02 Апр 2020, 15:11
PR

Пока карантин: плюсы и минусы для украинских компаний. Часть третья

Сегодня под прицелом коммуникации Intertop, Rest Emotion, «Фармак‎», AIR и LoveBox.

Продолжаем рассказывать, что происходит внутри украинских компаний во время карантина. Сегодня под прицелом Лера Толочина, CMO Intertop, Елена Зубарева, руководитель PR-департамента «Фармак‎», Наталья Ваховская, основательница LoveBox, Федор Скиба, СЕО media-tech-компании AIR, и Владимир Григори, совладелец ресторанной группы Rest Emotion.

 
Marketing Media Review
Обо всем, что происходит в мире маркетинга и креатива: новости, обзоры трендов, авторские колонки, кейсы и интервью

Intertop

Лера Толочина, CMO Intertop

1. Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса?

Экономические последствия карантина ничего хорошего не обещают ни Украине, ни миру. В большей или меньшей степени это коснется каждого. Очевидно, что сильнейший удар ждет сферы услуг, торговли, общественного питания, туризма и развлечений. Даже при хорошо развитом eCom и предполагаемом росте этого канала, мы понимаем, что будет невозможно компенсировать продажи закрытых до конца карантина 143 офлайн-магазинов INTERTOP Ukraine. Это реальность, которую необходимо принять и действовать исходя из сложившихся обстоятельств.

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса?

Пока об этом сложно говорить, но 100%-ный фокус всех руководителей на развитии eCom точно положительно повлияет на бизнес в долгосрочной перспективе.

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками?

Вера в силу своих людей — одна из ценностей INTERTOP Ukraine. Поэтому первые антикризисные действия были направлены как раз на поддержку команды. Как в части защиты здоровья — это, в первую, очередь возможность удаленной работы, так и финансово — сохранение рабочих мест и оплаты труда, с небольшой коррекцией.

100%-ный фокус всех руководителей на развитии eCom точно положительно повлияет на бизнес в долгосрочной перспективе.
Лера Толочина
CMO Intertop

4. Какие каналы коммуникации используете для общения с сотрудниками и клиентами во время карантина?

Мы и до карантина были большими любителями общения онлайн, а сейчас это уже безальтернативный канал коммуникации. Кроме почты, активно используем мессенджеры (чаще всего Telegram, Viber и WhatsApp), социальные сети (в основном это Facebook и Instagram, но может завязаться беседа и в TikTok), онлайн-совещания проводим в Zoom или Teams. А вот по телефону созваниваемся крайне редко: заметила, что люди воспринимают такие звонки тревожно «ОМГ! Что случилось?!», поэтому стараюсь не добавлять стресса 🙂

Для общения с клиентами хочу разделить формы обратной связи и рекламу.Что касается первого — все работает стандартном режиме, несмотря на карантин. Операторы горячей линии INTERTOP из дома принимают звонки, обрабатывают обращения в социальных сетях и письма по электронной почте, в общем, решают вопросы клиентов не хуже, чем работая в офисе. Рекламные кампании мы на 100% перевели в онлайн. Очевидно, что для ООН и рекламы в транспорте карантин не лучшее время.

Лера Толочина, CMO Intertop, 16 апреля на VOPREKI PR марафоне поделится опытом и результатами активного сотрудничества Intertop с инфлюенсерами. Больше о панельной дискуссии с другими представителями fashion-сферы — здесь.

5. Коммуникации каких компаний во время карантина вам близки? Почему?

Мне нравятся бренды, которые не теряют оптимизма, тем самым компенсируют общий негатив и панику в информационном поле. Это сейчас особенно ценно.

6. Лайфхаки от вас, как адаптироваться к текущей обстановке?

— Как можно скорее пройти стадии отрицания/ гнева/ депрессии, принять новую реальность и начать работать в текущих условиях.

— Замечать позитивную динамику, пусть даже в мелочах, на что-то нужно опираться, чему-то радоваться.

— Уже сейчас готовиться к длинному тяжелому марафону. Но когда есть СУПЕР команда и надежные партнеры, не страшны никакие вызовы.

7. Вынесенный инсайт во время карантина.

Переосмыслила ценность слов бабушки «Главное, чтобы все были живы и здоровы. А это ерунда – пройдет». Всем здоровья!

Rest Emotion

Владимир Григори, совладелец ресторанной группы Rest Emotion

1. Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса?

