«Ни слова о нас без нас»: как говорить об инклюзивности и инвалидности в 2025 году
13 Фев 2025, 14:24

«Ни слова о нас без нас»: как говорить об инклюзивности и инвалидности в 2025 году

Приблизительно каждый десятый человек в Украине имеет инвалидность, а из-за войны количество людей с инвалидностью только растет. Как общество, мы уже сегодня позаботимся о том, чтобы создать инклюзивную среду, где каждый человек сможет реализоваться, независимо от возраста, пола или наличия инвалидности.

Анастасия Руссу, креативный копирайтер коммуникационного агентства Postmen, поделилась опытом реализации проекта «Діти як діти», призванного сделать детей с инвалидностью видимыми в украинском обществе, а также предоставила рекомендации для тех, кто разрабатывает или планирует вести любые коммуникации на тему инклюзивности.

Невозможно адекватно говорить об инклюзивности, если вы не разделяете ее ценности. Ведь инклюзивность — это не пандус. Инклюзивность — это философия. Поэтому вы должны прежде всего сами погрузиться в тему инклюзивности, изменить свой лексикон (ориентируясь на Словарь безбарьерности) и даже немного мировосприятия.

Дальше я буду говорить преимущественно о людях с инвалидностью, поскольку наш проект был посвящен именно им. Однако советы будут полезны всем, кто работает с темой разнообразия и стремится общаться с людьми с разными опытами.

1. Изучите корректную терминологию и узнайте, как правильно коммуницировать

Следует начать с основ, даже если кажется, что это все базовая информация, изученная еще в школе. Сюрприз-сюрприз: «человек с ограниченными возможностями» — это некорректно (ведь у каждого человека они ограничены в той или иной степени), а многие с нарушениями зрения не умеют читать шрифтом Брайля.

2. По возможности пройдите специализированное обучение

Многие проблемы людей с инвалидностью выпадают из нашего поля зрения просто потому, что мы с ними не сталкиваемся. Например, задумывались ли вы, как человеку с нарушением слуха вызвать скорую помощь или спасателей? Или как человеку с нарушениями зрения купить продукты в супермаркете? Специализированные тренинги помогут расставить акценты и привлекут внимание к тому, что действительно имеет значение.

Например, в начале работы над проектом «Діти як діти» команда агентства прошла тренинг от Inclusive Friendly, чтобы лучше понять проблемы и потребности людей с инвалидностью.

3. Проверяйте информацию и обращайтесь к экспертам

К сожалению, в теме инклюзии Google — плохой помощник, как и все виды ИИ. Многие рекомендации в интернете нравственно устарели или имеют сомнительное происхождение. Поэтому, разрабатывая любой контент по теме инклюзивности, желательно общаться со специалистами, которые имеют непосредственный опыт в этой теме, не полагаясь на гугл.

4. Коллаборируйтесь с профессиональными организациями

Инклюзия выгодна всему обществу, а не только людям с инвалидностью. Сотрудничество и партнерство — это базовые основы любой коммуникации на тему инклюзивности.

В нашем случае партнером проекта «Діти як діти» стал ЮНИСЕФ, а ключевым экспертом — Дарья Герасимчук, и это усилило нас: у нас было, с кем проконсультироваться по теме, получали экспертные советы и рекомендации по нашим креативным решениям и текстам. Если у нас возникали сомнения — мы всегда знали, к кому обратиться, чтобы сделать все на самом высоком уровне.

5. Изучайте опыт людей с инвалидностью

Правило «Ни слова о нас без нас» действует на тему инклюзии. Если вы планируете вести коммуникацию, которая действительно будет иметь значение и будет менять мир к лучшему, а не просто существовать для галочки, — вы должны общаться с теми, кого эти изменения будут непосредственно касаться, чтобы ориентироваться в их потребностях и запросах.

