Монтаж рекламы в Украине vs монтаж рекламы в мире: реалии и перспективы
24 Янв 2023, 11:00

Монтаж рекламы в Украине vs монтаж рекламы в мире: реалии и перспективы

Изменения на рекламном рынке свалились на меня неожиданно в начале 2021 года. Тогда в последние полгода я был занят кино и вообще уже несколько лет фокусировался именно на кино, оказываясь в рекламных монтажках очень редко. Однако я чувствовал, что в рекламном процессе что-то постоянно меняется.

Проект, который мне пришлось монтировать в начале 2021 года, был для большого украинского бренда, с которым я много работал в прошлом. На этот раз у нас была эпическая задача, мало времени, не хватало материала для рассказа истории и нам нужно было выдать больше форматов на выходе, чем обычно.

За два часа до презентации я понял, что у нас не работает история и нам пришлось переносить презентацию. Следующие часы были «руки-ножницы». Учитывая, что шла пятая смена с минимумом сна, фокусироваться было тяжело. А главное, когда я нажимал на пробел на презентации, я не до конца понимал, вышла ли у нас история или нет.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Зазвучавшие после показа аплодисменты дали нам с режиссером выдохнуть с облегчением.

«Это была абсолютная авантюра», — сказал режиссер, когда мы плелись праздновать успешную презентацию монтажа где-то на Подоле.

Он был прав. Это была авантюра в тендере, авантюра в продакшене и авантюра в монтаже. Со всем моим многолетним опытом я с трудом вытащил этот проект за эти сроки, с таким материалом и такой сложной задачей.

Это происходило не в первый раз. Такое бывало, вероятно, во все годы моей работы в рекламной индустрии Украины и мира, но невозможно было не заметить, что теперь это происходит гораздо чаще.

Этот тренд мой друг, рекламный режиссер из Лос-Анджелеса, описывает так: «Повсюду сжимаются сроки и бюджеты, а сложность и объемы проектов растут».

Это происходит не только в Украине. Но в Украине это происходит с начальными данными, которые несколько отличаются от остального развитого мира (да, я считаю, что мы являемся частью развитого мира, хотя нам и есть еще многое совершенствовать).

Монтаж рекламы в Украине vs монтаж рекламы в мире

Я работал во многих международных командах, монтируя рекламу и кино. Oppo в Шанхае, Heineken в Амстердаме, Ferrero Rocher в Берлине, Disney в Гонконге и другие. Тезисный монтаж в разных частях света выглядит так:

Украина

Время на монтаж: 2 смены стандарт, 5-6 максимум (исключительные случаи, суперсложные проекты). Часто смены — это не 10 часов, а больше. Иногда гораздо больше.
Форма правления: молодая демократия

Европа

Время на монтаж: 3-5 смен стандарт. Мой максимум — 16 смен на псевдодокументальный ролик.
Форма правления: демократия

Азия

Время на монтаж: 4-7 смен на режиссерский, вдвое больше, чтобы сдать клиенту.
Форма правления: диктатура

Что я подразумеваю под «формой правления»? Легче всего начать с Азии. В Азии ощущается страх перед всемогущим клиентом, почти математический подход к дублям и версиям (это сложно передать словами, но немного есть ощущение, что работаешь с работами). И главное — почти отсутствует делегирование ответственности вниз по иерархии. В Азии, по моему опыту, нормальная ситуация, когда уже сделанный проект на этапе офлайн-монтажа не принимается владельцем компании и идет на пересъемку с новой командой. То есть все было утверждено, но когда владелец видит монтаж, он вдруг решает, что это была плохая идея.

Бренд-менеджеры и креативные директора мало что решают. Я видел, как у китайца с непроницаемым выражением лица тряслись руки после разговора с биг-боссом. Это была презентация уже монтажа после пересъемки с огромной дорогой футбольной звездой. Если бы ролик не понравился, их головы улетели бы. Но в этот раз все обошлось.

