Просьба mmr дала повод задуматься. С каким ответом на этот непростой вопрос я хочу начать «новый учебный год»? Помогая компаниям и лидерам трансформировать себя и бизнес, я часто рекомендую начать с определения Предназначения (Purpose). Это коварное упражнение — зачастую ответы, лежащие на поверхности, совсем не про смыслы. Прибыль, доля рынка, вовлеченность сотрудников, удовлетворенность клиентов — результаты, а не причины. А вот искренние ответы про ценность для общества, создание лучшей жизни для людей, реализацию потребностей и стремлений — совсем другое дело.
Сейчас мой ответ детям может показаться неконкретным и слишком сложным. Но он очень важен для меня: я помогаю личностям и организациям делать мир лучше. А если спросит взрослый человек, я расскажу подробнее про трансформационную модель, дизайн-мышление, самоуправление и актуальный организационный дизайн, инновационные бизнес-модели, системы корпоративных (открытых) инноваций и так далее. Ведь мы каждое первое сентября тоже идем «в школу» — учиться, пробовать, ошибаться, развиваться и становиться лучше!
Мой ребенок знает, что моя профессия имеет две составляющие. Первая меняющаяся — это компания и/или продукт, с которым я работаю: банковские карты, алкогольные напитки, турниры по компьютерным играм. Я всегда ему детально рассказываю об этом. Вторая составляющая — маркетинг — неизменная: я изучаю клиентов, знакомлю, объясняю, заинтересовываю, а иногда и влюбляю их в продукт/компанию с которым/которой работаю в этот момент.
Вот видишь твои крутые кроссовки New Balance? Целая команда талантливых людей создает их такими классными. А папа делает так, чтобы мамы и папы всей страны знали, где живут эти суперкроссовки, и каждая пара нашла свои любимые ножки.
Ты, вся наша семья, многие детки на площадке, тот смешной ведущий, который тебя все время улыбает, и даже супергерои-футболисты «Динамо» (Киев), за которыми ты так любишь наблюдать вместе с папой, — все они любят эти самые волшебные кроссовки. Каждому нужно немного суперсилы!
Чтобы быть успешным, человеку важно знать самого себя, людей вокруг себя, уметь с ними общаться и договариваться. Когда человек несет пользу другим людям, они отвечают взаимностью. Точно так же и с компаниями.
Специалисты по маркетингу помогают компаниям (и людям внутри них) лучше понять себя и своих клиентов. Общаться, строить отношения и приносить пользу друг другу. А для этого приходится делать много интересных вещей: писать письма, печатать плакаты, снимать кино, делать сувениры, проводить праздники, мероприятия и целые конференции. Именно поэтому работая в маркетинге у тебя просто нет времени скучать 🙂
По моей практике название профессии маркетолога проще всего объяснить, назвавшись тем, кто делает рекламу. Хотя по факту коммуникации — всего лишь одна из многих сфер маркетинга.
Я тот, кто хорошо понимает, какие у нашего клиента потребности, необходимости, запросы, делает нужные для него продукты и услуги, и хорошо их рекламирует. А потом продает и тем приносит компании деньги. Итог — довольный клиент и мы заработали 🙂
Я бы объяснил дочери свою работу в маркетинге на понятном ей примере.
Каждое утро, готовя завтрак, мы с супругой стараемся угадать, какую кашу сегодня захочет Алиса, проснувшись: гречневую, пшеничную или, может быть, рисовую?
Если мы угадываем — Алиса счастлива. Если не угадываем и она расстраивается — мы рассказываем ей какую-нибудь интересную историю/сказку о пользе и важности предлагаемой нами каши, чтобы она захотела ее попробовать.
То же самое папа делает на работе в банке, пытаясь определить, что предложить людям, чтобы они были счастливы. Или же рассказывая им истории и убеждая их попробовать что-то новое и полезное. Ему в этом помогают его друзья, которые работают с ним в команде.
Моя работа — строить яркие магазины, в которых удобно и приятно покупать, и делать интернет-магазин, который экономит время. А еще — интересно рассказать людям, как обустроить комфортный дом, где всегда чисто, как легко и быстро создать уют, приготовить вкусную еду. Как проводить свободное время интересно с помощью новых колонок, смартфонов и планшетов. И, конечно, как эффективно работать на ноутбуках и других интересных приборах.
У Кена есть машина, но он не катает Барби просто так. Она может вызвать Кена через свой смартфон, и он отвезет ее на укладку и в магазин на своей машине, но за деньги. У Кена и у Барби на смартфоне есть специальное приложение, которое помогает Барби вызывать Кена, когда он ей нужен. А папа помогает делать это приложение популярным, чтобы и подружки Барби им пользовались, а друзья Кена их возили. Чем больше друзей Барби ездит, тем больше папа зарабатывает.
Алиса, вот представь себе магазин игрушек. Представила? Так вот — я директор магазина. Только вместо игрушек у меня Red Bull.
Я помогаю людям, которые заказывают мою работу, понять несколько вещей.
— Что именно они делают, и можно ли делать это лучше.
— Нужно ли то, что они делают, другим людям, и будут ли эти люди платить деньги.
— Как сделать так, чтобы другим людям хотелось покупать и пользоваться тем, что делают мои заказчики.
— Как рассказать историю о том, что делают мои заказчики.
— Где рассказать эту историю, чтобы ее все услышали и поняли.
А еще я пишу отличную книгу о средневековом монахе, чуме, Папе Римском, рыцарях и прекрасных дамах.