Не страшно убить человека. Страшно за это платить: когда шок-контент больше не шокирует
30 Май 2019, 11:30

Не страшно убить человека. Страшно за это платить: когда шок-контент больше не шокирует

Сооснователь креативного агентства Madcats Глеб Петров и копирайтер Sergio Hvostini о том, почему социальная реклама не должна аппелировать к страшным, но очевидным вещам

Пугалки, которые не пугают. Шок-контент, который не шокирует. И почему, когда мы говорим об ответственном вождении, сила не в правде, а в простых человеческих слабостях? Два креативщика из Madcats предлагают каждому дать свой ответ – сразу после прочтения обзора.

Напомним, что в прошлый раз они обсуждали секс в коммуникациях и немного затронули пошлость. 

Сегодня же речь пойдет о машинах.   

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь
Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Все знают, что витамины полезны, но не все — что бесполезно эту пользу продавать. Скучно и приторно: пей витамин C — не болей простудой, пей D — расти большим, B — будь счастлив, ну и дальше по списку. Ужас какой-то.
Та же история с автомобилями, вернее, с их вождением в прикольных состояниях, без ремня и на большой скорости. Сколько слов брошено в печь и сколько людей у нее согрелось? Глядя на статистику, слишком мало для того, чтоб и дальше так топить.
Начнем обзор с олдскула, который, хочется надеяться, никем и никогда не будет использован в качестве рефа. А в конце, как обычно, тортик.

Банальность банальностью, но, оказалось, можно сделать еще хуже, чем просто напугать последствиями нетрезвой езды. Например, углубиться в метафоры и выдумать настолько кривой велосипед, что его никто не узнает. Скорее смешно, чем страшно, хоть даже и не смешно.  

А тут должно было быть страшно. Два видео, как две розы в поминальном букете: похожи, но, все-таки, разные.

С первым роликом ясно: снова накреативили. Хотите страшилку — снимайте реализм. А то начали с гиперболы (водитель умирает, только заведя мотор), продолжили аллегорией, закончили за упокой. И знаете, что реально грустно? Шесть человек на похоронах.
А говорящий мужик —  другое дело.
Примитивно и топорно, но — шок. Если прокрутить несколько раз — прохладно и стремно. Если вжиться в персонажа, рассказывающего историю под одеялом, а потом в его жену с детьми, становится не по себе. Ведь сначала казалось, что он всего лишь в больнице и уже хотелось зевать. А тут хлоп — санитары, морг, бирка на холодном синем пальце и — пока.
Смерть шокирует. Секс возбуждает, смех продлевает жизнь. То есть,  да, такая реклама может жить, если делать ее по всем законам хоррор-драматургии.

А если делать ее по всем законам рекламы, с настоящим инсайтом и съемкой, как в кино, может получиться именно то, что надо.

Давайте смотреть правде в глаза: на самом деле водители боятся не сбить человека или попасть в аварию (вероятность низка, особенно ночью), а разборок с полицией и штрафов. Здесь невыдуманная правда, в ней большинство узнают себя. Это первая из двух стрел ролика, попавшая в цель.
А вторая — сюжет. Реклама на 99% не про алкоголь, а про разные другие интересные штуки, под действием которых паранойя — страшный кошмар. Сначала тебе показалось, и ты в это поверил, потом повернул глаза — ничего нет. «Черт, как сильно, зачем я это курил. Ладно, скоро пройдет». А оно не проходит: сбоку слышатся сирены, на заднем сиденье то кто-то сидит, то поет, то молчит, голова идет кругом, надо ехать — только куда? Что сбоку, что спереди? «О нет, полиция, только не это». Фух, снова показалось. Стоит выпить воды, станет легче. Но и вода — не вода, и вкус другой, и крышка упала под ноги, все разлилось. Опять сирены. «Так что, тормозить или нет, где они — сзади, сбоку, спереди? О господи, господи, господи, больше никогда, скорее бы это закончилось».  

Мощно. Бэд-трип с большой буквы во всех смыслах слова: такой поездочки и врагу не пожелаешь, не то что себе. И да, все кто был в таких состояниях (то есть, целевая ролика) прочувствуют все до конца и вряд ли когда-то захотят повторять это в реальной жизни. Ну, а кто захочет, тому точно пора в рекламу — возьмут без резюме.
Однако, есть вещи пострашнее алкоголя и наркотиков. Обдолбанный человек хоть что-то, но видит, хоть как-то, но может повернуть или затормозить. А вот если смотришь на это, за рулем тебя просто нет.

МЕССЕНДЖЕРЫ. 

Тот случай, когда врага надо звать по имени и знать в лицо. За общение не штрафуют, это всего пару секунд: пик — новый лайк в инсте, пик — любимая ответила на сообщение, пик — бах, и тишина. Полиция на месте аварии и никто не знает, как это произошло.
Осознание проблемы — первый шаг к ее решению. Степень опасности познается в сравнении: новый феномен надо выделить жирным на фоне известных грехов. Познакомить с ним зрителя лицом к лицу, дать ему право самому сделать вывод. Вещи, заставляющие думать, всегда работают лучше, чем банальная констатация факта.
А еще круче — живой эксперимент. Как это сделали ребята из MullenLowe в своем ролике.

И это — победа. Победа здравого смысла над заблуждениями. Алкоголь — это плохо, пить — вредно, разрушаются семьи —окей. Но, когда дело касается вождения автомобиля, мессенджеры — еще большее зло. Как заклеймить вообще безобидную вещь, смертельную только в некоторых случаях?
Можно опять пойти через страх и получить рабочую банальщину. Вот точно такую же, как с пивом и мужиком. На той же кровати, под той же простыней. Только немного эротичнее.

А можно быть красавчиками и не мылить драгоценным зрителям глаз незапоминающейся прозаичной рутиной, навеянной то ли бетонными спальниками, то ли простым нежеланием вникать. Ведь, если разобраться, водить пьяным —  не только безответственно, но еще и… круто. Особенно, если есть, перед кем попонтоваться.
Вот парень — кровь с коньяком — небритый, на американской тачке летит по шоссе. В левой руке бутылка, правая — на руле. Прищурив глаза от знойного солнца, делает крепкий глоток и косится на незнакомку, которую подобрал час назад. Бах — кадиллак врезается в дерево, летит в кювет и застревает в песке. Глоток. Тишина. Поцелуй.

А ведь он даже не пил. И ни девушки не было, ни дерева. Только телефон и сообщение по работе. Стыдно. Обидно. И так лох, а тут еще и лицом в это ткнули — пришлось придумывать, деревья таскать, инсценировать драматическое крушение, обманывать и выкручиваться, что тоже не круто. Хотя довольно смешно.
В общем, да, признаться, что авария случилась из-за телефона — полный провал. Найти этот инсайт и так красиво обыграть  вышка. Спасибо канадцам из Lg2 за истинное наслаждение от рекламы.

Не надо никому открывать глаза. Все достаточно умны и знают, что удар машины о тело приводит к смерти или увечьям, машины в машину — в лучшем случае влечет за собой ремонт. Это факт, и, повторяй его хоть миллион раз, никого не удивишь, тем более, не заслужишь внимания. 

Небо голубое – ок. 

Небо голубое – ок. 

Небо голубое – ок. 

А надо искать то, что действительно захватывает, улыбает, пугает, не оставляет равнодушным. С помощью героя показать зрителю самого себя — с теми же привычками, слабостями и недостатками. Найти чувство.
А правду и так знают все.

Расскажите друзьям про новость