Конечно же, это понесенные финансовые потери. Мы посчитали, что после карантина нам придется инвестировать повторно в бизнес сумму, за которую можно было бы открыть еще один ресторан, необходимо на 80% сформировать новый склад, так как у большей части продуктов в разных форматах заведений просто истекает срок годности. Это в целом огромной ущерб по всей индустрии, на восстановления которой понадобится 2-6 месяцев.

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса?

Из позитивного, пожалуй, только то, что лично мы сможем немного отдохнуть, хоть и дорого этот отдых обходится, но здоровье сотрудников и всех граждан Украины — важнее! Есть возможность уделить время проектам, отложенным в ящик еще год назад.

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками?

Это самый больной вопрос, так как мы понимаем, что деньги и возможность их заработать нужны каждому, поэтому мы пересмотрели нашу модель. В ней на время карантина осталось только 3 должности: повар, менеджер доставки и курьер, и каждому сотруднику было предложено на время карантина занять свободную должность по новым сниженным ставкам, так как объемы доставки несравнимы с классической работой ресторана — таким образом мы задействовали часть персонала и планируем им компенсировать после карантина разницу их стандартной ставки от нынешней. Думаю это будет справедливо, часть же ребят, увы, отправили на карантин.

После карантина нам придется инвестировать повторно в бизнес сумму, за которую можно было бы открыть еще один ресторан
Владимир Григори
совладелец Rest Emotion

4. Какие каналы коммуникации используете для общения с сотрудниками и клиентами во время карантина?

С сотрудниками у нас всегда два канала: общие собрания и Telegram-чаты: чаты остались, а в собраниях нет необходимости. С гостями основной канал коммуникации — социальные сети. Заказы принимаем по телефону и через сайт. Ничего нового, все в диджитал в основном. Во время доставки, конечно же, соблюдаем все необходимые санитарные нормы — маски, перчатки, антисептики, дистанция.

5. Коммуникации каких компаний во время карантина вам близки? Почему?

А что, в Укриане еще кто-то коммуницирует? Ощущение, что всех распустили на карантин, и мир остановился. В то же время мы ведем дневник лангустина на карантине, к примеру, в Naprosecco.

6. Лайфхаки от вас, как адаптироваться к текущей обстановке?

Ресторанам никак, увы! То количество ресторанов, которые перешли резко в доставку, значительно превышают спрос и текущую покупательскую способность: все экономят, не понимая, на сколько это затянется и как долго мы будем выходить из этого состояния. Карантин — не время проявлять нашу украинскую смекалку и находчивость, это время, когда необходимо ограничиться в передвижении и контактах с другими людьми и просто приостановиться ненадолго. Пожалуй, это основной лайфхак.

7. Вынесенный инсайт во время карантина.

Формировать уверенный резервный фонд для бизнеса. Как показывает опыт, этот фонд может понадобиться очень неожиданно и в очень большой сумме.

«Фармак‎»

Елена Зубарева, руководитель PR-департамента «Фармак‎»

1. Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса?

Виробництво «Фармак» продовжує роботу в штатному режимі. Усі лінії працюють згідно планів. Тут краще говорити не про негативний вплив, а що кожен може зробити, щоб зупинити поширення коронавірсу. «Фармак» готовий освоїти випуск нових для підприємства препаратів, які можуть бути ефективні в боротьбі проти пандемічного захворювання. У межах наших технологічних можливостей і в мінімальні терміни.

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса?

Можна говорити про галузь у цілому. Відбувається імпортозаміщенння. Споживач переорієнтується на лікі вітчизняного виробника, які є більш дешеві.  Вітчизняне виробництво  «Фармак» — це виробництво європейського рівня. На дослідження і розробки «Фармак» направляє близько 5% від виручки, а це біля 15 млн доларів щорічно.

Елена Зубарева, руководитель PR-департамента «Фармак‎», 16 апреля на VOPREKI PR марафоне расскажет, зачем «Фармак» пошла наперекор диджитализации и издала книгу об украинских ученых. Хотите узнать, какие бенефиты дают компании такие коммуникации? Регистрируйтесь здесь.

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками?

Ми щоденно інформуємо співробітників про основні запобіжні заходи для захисту від нової коронавирусної інфекції згідно останніх рекомендацій ВООЗ та МОЗ, посилюємо режим санітарії та гігієни. Також ми забезпечили максимальний перехід по можливості на віддалений режим роботи. Для забезпечення безперебійної роботи підприємства ми розробили маршрути і графік централізованої розвозки співробітників компанії з місць їх проживання.