В свою очередь, в Европе и Украине сейчас очень схожие подходы. Это можно описать словом «демократія». Ответственность успешно делегируется вниз, в командах слушают друг друга, клиент доверяет агентству (по крайней мере, это то, что я вижу на презентациях). В Украине есть отличия, но пока они минимальны.

Время на монтаж. Пока те две смены, что у нас в среднем есть на монтаж — это скорее гонка на выживание, чем творческий поиск лучшего способа рассказать историю. Особенно учитывая, что сроки и бюджеты сжимаются, а количество вариантов увеличивается (пре-ролы, ролики для интернета, сторис и так далее).

Эксперимент — это основа монтажного процесса. Для экспериментов нужно время. Меньше времени = меньше экспериментов = меньше монтажных сборок = худший результат.

Например, псевдодокументальный ролик для крупного бренда в Европе мы тестировали в формате документалки с 3-4 разными структурами и в формате трейлера. Весь проект занял 16 смен. В Украине этот проект бы смонтировали за 5 без каких-либо тестов, работая по полторы смены в день.

  1. Мы научились работать в таких условиях благодаря тому, что идем на компромиссы в монтажном процессе.
  2. Мы стараемся смонтировать черновые монтажи как наполовину чистовые. Это действительно плохо, потому что смещает фокус с большого на детали и дает меньше пространства для экспериментов.
  3. Количество версий и экспериментов минимально достаточна для достижения всех устраивающих результатов.
  4. При критической нехватке времени мы не отсматриваем весь материал, а работаем с отобранными дублями.
  5. Мы учимся работать командами — несколько режиссеров монтажа и ассистент, если позволяет бюджет.

Пункты 2 и 3 для меня самые принципиальные. На самом деле за 15 лет монтажа рекламы по классическому процессу я не отсматривал весь материал, пожалуй, всего несколько раз. Знание всего материала радикально влияет на качество монтажа, поэтому я считаю, что это принципиальный пункт и красная линия для качества проекта для меня.

То есть, если подытожить с позиции украинского режиссера монтажа, за границей на самом деле было какое-то пространство, в рамках которого можно было сжиматься при монтаже рекламы, а в Украине я его не вижу.

Сейчас, когда в результате рекламный рынок в Украине по разным оценкам упал на 70-80%, перед нами стоит вопрос принципиального выживания. То есть, если до этого давление на процессы в монтажке создавало рынок, то теперь рынок создает давление обратного направления, но даже более серьезное.

Мне кажется, эта ситуация задает два вопроса:

  1. Что будет с действующими режиссерами монтажа? Сколько останется на рынке? Сколько вернется, когда рынок станет восстанавливаться?
  2. Какой путь ждет новое поколение талантливых режиссеров монтажа?

У меня нет ответов на эти вопросы. Как и режиссер монтажа, и преподаватель Украинской киношколы, сейчас обучающий монтажу, я вижу следующее.

Профессиональные режиссеры монтажа либо ушли на фронт, либо уехали из страны (женщины и мужчины с неукраинскими паспортами), либо продолжают работать реклама, кино, документальное кино, зарубежные проекты. Кто-то из уехавших не вернется в украинскую индустрию, но, надеюсь, останется в контакте и сможет обогащать сообщество новыми знаниями.

Новое поколение режиссеров монтажа прежде всего невероятно талантливо, открыто, гибко и не имеет токсичных паттернов общения, иногда омрачающего профессиональную коммуникацию в наших командах. Я вижу уже нескольких людей, которые, если останутся в индустрии, могут стать известными именами в монтаже, и не только в Украине. Как их сейчас вырастить? Это возможно только на проектах. Проекты, которых пока не хватает. Мне кажется, что они будут расти в смеси украинских низкобюджетных wartime-проектов, заказов по Upwork, зарубежных заказчиков и личных проектов. И это будет нелегко, но это будет. И они вырастут.
Саша Черный
режиссер монтажа, преподаватель Ukrainian Film School

И когда придет время, закончится война и мы начнем строить страну и восстанавливать рекламную, ТВ- и киноиндустрию, у нас будет новая монтажная команда из новых и старых. Я думаю, это еще будет хорошая команда.

Расскажите друзьям про новость