Своими именами: как называть новорожденные бренды
26 Апр 2017, 08:29

Своими именами: как называть новорожденные бренды

Креативный директор Vandog Agency Ирина Метнева о нейминге на всю жизнь

В моей практике много кейсов о нейминге: от «вот, осенило, и придумалась Braska» и до тяжелых случаев, когда нужное имя не могли найти по три месяца. Чтобы придумать одно слово, необходимо быть одновременно лингвистом, социологом, психологом и футурологом. Конечно, если планируешь превратить это слово в бренд. И вот мои мысли на этот счет.

Ирина Метнева
Креативный директор в Vandog Agency, CEO и главный редактор Beauty Hub

Следует признать, что в украинских бизнес-реалиях услуга нейминга не пользуется популярностью. Зачем платить кому-то, если всегда можно попросить жену за ужином придумать название для продукта. Потом, правда, придется обижаться на покупателей, которые думают, что Fresh Juice — это сок, а не бренд жидкого мыла, и, отхлебнув из упаковки, покупатели чувствуют себя обманутыми.
Есть и другая крайность — тестирование имен на фокус-группах — там люди, помещенные в искусственные обстоятельства, пытаются казаться лучше, чем есть, и от переживаний несут ересь. Но маркетинговые исследования не означают маркетинговую реальность. В жизни ваша целевая аудитория не будет рассуждать о правильно ли выбрано названия — она либо купит, либо нет. И на это решение влияет целый комплекс факторов.

Новое, необычное, несвойственное, как правило, отвергается — и при выборе имени тоже. Среди предложенных вариантов побеждает очень тривиальное, неброское из клише, свойственных сегменту. Но если пойти на поводу у стратегии мимикрии — быть похожим на кого-то — рискуете потерпеть неудачу. Парадокс брендинга заключается в том, что яркие бренды творятся благодаря смелости, а на этапе создания зачастую выбираются проходные варианты, которые нравятся всем. Потом же оказывается, что «все» этот продукт на полке попросту не замечают. 

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Имя должно служить интересам бренда. Несмотря на кажущуюся легкость, нейминг – непростая задача. 

Sister’a Market – нейминг для он-лайн магазина косметики

Вот несколько этапов, которые помогут эффективно решить задачу по созданию имени:

 

Определитесь, кто вы 

Перед тем, как взяться за имя, рекомендую копнуть глубже: изучить продукт, сделать SWOT-анализ, разобраться с целевой аудиторией, отследить тренды, особенности покупательского поведения в категории.

Нейминг для магазина цветов и подарков 

Эта стратегическая работа необходима для позиционирования и характеристик бренда, без которых имя так и останется просто случайным словом. Имя — это следствие выбранной стратегии. Оно несет смысловую нагрузку, закодированную создателями бренда в слове или словосочетании.
Если вы качественно проделаете эту работу — варианты приобретут осмысленные направления. 

Нейминг для зонтичного бренда орешков

Сделайте перенос значений 

Копая направление, вы будете снимать слой за слоем из первых ассоциаций, которые приходят в голову всем. Копайте дальше. И сделайте вот такое упражнение: представьте, что, придумывая название конфетам, вы придумываете название для помады, сети ресторанов при АЗК — для туристической компании, марки обуви — для эротического журнала. Упражнение помогает раздвинуть привычные рамки, а бренду — выделиться в категории.

Нейминг для марки бумажных салфеток в эконом-сегменте 

Культурное кодирование 

Когда вы уже определились с позиционированием и знаете, идею ЧЕГО хотите передать — в вашем арсенале все возможности словообразования: метонимия, омонимы, оксюморон, повтор и т.д.
Но копирайтер или креативщик тем и отличается от филолога, что использует не просто разные модели словообразования. Он учитывает социокультурный контекст, становится психолингвистом: названия в результате должны быть социально обусловлены и запрограммированы культурным кодом. Иными словами, называя бренд «Семки», создатели точно не рассчитывали на интеллектуальную молодежь, интересующуюся дизайном, искусством и хакатонами.

Нейминг для водочной линейки

Материализуйте имя 

Для того, чтобы работа над неймингом не превратилась в сизифов труд, поделюсь парочкой простых, но эффективных методов.
Презентуя имена клиенту, не показывайте просто слова на слайде. Придумайте носители, где бренд будет виден своей ЦА: вывески, сувенирка, рекламные макеты в изданиях, коробки, униформа и т.д. Конкретика поможет имени материализоваться гораздо быстрее, чем абстрактные рассуждения о смыслах и фонетической структуре.

Нейминг для дистрибутора ювелирных украшений 

Отнеситесь как к существующему 

Придумайте потенциальную айдентику, и вполне может быть, что заказ не ограничиться только неймингом. Внедрите будущий бренд на полки рядом с брендами конкурентов. Это и вам поможет понять, насколько хорошо выполнена работа.

Нейминг для зонтичного бренда орешков

И важно: не просите об обратной связи типа «понравилось ли вам имя». У профессионалов нет таких критериев. Вместо этого проанализируйте: решает ли нейминг задачу, выделяет продукт или нет, рождает новый контекст или нет.

Расскажите друзьям про новость