Ми виявилися готовими до карантину, з точки зору внутрішніх комунікацій.
Елена Зубарева
руководитель PR-департамента «Фармак‎»

4. Какие каналы коммуникации используете для общения с сотрудниками и клиентами во время карантина?

Активно використовуємо систему внутрішніх комунікацій Workplace. Створили групу Carsharing для можливості доставки співробітників в офіс.

5. Лайфхаки от вас, как адаптироваться к текущей обстановке?

Не панікувати. Дотримуватись усіх порад щодо недопущення поширення коронавірусу. Продовжувати продуктивно виконувати свою роботу.

6. Вынесенный инсайт во время карантина.

Ми виявилися готовими до карантину, з точки зору внутрішніх комунікацій. Наші співробітники — герої. Країні зараз гостро потрібні ліки, вироблені всередині країни, для лікування деабета, серцево-судинних захворювань, неврології, протівовірусні препарати, і т.і.

AIR

Федор Скиба, СЕО media-tech-компании AIR

1. Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса?

Оглядываясь на предыдущие несколько недель, скажу, что AIR пострадал не столько от карантина, сколько от ситуации с распространением по миру COVID-19. Еще за некоторое время до старта карантина мы уже просчитали возможное развитие ситуации и с оглядкой на это вынуждены были отменить крупнейший в Европе фестиваль видеоблогеров и креатива VIDEOZHARA. Он должен был пройти в 2020 году в пятый раз, на новой локации (ВДНГ), и мы ожидали в этом году около 20 тыс. посетителей за два дня. Но мы взвесили все за и против и приняли решение, что здоровье и жизнь посетителей, гостей и всех, кто задействован в подготовке фестиваля, для нас — в приоритете.

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса?

К счастью, ввиду вовремя принятого решения касательно VIDEOZHARA, компания понесла гораздо меньшие финансовые и репутационные убытки, чем это могло случиться спустя буквально неделю-две. Карантин также стал определенным стресс-тестом для рабочих процессов в компании, и пока что, в краткосрочной перспективе, можем сказать, что мы этот тест выдержали. Основные бизнес-процессы в целом не изменились, равно как и операционная деятельность — нет хаоса, и это главное. В глобальном смысле сейчас во многих прогнозах есть момент о том, что часть компаний перейдет в онлайн, частично или полностью. А это приведет к определенному перераспределению ресурсов и изменению стратегий. Например, уже за три последние недели учебного процесса становится все яснее, что услуга дистанционного обучения (и речь не только о школах) является недооцененной и при грамотном подходе может существенно повлиять на развитие образования, как в Украине, так и в мире. 

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками?

AIR и ранее практиковал возможность периодически работать удаленно. Поэтому, когда встал вопрос срочного перехода на такой режим, мы были к нему готовы. Сперва, с введением карантина в учебных заведениях, на удаленку отправились наши коллеги, у которых есть дети дошкольного или младшего школьного возраста. А с 17 марта руководство AIR официально ввело режим удаленной работы для всех сотрудников компании со 100% сохранением зарплаты. При этом мы не запрещаем сотрудникам появляться в офисе, в котором есть все необходимое для соблюдения максимальной гигиены. Но на входе в офис каждый обязан пройти термометрию. Если бесконтактный термометр показал 37,0 и выше — мы не допускаем сотрудника в офис и рекомендуем вернуться домой, а также связаться с врачом в случае ухудшения состояния. Последнее — не проблема, так как у нас есть корпоративная медицинская страховка для каждого. А также компания предоставила сотрудникам возможность приобрести для себя и членов своих семей средства индивидуальной защиты у проверенных поставщиков по ценам намного ниже рыночных. 

4. Какие каналы коммуникации используете для общения с сотрудниками и клиентами во время карантина?

Разумеется, AIR как медиа-компания использует все современные инструменты для эффективной удаленки: Hangout для видеоколлов, Jira для контроля задач, личные кабинеты YouTube, чаты и т.д. Все необходимые для работы данные хранятся в облаке, то есть доступны сотрудникам из любой точки мира — и при этом надежно защищены.

5. Коммуникации каких компаний во время карантина вам близки? Почему?

Сейчас «рулят» продуктовые сети, которые не только постоянно ведут коммуникацию с потребителем, рассказывая о принимаемых мерах безопасности (например, хорошо с этим справляется «Сільпо»), но и принимают меры, чтобы успокоить клиентов и в реале. «Ашан», к примеру, просто заваливает продуктами все проходы каждый день, донося тем самым сообщение: «Еды навалом, пожалуйста, не паникуйте, мы еще привезем!». YouTube: платформа сообщила, что с целью уберечь своих сотрудников, все переведены на удаленку, и предупредила, что из-за большего привлечения к работе алгоритмов искусственного интеллекта возможно замедление модерации контента и повышенное внимание к неоднозначным видео. Отличный повод для креаторов пристальнее взглянуть на то, что они создают и, возможно, пересмотреть подходы.

