Недочитали Пушкина: кейс PR-кампании острова Буян как референс брендинга
15 Май 2018, 10:26
PR

Недочитали Пушкина: кейс PR-кампании острова Буян как референс брендинга

Марина Голуб, основатель агентства GOLUBi GROUP, об основах брендинга территорий согласно древнейшему пособию — «Сказке о царе Салтане» Пушкина

Если вы полагаете, что только сейчас творческие люди и чиновники задумались, как правильно позиционировать и продвигать территории, то на самом деле это сделано уже давно, и гораздо раньше, чем вы думали. Я считаю, что написанная в 1831 году «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина — ничем не хуже классических кейсов Филиппа Котлера, основоположника маркетинга.

Марина Голуб
основательница GOLUBi Group, совладелец агентства стратегических решений «Голуб и Шинкаренко»

Краткое содержание кейса: была пустынная территория — остров Буян, куда прибило бочку с царицей и ее сыном Гвидоном. Этот безлюдный остров становится привлекательным местом, где начинают останавливаться корабли и происходить чудеса. Что приводит к такому результату? Во-первых, у князя Гвидона есть цель: чтобы туда приехал его отец, царь Салтан. Во-вторых, появляется царевна Лебедь (полагаю, это прототип маркетолога и пиарщика в одном лице), которая устраивает, чтобы на необитаемом острове появился чудо-город. Город привлекает внимание проплывающих мимо купцов, которые, как современные СМИ, могут донести информацию целевым аудиториям. Князь Гвидон проводит купцам презентацию: показывает город, кормит и поит. Впечатленные купцы рассказывают царю Салтану, что на острове, который «лежал пустой равниной, рос на нем дубок единый», сейчас «новый город со дворцом, златоглавыми церквями, теремами и садами». 

В-третьих, князь Гвидон не просто посылает поклон и ждет, а исследует реакцию целевых аудиторий и работает с возражениями. С помощью своего «маркетолога», царевны Лебедь, Гвидон в образе комара, мухи и шмеля подслушивает, что рассказывают купцы, и как на это реагируют. Царь Салтан настроен нейтрально: может, навещу чудный город. Но есть негативно настроенные «ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой», которые говорят: это все ерунда, в другом месте есть что-то поинтереснее. Например, чудо-белка, которая «песенки поет и орешки все грызет», тридцать три богатыря, дядька Черномор, и царевна, у которой «звезда во лбу горит». 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Как Гвидон поступает с информацией, которую получает от негативно настроенной аудитории? Купцы приезжают к нему во второй раз — видят чудо-белку, в третий — тридцать трех богатырей и дядьку Черномора, в четвертый — прекрасную царевну. Как утверждает Филипп Котлер, необходимо как минимум три касания аудитории, чтобы она среагировала на информацию. В кейсе Пушкина, целевая аудитория четыре раза слышит, как на острове Буяне все круто, и только тогда царь Салтан наконец решает поехать туда и все посмотреть.

Классический кейс острова Буян

Чему нас все это учит? Украина, как тот необитаемый остров — без дорог (привет «Укравтодору»!), без информационной поддержки, ассоциируется с революциями, войной и коррупцией. Но есть цель, чтобы сюда ездили, инвестировали свои деньги, и какие-нибудь «цари Салтаны» тоже удивлялись, как здесь все замечательно.  

Что надо для этого сделать? Во-первых, определить свою целевую аудиторию — чье внимание мы хотим привлечь? Во-вторых, аудитории надо показать не просто необитаемый остров, где растет дубок единый (как показывают Украину, где все ее прелести это «і Дніпро, і кручі»). Нужно сделать дороги, построить «чудо-город» — инфраструктуру. Чудо-белка не просто орешки грызет, а «из скорлупок льют монету, да пускают в ход по свету»: это говорит о том, что люди здесь живут в достатке. Следующий момент — тридцать три богатыря и дядька Черномор, чья задача «славный город хранить и дозором обходить», и про которых идет молва, что «этой стражи нет надежней, ни храбрее, ни прилежней». Это — безопасность, бизнес-климат, в котором инвесторы понимают, что они под защитой, что в этой стране можно зарабатывать.

Что думает Марина Голуб и другие эксперты о новом бренде Ukraine now — в опросе от MMR. 

Этот кейс — для Украины. Да, в Киеве, Одессе, Львове уже строятся «чудо-города» в виде инфраструктуры. Но опять же — нет купцов, которые бы донесли эту информацию целевым аудиториям. Перечитайте «Сказку о царе Салтане», посмотрите профессионально на действия князя Гвидона. Нет ничего сложного сделать так, чтобы Украина стала узнаваемой, прогрессивной и интересной для гостей. А не так, как это сделал НБУ, выпустив памятную монету, где счел нужным пропагандировать копание картошки, извините, «стоя раком». Страна, которая в XXI веке хочет привлечь инвестиции, не может быть представлена в таком виде.

Читайте, почему конкурс на бренд Украины не был тендером, а МИП и Banda собирают восторги и упреки за работу, разделяя их в полной мере с M&CSaatchi, и откуда взялся третий этап конкурса, о котором не сообщили предыдущим финалистам. 

Расскажите друзьям про новость