Music magic box: 9 музыкальных кейсов
10 Май 2016, 11:20

Music magic box: 9 музыкальных кейсов

Radiohead, Nine Inch Nails, U2, Дэвид Боуи в подборке кейсов от программного директора музфеста «Республика» Алены Виолаторки

Автор материала

Музыканты – люди не только талантливые, но и предприимчивые. Они прекрасно понимают, что на одной музыке популярней можешь и не стать, поэтому мастерски эксплуатируют разные методы креативного вывода продукта на рынок, методов PR, партизанского и вирусного маркетинга, даже всем известные методы НЛП. В этой статье я решила рассмотреть некоторые музыкальные кейсы, которые могут взять себе на вооружение коммуникационные специалисты почти в любой сфере. Напомним, ранее MMR публиковал статью о неожиданном маркетинге Бейонсе.

Алена Виолаторка
Программный директор фестиваля «Республика», музыкальный координатор фестиваля ГОГОЛЬFEST, PR-координатор проекта «Высшая школа коммуникаций»

Radiohead

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Конечно же, самым горячим примером того, как грамотно можно работать с аудиторией, стали британцы Radiohead. На прошлой неделе они обнулили все свои соц.сети. Поднялся информационный шум. После чего выложили один-единственный кадр мультипликационной птицы. Все мировые музыкальные СМИ захлебывались от восторга и количества версий того, что же могут означать эти непонятные действия со стороны группы. Как оказалось, это был кадр из нового видео группы «Burn the witch». Коллективу было этого мало: сразу после первого видео, они презентовали второе – «Daydreaming» (которое никто не ожидал), СМИ загремели в третий раз. Спустя несколько дней режиссер видео Пол Томас Андерсон лично разослал 35-миллиметровые копии видео некоторым кинотеатрам в США, на которых было написано: «Радиохед. Мы сделали фильм, вот он. Будем счастливы, если вы его покажете». Нужно ли отмечать, что кинотеатры с радостью устраивают показы клипа, да еще и пиарят, на чем земля стоит тот факт, что именно ИХ выбрал режиссер?

Можно быть уверенными, что это далеко не все сюрпризы, которые группа подготовила. Раньше они уже практиковали нестандартные трюки: в 2007 выпустили альбом «In Rainbows», впервые из крупных артистов запустив кампанию «плати, сколько хочешь». В итоге получился даже больший резонанс, чем ранее при сотрудничестве с музыкальным гигантом EMI. Том Йорк в 2014-м выпустил свой сольный альбом «Tomorrow’s Modern Boxes» через «самый пиратский сервис в мире» – BitTorrent и все равно на нем заработал достаточно. Эта группа уже давно грамотно построила свою бизнес-империю на успешных продажах (вы только посмотрите, какое исследование сделало британское издание The Guardian). Наверное, по-другому и быть не могло, когда у вас в группе 4 из 5 участников с ученой степенью британских университетов. 

I am trying to believe


Трент Резнор, фронтмен и мозговой центр американского индастриал-проекта Nine Inch Nails придумал увлекательную комплексную PR-кампанию для своего альбома «Year Zero». В феврале 2007-го года, на официальном сайте коллектива поклонники заметили новые футболки тура с зашифрованной надписью «I am trying to believe» («я стараюсь верить» – англ.). Эта фраза была зарегистрирована за URL-адресом ряда сайтов, на которых вскоре появилось хмурое описание вымышленного «Нулевого года». В итоге эти сайты стали одним из инструментов продвижения одноименной игры в альтернативной реальности. Она, в свою очередь, состояла из ряда сайтов, номеров телефонов, мейлов, мр3, муралов и других средств массовой информации, которые были мастерски вплетены в сюжетную линию альбома. Каждое новое открытие в игре содержало новые подсказки и ключи к следующему элементу. Журнал «Rolling Stone» даже назвал эту задумку «мечтой любой маркетинговой команды».

Ко всей этой теории заговора были представлены еще и оффлайн-активности: на первых выступлениях тура в концертных залах были спрятаны USB-флешки с неизданными на тот момент треками или следующими подсказками к игре. Или, например, ко всему этому еще были разосланы тайные приглашения на закрытые «Встречи для сопротивления» американскому правительству, которые в итоге оказались камерными концертами. Все это движение набрало громадных вирусных масштабов на международном уровне, а американские маркетологи начали разбирать всю эту концепцию как образцовый кейс. 

Foo Fighters

Дейв Грол (экс-барабанщик Nirvana, в настоящем – фронтмен американского коллектива Foo Fighters) пошел еще дальше: он задействовал всю американскую индустрию развлечений в промо нового альбома своей группы. Грол заручился поддержкой кабельного телеканала HBO, на котором показывали его рок-документалку, задействовал массу легендарных музыкантов для съемок и даже президента США Барака Обаму, привлек эмоциональную составляющую, назвав этот проект «любовным письмом истории американской музыки». Во время записи альбома «Sonic Highways» его группа путешествовала из города в город по разным легендарные студиям звукозаписи в США, брала интервью у «местных легенд», вдохновлялась опытом, общением и персонами, которые стали частью этого процесса и записывала альбом в реальном времени именно там. В качестве промо группа тоже практиковала секретные выступления, резонанс от которых был настолько большой, что порой толпа парализовывала движение в большой части города, как это случилось в Новом Орлеане.  