Те компании, которые находились рядом с потребителем во время кризиса и были близки ему по ценностям, разделят доверие и приоритет в приобретении продуктов.
Федор Скиба
СЕО media-tech-компании AIR

6. Три лайфхака от вас, как адаптироваться к текущей обстановке?

В первую очередь, самоорганизоваться: карантин — не каникулы, а домашняя обстановка во многом не то, чтобы расслабляет, но отвлекает. Обустройство минимального рабочего уголка в квартире (в идеале — в отдельной комнате), а также четкое планирование времени и задач помогает хоть немного поддерживать work-life баланс. Беречь здоровье, причем в данном случае, больше ментальное. Очень большой соблазн почитать 5 минут ленту Facebook — и велика вероятность обнаружить себя спустя полчаса в паническом поиске симптомов заболевания. Эмоциональный накал очень высок и поддаться волне — впустую растратить ценные душевные ресурсы. Не играть в героизм и правильно расставлять приоритеты: мир не перевернется, если вы не просмотрите, пожертвовав сном и общением с родными, все-все онлайн-курсы, к которым временно открылся бесплатный доступ. Среди всего информационного шума выберите самый актуальный для вас контент и внесите в свой to-do list.

7. Вынесенный инсайт во время карантина

Когда мир вернется к более-менее стандартному расписанию, миллионы компаний бросятся наверстывать потерянную прибыль. И покупатель «утонет» в предложениях и информации. Те компании, которые находились рядом с потребителем во время кризиса и были близки ему по ценностям, разделят доверие и приоритет в приобретении продуктов. Все остальным придется бороться за внимание клиентов, тратя сэкономленные за время карантина бюджеты нерелевантно быстро. Поэтому бизнесу, пока карантин длится, стоит еще внимательнее прислушаться к своим потребителям и предложить им максимум полезного. Если это контент, то полезный и благородный: без высмеивания ситуации, без хайпа на информационных поводах — эдакая рука поддержки, которая никуда не исчезнет и после кризиса.

LoveBox

Наталья Ваховская, основательница магазина для взрослых LoveBox

1. Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса?

Проблемы, с которыми сталкиваются большинство бизнесов. Мы были вынуждены закрыть шоурум.

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса?

Мы пока наблюдаем хорошую динамику продаж. Люди запасаются антистрессом — мастурбаторамми и вибраторами, эротической косметикой для секса. Но если ситуация усугубится, рынок, конечно, будет падать.

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками?

Пока никаких изменений не произошло, потому что штат небольшой, и основные процессы изначально строились под удаленную работу. Консультанты шоурума продолжают работать удаленно, консультируя по телефону/Viber.

Я не сторонник оппортунистов, которые хотят любыми способами привязать свой товар/услугу к карантину.
Наталья Ваховская
основательница LoveBox

4. Какие каналы коммуникации используете для общения с сотрудниками и клиентами во время карантина?

В общении с сотрудниками никаких изменений — все так же общаемся через мессенджеры. С клиентами все, как и прежде —соцсети, email, месенджеры. Но я не сторонник оппортунистов, которые хотят любыми способами привязать свой товар/услугу к карантину. Мы сделали только одно обращение нашим клиентам – письмо без рекламы, где рассказали о своих способах избавления от стресса.

5. Коммуникации каких компаний во время карантина вам близки? Почему?

Компаний, которые дают что-то больше, чем скидки на свои услуги во время карантина или бесплатную доставку. Например, киевская сеть салонов 365 Studio запустили онлайн-ролики, как привести себя в порядок в домашних условиях, например, как самостоятельно снять гель-лак. McDonalds пожертвовал своей легендарной аркой, чтобы еще раз прокомуницировать social distancting.

6. Лайфхаки от вас, как адаптироваться к текущей обстановке?

Не читать новости и социальные сети. Жить настоящим моментом, фокусируясь на положительном опыте, который стал возможен только в этих условиях. Соблюдать правила карантина ради себя и своих близких.

7. Вынесенный инсайт во время карантина.

Многоканальность компании и способность быстро адаптировать товары и услуги под разные каналы позволит компании оставаться на плаву.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео