В чем усилились, а в чем — «сдали»
Особых открытий 2015 год не принес. Кризис повлиял на нашу работу, как и на весь рынок в целом, однако не кардинально: мы всегда следуем стратегии, и у нас всегда есть «план Б». За этот год мы точно стали умнее в выборе клиентов, стали чаще говорить «нет» — и этим сильно оздоровился клиентский портфель агентства. Во главе выбора теперь всегда стоит принцип win-win.
Так получилось, что в 2015 мы были куда больше сконцентрированы на проектах, чем на PR (впрочем, как и подавляющее большинство участников рынка). В 2016 однозначно будем уделять больше внимание фестивалям и рейтингам.
Общая для digital-рынка HR-проблема, которая нас не обошла в 2015 — диджитал-агентства, ориентированные на больших корпоративных клиентов в Украине, оказались в катастрофически проигрышных условиях по сравнению с IT-компаниями. Зарплата, к примеру, хорошего программиста на данный момент неподъемна для независимого агентства, и, как результат — массовый переход персонала с инхаус-продакшенов на аутсорс.
Послевкусие 2015 года
За год клиентские команды существенно нарастили внутреннюю экспертизу, благодаря чему слово «синергия» стало абсолютно реальным термином, а не красивым словом в описании методов работы агентства. В диджитал наконец-то поверили, во многом — благодаря кризису: для многих интернет стал палочкой-выручалочкой.
По-прежнему расстраивает, что многие клиенты все так же мыслят категориями фан-баз, и не пытаются смотреть на диджитал-среду глобально, не видят возможностей и боятся рисковать. Так же расстраивает то, что крупные клиенты до сих пор практикуют подход, когда при выборе подрядчика последнее слово остается за прокьюрементом: «берем тех, кто отожмется, все равно не понимаем, о чем тут речь». Это очень печально и вредит рынку в целом.
Digital-агентство и инструменты 2020
Если вынести за скобки невозможность спрогнозировать политическую ситуацию и весьма туманные перспективы нашей страны в целом, и говорить только о диджитал-маркетинге, то очень легко представить украинское диджитал-агентство 2020, всего лишь посмотрев на типичное диджитал-агентство из США, или, к примеру, Британии. В отдельных случаях разрыв не так велик, или его нету вообще, но это исключения.
О технологиях и инструментах 2020 можно фантазировать бесконечно: виртуальная реальность, все в облаке, мобайл, реальный RTB, big data, интернет вещей, биометрия, носимые гаджеты, бизнес-KPI, все customer-centric, огромное количество аналитики — это устойчивые тренды.
5 слов, которые «сделают» digital-сферу в 2016:
1. Работа с данными и аналитика. Клиент не хочет лайков, хочет продаж. Чтобы продать продукт, нужно знать о покупателе гораздо больше, чем «25-35, средний плюс, жители больших городов». Например, в СОХО один аналитик в помощь стратегу в 2014 году вырос в целый отдел в 2015-м.
2. Мобайл. С появлением 3G для сегмента открылись огромные возможности, и результаты не заставят себя ждать.
3. Performance. Отчаянные люди, которые подписываются под конкретные продажи. И держат слово 🙂
4. Персонализация.
5. Интеграция.
Источники футуризма и вдохновения
Аналитические контент-проекты для бизнеса — Harvard Business Review и Cossa, для личного развития — Сoursera.