U2

«Как достучаться до миллионов пользователей во всем мире одновременно и не утонуть в информационном шуме?» – подумали участники британской команды U2 и обратились за помощью к компании Apple. Группа выступила на презентации iPhone 6, Apple Watch и Apple Pay, после чего Тим Кук (генеральный директор Apple) рассказал, что каждый пользователь iTunes получит подарок — новый альбом группы «Songs of Innocence» совершенно бесплатно. Но Кук не уточнил, то это и как именно этот «подарок» будет получен. Многие пользователи вскоре обнаружили этот альбом на своём устройстве, хотя вовсе не выражали желание его получать. В зависимости от настроек, альбом или скачивался на устройство полностью автоматически, или уведомлял пользователя о возможности его загрузить. Также он автоматом прописывался в музыкальный библиотеке iTunes, и удалить его оттуда было практически невозможно. Тим Кук упомянул, что у «Songs of Innocence» будет «самый большой выпуск альбома за всю историю». Что ж, при таких методах, пожалуй, он прав. Но все же, ребята чуть перестарались: вскоре поднялась нешуточная шумиха на почве вторжения в личные аккаунты, поэтому Apple и участники U2 принесли свои извинения, а также предоставили инструкции по удалению студийника из iTunes для всех желающих.

CD-дозы, желейные флешки и прочие выдумки креативщиков

Бен Якобс, британский мультиинструменталист и композитор, более известный под псевдонимом Max Tundra, решил поиграться с форматами продажи своей музыки. Кроме стандартных CD-записей и винила, альбом можно было купить … на консервной банке кошерного супа! Сам суп был очень даже съедобным, а ссылка на скачивание альбома располагалась на внешней стороне тары. Стоит ли упоминать, что именно последний формат был раскуплен мгновенно и создал сотни инфоповодов? 

Мистер Якобс был не первым и не последним, кто придумывал новые форматы для физических носителей музыки. Призовые места также получают британские спейс-рокеры Spiritualized, которые свой альбом «Ladies and Gentlemen We Are Floating in Space» выпустили на 3-дюймовых mini-CD, которые были запакованы в коробку вида медицинских таблеток. Внутри, как и полагается, размещался рецепт с «рекомендуемыми дозами» употребления музыки. Или вот еще одни креативщики – американская группа The Flaming Lips, которая выпустила мини-диск «Gummy Song Fetus» на флешке, которую можно было добыть из мозгов внутри желейного черепа.

Wu-Tang Clan в коробке ручной работы

Американская хип-хоп формация из Нью-Йорка Wu-Tang Clan в начале 2014 года объявила, что они секретно записали новый альбом «Once Upon A Time In Shaolin», который планируют выпустить всего в одном экземпляре. Его будут «выставлять» в галереях и музеях по всему миру, и только там фаны смогут его услышать, потом же его хотели продать. Группа сама не знала, насколько успешной будет эта задумка: «Мы даже не знаем, сможем ли мы потом продать альбом по придуманной нами системе, так что будь что будет!». Запись, в которой собран 31 новый трек (на одной из песен даже поет знаменитая певица и актриса Шер), оформлена инкрустацией в коробке ручной работы из серебра и никеля авторства британо-марокканского скульптора. В августе 2014-го года журналист Forbes специально полетел в Маракеш, чтобы встретиться с менеджером группы Cilvaringz и иметь эксклюзивную возможность послушать альбом. В итоге, на онлайн аукционе Paddle8 альбом был продан за 2 млн.дол. Мартину Шкрели, американскому бизнесмену и руководителю фармацевтической компании. 17 декабря 2015 года он был обвинён Комиссией по ценным бумагам и биржам США в мошенничестве с ценными бумагами и арестован в своей квартире на Манхэттене. Альбома Wu-Tang Clan там не нашли и дальнейшая его судьба неизвестна. 

Идеальный тайминг Дэвида Боуи 

Но все эти примеры просто блекнут перед самым ярким музыкальным кейсом, который получилось провернуть Дэвиду Боуи с его последним альбомом. Он опять всех обыграл. Без какого-либо анонсирования, 19 ноября 2015 года выходит его первый сингл «Blackstar», который поднял небывалую шумиху, поскольку Боуи на тот момент выпустил только один альбом за последние 13 лет. Одновременно с этим на улицах Лондона начинают появляться борды с неизвестной звездой и датой «08.01.16.».

Как оказалось позже, – это была обложка альбома Дэвида и дата его выхода. 17 декабря 2015 года выходит второй трек – «Lazarus», который критики и фанаты принимают с овациями и взахлеб рассказывают, какая глубокая лирика и насколько многогранный клип на эту песню. 8 января 2016 года, на 69 день рождения Боуи, выходит его альбом «Blackstar». Он пулей врывается на первые строчки хит-парадов по обе стороны Атлантики – в США и Британии (впервые в карьере Девида). Музыкант наслаждается своим триумфом, хвалебными отзывами о новой записи со всего мира и … уходит в мир иной через 2 дня. Только после этого критики и поклонники начинают разгадывать те шифры, которые артист спрятал в своем последнем творении – от пророческих строчек «Look up here, I’m in heaven», до названия альбома, его оформления, «скрытых» проявлений Вселенной на виниле и прочих деталей. Он идеально продумал и провел всю промо-кампанию, смерть изначально была частью концепции альбома. Идеальный тайминг и результат. Такое будет сложно повторить. 

Автор
10 Май 2016, 11:20
Расскажите друзьям про новость