6. В инклюзивной коммуникации важно не только содержание, но и форма

В дизайне важно балансировать между визуальной привлекательностью, которая привлечет внимание к важной теме и доступностью, чтобы дизайн учитывал потребности разных людей. Например, мелкие элементы дизайна могут быть нечитабельными для людей даже с минимальными нарушениями зрения, а резкие, калейдоскопические изменения цвета в видео могут спровоцировать приступ эпилепсии у людей, которые ее имеют.

Поэтому в начале работы над проектом наша арт-директор Елена Горобец провела исследование — изучила международные и украинские кейсы коммуникации на тему инклюзивности, рекомендации по созданию доступного дизайна для людей с разными типами инвалидности, а также актуальные тенденции в инфопространстве. Это позволило определить ключевые принципы инклюзивного визуального языка.

Например, для визуального стиля кампании «Діти як діти» мы объединили инклюзивный подход и яркий дизайн, направленный на целевую аудиторию подростков.

7. Погрузитесь в тему даже вне работы

Чтобы лучше понимать тему и генерировать соответствующие идеи и решения, нужно, чтобы тема инклюзии присутствовала в вашей жизни не только во время работы. Самым простым инструментом могут стать Instagram и TikTok.

Если вы в свободное время начнете следить за украинскими и зарубежными блогерами с инвалидностью, вы постепенно органически погрузитесь в тему, обратите внимание на то, что у них болит. И самое главное — заметите, как много на самом деле общего между людьми с инвалидностью и без инвалидности, что также повлияет на ваше понимание инклюзивной коммуникации.

Сейчас в Украине такой контент кажется несколько дефицитным (первым на ум приходит Александр Терен с его «Відвал ніг»), но если заинтересоваться темой, алгоритмы подбросят вам еще с десяток блогеров разной степени популярности.

К примеру, в рамках кампании «Діти як діти» был создан Хаб инклюзивного тиктока (ХИТ), где украинские блогеры учат подростков с инвалидностью создавать крутой контент.

8. Инклюзия — это не тренд, а люди с инвалидностью — такие же люди, как и каждый из нас

Еще несколько лет назад коммуникационщики, пытаясь рассказать о важности интеграции людей с инвалидностью в общество, говорили о них, как о неких сверхлюдях, супергероях, которые делают невозможное.

Но инклюзия — это не о героизации и не о модной пиар-фишке. Инклюзия — это о том, чтобы все люди имели равный доступ к сервисам, услугам и могли в равной степени участвовать в социальной жизни. Чувствуете разницу? Вместо героизации — устранение дискриминации. Это совсем другая история.

Другие крайности — когда внимание к людям с инвалидностью привлекают из-за жалости, иногда используя совершенно неэтические фотографии.

По данным опросов, 50% украинцев в повседневной жизни не видят людей с инвалидностью. Но они есть, просто по разным причинам отстранены от социальной жизни. И первоочередная задача тех, кто ведет коммуникацию по теме инклюзии — помочь людям с инвалидностью просто быть наравне с другими. А для этого сначала нужно сделать их заметными.

К примеру, Postmen разработала инклюзивные дорожные знаки «Обережно, діти», которые напоминают украинцам: дети с инвалидностью есть и их интересы тоже нужно учитывать.

Выводы

Инклюзивность выгодна каждому, а не только людям с инвалидностью. Человек с нарушениями зрения может послушать аудиокнигу, но так же ее может послушать кто-либо просто потому, что это удобно. Пандусом может воспользоваться как человек на кресле колесном, так и молодая мама с коляской или же юноша с велосипедом.

Инклюзивное общество — это больше образованных людей, больше талантливых специалистов, больше потенциальных клиентов для бизнесов и более широкий круг знакомств для каждого из нас, ведь инклюзия позволяет большему числу людей проявить свой интеллект, свои таланты и способности.

Украине нужно больше инклюзивности. Вплоть до той степени, когда она станет повсеместной нормой.

Расскажите друзьям про новость