколами МОЗ в случае выявления СOVID-19. Мы увеличили лимиты на мобильную связь и интернет тем, кому это было необходимо, предоставили маски, антисептики и другие средства защиты не только сотрудникам, которые не могут работать из дома, но и для личных потребностей в т.ч. членам их семей.

Все наши офисные сотрудники начали работать из дома. Наши активности «в полях» были значительно снижены и максимально диджитализированы, но нашей команде по-прежнему необходимо обеспечивать потребности потребителей на высшем уровне. Мы предоставили всем сотрудникам в «полях» и на фабрике средства индивидуальной защиты и пересмотрели процессы и приоритеты, чтобы обеспечить социальное дистанцирование и все возможные меры для безопасности наших людей.

По результатам последнего опроса, проведенного в середине апреля, наши сотрудники почувствовали искреннюю заботу команды, бережное отношение, оценив наши старания на > 90%.

4. Какие каналы вы используете для связи с сотрудниками?

Коммуникации с индивидуальным подходом и едиными сообщениями для внутренних и внешних стейкхолдеров лежат в основе построения доверия, особенно сегодня. Эмпатия, открытость, гибкость и реальная поддержка. Мы постоянно коммуницируем по разным каналам, включая специально запущенный бот в Telegram и встречи онлайн с менеджментом компании. В сообщениях, конечно же, бизнес-апдейты, информационная кампания по социальному дистанцированию, развенчивание мифов о COVID-19, вопросы и ответы, видео-сообщения, вебинары с врачами и психологами, полезные ссылки для личного развития, управления изменениями, виртуальные спортивные занятия и даже полезные ресурсы для детей. Мы предоставили команде бесплатный доступ к фильмам на MEGОGO, возможность изучать иностранные языки с инструментом Rosetta Stone.

5. Ваши лайфхаки – как адаптироваться к новой реальности?

Сегодня правила бизнес-игры получили бы название «адаптация». Это не ново для нас, но теперь это уже не что-то, о чем мы читаем в журнале или слышим на бизнес конференции, это — реальность для абсолютно каждого. Кроме того, все происходящее уже не касается одной компании или индустрии, города или страны, это глобальный вызов. Мы все в одной лодке. Мы знаем, что неизвестность приносит беспокойство и страх. Те из нас, кому удастся превратить беспокойство в вовлеченность и правильные действия, и станут победителями.

Сегодня правила бизнес-игры получили бы название «адаптация». Теперь это — реальность для абсолютно каждого.
Эмель Мордо
Директор People&Culture (HR) «Филип Моррис» в Украине, Армении, Грузии и Молдове

Принимайте новую реальность и готовьте людей к ней уже сегодня — главный лайфхак.

6. Ваши инсайты на время карантина

«Любовь» и «Забота» — это слова, которые я бы выделила как самые важные для себя в эти дни.

Карантин стал бесценной возможностью для размышлений, расстановки приоритетов и понимания того, что действительно имеет значение.

Бизнес-модели не будут прежними, борьба за таланты только усилится и диджитализация будет продолжаться полным ходом.  Но самое главное, благополучие людей, социальные проекты станут ключевыми даже для локального бизнеса, ведь они помогут удержать правильных людей, обеспечить их эффективность и построить доверие со всеми стейкхолдерами.

«Синэво»

Николай Скавронский, коммерческий директор «Синэво»

1. Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса?

После введения карантина мы видим резкое сокращение продаж, поэтому даже на таком относительно коротком периоде компания уже несет огромные потери. Но что хуже, введение карантина является лишь отправной точкой надвигающегося общеэкономического кризиса. Как бизнесы, так и население, все готовятся к ухудшению общей рыночной конъюнктуры, сокращению доходов, а, возможно, даже и рабочих мест. И естественно, люди переходят на режим максимальной экономии и тратят деньги только на товары первой необходимости. Поэтому мы допускаем, что наши потери в течение только марта-мая могут составить до 200 млн недополученной выручки, а до конца года — даже до 500 млн. Вследствие этого влияние карантина на прибыльность компании может быть гораздо более существенным, вплоть до получения убытков в краткосрочном периоде.

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса?

При стабильной экономической ситуации быть успешным могут многие компании. А вот период кризиса, как например сейчас, покажет реальную жизнеспособность бизнесов. Со своей стороны, мы уверены в том, что «Синэво» этот кризис переживет, — у нас есть разработанный антикризисный план, необходимые резервы и опыт. А вот некоторым лабораториям, которые не считали нужным инвестировать в настройку эффективных бизнес-процессов, а работали лишь с целью быстро снять сливки, вероятно придется уйти безвозвратно. Но эти же компании своей не всегда добросовестной работой только подрывали общее доверие клиентов к частному лабораторному рынку. Поэтому с помощью кризиса рынок может самоочиститься от компаний-паразитов. Останутся только сильные и жизнеспособные игроки, и как лабораторному рынку, так и клиентам, это пойдет только на пользу.  

При стабильной экономической ситуации быть успешным могут многие компании. А вот период кризиса покажет реальную жизнеспособность бизнесов.
Николай Скавронский
Коммерческий директор «Синэво»

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками?

Несмотря на падение продаж, пока что это никак не повлияло на наших сотрудников. В марте все почти две тысячи сотрудников «Синэво» получили свою зарплату в обычном размере. В зависимости от ситуации в апреле нам, возможно, придется прибегать к некоторым урезаниям зарплаты. Но для нас главное — при любых обстоятельствах сохранить команду. Мы очень тщательно подбираем персонал, поэтому мы будем делать все возможное для того, чтобы наши люди остались с нами и не оказались в разгар кризиса без работы и средств для существования.  

4. Какие каналы коммуникации используете для общения с сотрудниками и клиентами во время карантина?

Мы пытаемся коммуницировать через разные каналы, чтобы как сотрудники, так и наши клиенты гарантированно увидели от нас информацию. Мы знаем их предпочтения, где они ищут информацию и бывают чаще всего, поэтому стараемся использовать именно эти каналы. В первую очередь, это, конечно же, соцсети, почтовые рассылки и различные виды мессенджеров.

5. Коммуникации каких компаний во время карантина вам близки? Почему?

Приятно отметить, что за последние несколько лет бизнес усвоил одну очень важную вещь: коммуникация с клиентом является не жестом доброй воли, а неотъемлемой частью успешности бизнеса. Поэтому я с удовольствием наблюдаю, как компании, особенно B2C сектора, массово переориентируют свою коммуникацию на клиента. Именно поэтому не хотелось бы выделять кого-то одного или нескольких, так как уважения заслуживают очень многие. При этом важно, что эта тенденция касается не только частных, но и государственных компаний.

6. Три лайфхака от вас, как адаптироваться к текущей обстановке?

Первое и, пожалуй, самое главное, — это меньше поддаваться панике и везде применять критическое мышление.  Второе — готовиться к кризису ответственно и основательно — приоритизировать потребности и урезать любые расходы, кроме сокращений персонала. Команда — это святое. Кризис может быть ооооочень долгим и сложным, но люди и команда всегда должны быть на первом месте. И третье — самоорганизоваться. Это поможет не только пережить сложный период, но и наработать важные навыки, которые потом очень пригодятся даже в обычное время.

7. Вынесенный инсайт во время карантина.

Кризис позволяет быстро очиститься от лишней шелухи и отделить зерна от плевел. Это очень дорогого стоит, так как в нормальное время это часто не в приоритете.

Watsons

Татьяна Черненко, Chief Customer Officer Watsons Ukraine

1. Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса?

Основой ассортимента компании Watsons являются товары первой необходимости, средства личной гигиены, бытовая химия. Поэтому мы должны продолжать работу, чтобы обеспечить население всем необходимым, ведь гигиена во время пандемии — наиболее важное мероприятие для сохранения здоровья и предотвращения распространения инфекции. Магазины сегмента дрогери имеюют право продолжать работу согласно распоряжения Кабмина, но из-за отстутствия централизованого решения местные власти выдают свои распоряжения с требованием закрывать такие магазины. Кроме того, из-за закрытия ТЦ, нам пришлось сразу же приостановить работу магазинов, которые там находятся. Еще пришлось снять с товарных полок декор. И это негативно не только для компании, но и для покупателя: многие женщины приходили в магазины порадовать себя мелкими покупками. Сейчас же это невозможно, а невозможность радовать себя еще больше подрывает психологическое и эмоциональное состояние.

Также меняется клиентское поведение: из-за соблюдения норм карантина и отсутствия транспортного сообщения уменьшается трафик, а из-за проблем с оплатой труда люди покупают только самое необходимое.

В компании есть понимание, что мы работаем не для прибыли, а чтобы наши клиенты могли получить товары, в которых они нуждаются, наиболее простым и безопасным способом.
Татьяна Черненко
Chief Customer Officer Watsons Ukraine

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса?

Даже во время кризиса мы не забываем о своей социальной ответственности: стараемся держать открытыми как можно больше магазинов для того, чтобы наши покупатели имели возможность приобрести все необходимые товары недалеко от места жительства, обеспечиваем работой наших сотрудников, платим все налоги.  Из позитивного — стало больше онлайн-заказов, но все равно есть значительные потери. В компании есть понимание, что мы работаем не для прибыли, а чтобы наши клиенты могли получить товары, в которых они нуждаются, наиболее простым и безопасным способом.

Также появилось время для решения стратегических вопросов. Можно вплотную заняться аналитикой, лучше понять потребителя, пересмотреть/выстроить процессы, подумать над повышением эффективности и развитием бизнеса.

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками?

Большинство сотрудников офиса работает удаленно.

Компания работает в законодательном поле, поэтому механизм «снижения» заработных плат не применяется как таковой. Те сотрудники, которые работают в торговых точках в ТРЦ переалоцированы (с их согласия) на соседние магазины. Некоторые сотрудники и офиса, и магазинов взяли «социальные» отпуска, как только был объявлен карантин в детских садах и школах (у кого дети до 14 лет).

Законодательно у каждого работодателя есть возможность использовать и отпуск за свой счет, и оплачиваемый отпуск — по решению сотрудника и по согласию с работодателем.

4. Какие каналы коммуникации используете для общения с сотрудниками и клиентами во время карантина?

Если говорить про центральный офис, то каналы коммуникации остались прежними: рабочая почта, Teams, Skype для бизнеса, чаты в Viber/Telegram для оперативного реагирования, обсуждение рабочих вопросов, онлайн-встречи с подрядчиками, партнерами происходят с помощью ZOOM.

С сотрудниками магазинов коммуникация тоже происходит в таком же режиме, что и раньше – несколько раз в день происходят всеобщие созвоны, есть чаты оперативного реагирования, где каждый сотрудник может написать о проблеме и непременно получит быстрый ответ. Изменилась только тематика коммуникации: больше про состояние здоровья, безопасность, настроение клиентов, позитивные новости. Это необходимо не только для понимания, что происходит «на передовой», но и для поддержания боевого духа. Естественно, делаем это не только словом, но и делом: весь персонал имеет необходимые средства защиты, а все меры предосторожности и рекомендации МОЗ соблюдаются как ради сохранения здоровья покупателей, так и сотрудников.

С клиентами продолжаем коммуницировать через социальные сети, Viber-паблик и канал в Telegram. Активным остается и Email-канал — мы его наполняем различными советами по уходу за собой, как с пользой проводить время, что посмотреть и т.д. По такому же принципу работает Watsons Blog.

Директ-рассылки немного уменьшены в количестве, но все равно мы не забываем и об этом канале, призывая всех оставаться дома в безопасности и покупать онлайн, тем более, компания предлагает гибкие условия доставки.

Кризис — это проверка компании на устойчивость бизнеса, командность, гибкость и быстрое реагирование.
Татьяна Черненко
Chief Customer Officer Watsons Ukraine

5. Коммуникации каких компаний во время карантина вам близки? Почему?

Watsons — международная компания и благодаря этому мы можем использовать опыт других стран. Коммуникации A. S. Watsons Group становятся не только примером для подражания, но и активно внедряются с нашей стороны.

Выделять кого-то из украинских компаний не станем, ведь мы говорим про коммуникации во время карантина, а не о количестве добрых дел.

6. Три лайфхака от вас, как адаптироваться к текущей обстановке?

  • Грамотно и быстро организовать удаленную работу — тут понадобится хорошая IT-поддержка.
  • Продумывать разные варианты развития событий и варианты реагирования на эти события.
  • Переходить от «долгосрочного» планирования на ежедневное планирование — ситуация меняется каждый день

7. Вынесенный инсайт во время карантина.

Кризис — время для того, чтобы повысить эффективность и заняться аналитикой. А еще — проверка компании на устойчивость бизнеса, командность, гибкость и быстрое реагирование.

Secret Service

Михаил Ясинский, CEO Secret Service Entertainment Agency

1. Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса?

Артисты и музыканты — это оказалась самая уязвимая сфера, наряду с туризмом и транспортным сообщением, так как целиком и полностью зависит от массовости и в текущих условиях неспособна коммерчески функционировать совершенно. 

Более того, незащищенность этой слабоорганизованной сферы юридически, отсутствие крупных инвесторов и представителей во власти ставят ее под большую угрозу.

В целом, карантин и эпидемия сильно повлияют на экономику, что в будущем негативно отразится на нашей индустрии — когда у людей нет денег, они не очень охотно посещают концерты. Атмосфера в обществе и его поведение повлияет на репертуар, топовые исполнители, прежде всего те, кто пишет себе самостоятельно, будут создавать много песенного материала с целью получения прибыли от онлайн продажи контента. Возможны креативные рекламные коллаборации. Вообще, предвижу взрыв креативности. Первое время. Но это не прокормит огромную армию танцоров, музыкантов и всех других представителей этой сферы, они останутся без работы и будут искать другие способы заработать на жизнь, а когда рынок восстановится, не факт, что мы сможем обеспечить сегодняшний исполнительский уровень и качество шоу. Да, позже придут другие ребята, кто-то вернётся, но это все уже будет другое и по-другому. И я не уверен, что лучше. И хоть это один из прогнозов, не самый радужный, но и не самый печальный, все это действительно может разрушить едва появляющуюся в Украине музыкальную индустрию. 

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса?

Выигрыш в одном — это реальный способ наконец-то объединится отрасли и ее крупным представителям с целью защитить себя, свой бизнес. Сейчас создается первый профсоюз представителей музыкальной индустрии, он проводит консультации с властью и уже есть первые успехи — нас приглашают на парламентские слушания, на заседания комитетов Верховной Рады, нас слышат. Это еще первые шаги и очень много вокруг профсоюза традиционного недоверия, но сейчас появился шанс перед общей угрозой по-настоящему создать мощный индустриальный союз. Подготовлен ряд инициатив для президента, которые смогут максимально избежать стагнации нашей отрасли как сейчас, так и в будущем, защитить творческий цех и не утратить сремительную динамику роста украинского шоу бизнеса, которую он демонстрирует последние годы. 

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками?

Не дожидаясь объявления карантина, мы подготовили ряд мер и перевели офисный коллектив на дистанционную работу. Что касается гастрольных коллективов, то им, в связи с тем, что концерты перенесены на неопределенный период, выданы авансы за будущие работы, как своеобразная поддержка в этих условиях. Разработали три сценария наших действий в будущем. К ним обратимся, когда окончательно станет понятен масштаб произошедшего и примерно понятно, к чему всем нам готовится. 

4. Какие каналы коммуникации используете для общения с сотрудниками и клиентами во время карантина?

Все традиционно — WhatsApp, Telegram, Facebook, Viber. Разные клиенты — разные вкусы и привычки, поэтому приходится следить за уведомлениями во всех мессенджерах. Это немного утомительно, но мы привыкли 🙂 Для коллективных совещаний освоили ZOOM. Очень удобно, когда в совещании участвует около 20-ти человек.

5. Коммуникации каких компаний во время карантина вам близки? Почему?

Сейчас все стараются удивить своим подходом к коммуникациям и запомнить, кто был особенно крут, я не успеваю. Вижу, что топ-лидеры бизнесов заметно усилили личный PR. Видимо, понимают, что личный бренд сейчас важнее, чем бизнесы, которые завтра могут уйти в прошлое. Мне же сейчас важнее сосредоточиться на решении наших проблем, где коммуникации занимают не первое место. Как эти проблемы изменят наш рынок, нашего бизнес? Как найти себя в этих изменениях? Наши артисты — публичные люди и работа с аудиторией для них привычное дело. Я же советую им сейчас внимательно наблюдать за окружающим миром и улавливать, как он изменится. Почувствовать эти изменения и отразить это в своем творчестве. Все будет другим. Все уже другое. И коммуникации тоже. 

Все будет другим. Все уже другое. И коммуникации тоже. 
Михаил Ясинский
CEO Secret Service Entertainment Agency

6. Три лайфхака от вас, как адаптироваться к текущей обстановке?

У нас появилось много свободного времени, которое мы жадно используем. Поздно ложимся спать из-за желания посмотреть все фильмы, которые раньше не успевали посмотреть, читаем по кругу новости о пандемии, смотрим чужие insta сторис и т.д. Этим мы вгоняем себя в стресс, ослабляем организм. 

Лучше уже сейчас приучить себя ложиться спать до 23 и просыпаться раньше. Это не только полезно, но и приятно, а главное — позволяет действительно сделать намного больше в течение дня. 

Сейчас происходит глобальная переоценка ценностей. И нашим старшим родным очень нужна наша поддержка. Кроме того, мы в привычной жизни из-за занятости мало с ними общаемся. Уделите им время, позвоните им. Сейчас у них большая тревога и вы им нужны. Это общение и вас наполнит смыслом, придаст сил. 

Ваши сотрудники нуждаются также в вашей поддержке. Будьте с ними честны. Сейчас время сложных решений. Не тяните с ними. Говорите с ними регулярно и прямо. Это избавит вас от стресса и недосказанности, а их — от неопределенности. Так вы сэкономите время и нервы. А главное, вы не утратите доверие.

7. Вынесенный инсайт во время карантина.

Возможно, главное открытие для нас, людей специфических профессий, — это то, что мир серьезно меняется, и нужно быть к этому готовыми. Как минимум, почитать на карантине «Робинзона Крузо» и подумать о том, что хорошо бы освоить какие-то другие профессии и навыки, чтобы если вдруг выбросит за борт — не утонуть. Благо, времени на чтение и приобретение новых навыков сейчас много.

Кавер: Unsplash

Расскажите друзьям про новость