31 Авг 2022, 09:00

Медиаденьги во время войны: 4 нестандартных способа монетизации в украинских онлайн-СМИ

С началом полномасштабного вторжения медиа-рынок Украины почувствовал резкое падение доходов. Согласно исследованию IAB Украина, 74% рекламных агентств и 70% рекламодателей прекратили свою деятельность с началом войны. Многие до сих пор не могут выйти на довоенный уровень. Это ставит редакции перед непростым вызовом: сохранить команду и качественную журналистику в условиях острой нехватки финансов.

В нашем обзоре эксперты компании Membrana Media и интернет-издание «Обозреватель» рассказывают о четырех нестандартных подходах, которые украинские онлайн-СМИ используют как альтернативный способ увеличения монетизации.

1. Благодарность авторам

Украинское онлайн-медиа о технологиях и предпринимательстве Speka запустилось меньше года назад. Российское вторжение застало проект на этапе раннего развития. Но редакция нашла оригинальный способ поддержать команду: на сайте под каждым материалом появилась возможность поблагодарить непосредственно автора понравившейся статьи. Нажав кнопку «Поблагодарить», читатель может выбрать приемлемую сумму и перевести ее на счет редакции через LiqPay. В платеже автоматически указывается, кому направлена благодарность, а 20% суммы донатов перечисляются на нужды ВСУ.


2. Доходы от видеомонетизации

Онлайн-издание «Обозреватель» увеличивает прибыль за счет использования нового инструмента —видеорекламы. Совместно с партнером — компанией Membrana Media — издание внедрило видеоплеер, позволяющий просмотреть контент в удобном для читателя формате.

Сотрудничество уже принесло финансовые результаты.

Мы с осторожностью и в несколько этапов запускали этот продукт, учитывая его новизну на рынке. Но уже за первые месяцы сомнения рассеялись — продукт действительно положительно повлиял на многие показатели, а доход превысил ожидания. С первого месяца мы получили дополнительный доход, за счет которого смогли покрыть зарплаты нескольких десятков журналистов. Особенно это ощущалось в начале войны, когда многие контрагенты задерживали или вообще отменяли оплаты.
Михаил Кривда
генеральный директор Obozrevatel.com

В настоящее время доля видеорекламы в общей структуре доходов издания составляет около 40%.

Инструмент позволяет не только увеличить финансовые поступления, но и улучшить пользовательские метрики сайта. «Аудитория положительно реагирует на видеоплеер Membrana Media. Пользователи дольше остаются на сайте, повышаются позиции наших материалов в поисковиках. Более того, мы получаем дополнительный трафик от Google Discover, что очень важно для новостного ресурса», — рассказывает Михаил Кривда.

Видеоплеер Membrana Media уже зарекомендовал себя на рынке. «Такого продукта раньше не было. Он появился именно тогда, когда СМИ действительно нужно выживать во время войны. Наш инструмент помог таким большим онлайн-СМИ Украины, как НВ, 24 канал, Украинская правда, 1+1, усилиться, сохранить независимость и продолжать держать планку», — говорит СЕО Membrana Media Михаил Кудрявский.

3. Создание сообщества

Онлайн-издание «Украинская правда» запустила инициативу по развитию одноименного клуба. Участники сообщества «Клуб Украинская Правда» за небольшой регулярный донат получают множество дополнительных преимуществ. Например, заглянуть «за кулисы» одного из самых авторитетных изданий Украины и принять участие в открытой редакционной планерке. Или предложить свои идеи для будущих статей. По словам самой редакции, поддержка Клуба позволила сохранить команду и продолжить работу в полном объеме, не выбирая, проводить журналистское расследование или потратить ресурсы на интервью.

4. Сбор донатов

Краудфандинг как инструмент финансирования известен в мире достаточно давно. Чаще всего этим средством коллективной поддержки пользуются представители креативных профессий, стартапы, благотворительные организации, экоактивисты и многие другие. Недавно этот инструмент стал полезным и для украинских онлайн-СМИ. К примеру, деловое издание The Page добавило возможность поддержать редакцию через краудфандинговую платформу Patreon. В начале каждой статьи читатели видят кнопку «Become a patron». А при переходе на платформу можно выбрать подходящий формат поддержки.

Альтернативные источники дохода обеспечивают для СМИ значительную финансовую поддержку. «По нашим наблюдениям, за последние полгода медиа стали более открытыми к новым способам монетизации. Еще в январе сложно было представить, что кто-нибудь из СМИ согласился бы на такие смелые эксперименты, как тестирование нового рекламного инструмента или сбор донатов. Но практика показала, что нестандартные способы монетизации могут помочь медиа сохранить команду и остаться независимыми даже в условиях войны», — резюмирует СЕО Membrana Media Михаил Кудрявский.

Узнайте больше о монетизации онлайн-СМИ в дайджесте от Membrana Media.

Подписаться на дайджест

Расскажите друзьям про новость

Новое видео