Маркетинг-анализ выборов от Алексея Филановского
28 Окт 2014, 07:20

Маркетинг-анализ выборов от Алексея Филановского

Написал много букв о выборах. Но, мне кажется, будет интересно тем, кто думает о глобальных процессах.

Маркетинг-анализ выборов от Алексея Филановского

Алексей Филановский в своем посту в Facebook поделился своим анализом прошедших выборов. 

 

Написал много букв о выборах. Но, мне кажется, будет интересно тем, кто думает о глобальных процессах.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Новая общественная реальность.

На мой взгляд, прошедшие выборы зафиксировали серьезные изменения общественного мнения, которые я постарался систематизировать в виде модели.

Электоральное поле можно представить, как аудиторию того или иного бренда в той или иной категории.

Ядро составляют наиболее активные избиратели (потребители), которые проанализировали все предложения рынка, и остановились на конкретных партиях (товарах).

Это самая плотная часть поля, что в случае товаров означает максимальную лояльность (постоянное потребление), а в случае выборов максимальную вероятность присутствия на избирательном участке.

Следующий слой (условно — мантия) составляют более переменчивые потребители или избиратели. В случае товаров это означает «репертуарное» потребление, когда человек каждый раз делает выбор из нескольких любимых марок. В политике это означает, как возможность выбора между различными партиями, не сильно разнящимися идеологически, так и менее активное голосование.

Наконец, маргиналии — это люди без устойчивой позиции, которые могут отдавать предпочтение любому товару и любой партии, в зависимости от настроения и текущей рекламной активности.

Еще пару лет назад ядро нашего электорального поля составляли верные избиратели ПР и БЮТ. При этом происходила неторопливое смещение ядра КПУ в сторону мантии. Ядро ПР и БЮТ составляли не только политически активные люди, но и те, кто искал в выборах те или иные материальные выгоды.

В мантии появлялись и исчезали такие проекты, как Сильная Украина Тигипка, Свобода Тягнибока. Там некоторое время обретались мигрировавшие из ядра Социалисты Мороза, постепенно маргинализировавшие.

Собственно в маргинальном слое обретали Радикальная партия Ляшко, Вперед Украина Королевской и другие.

Главной особенностью этого поля было то, что к маргинальной части принадлежала и большая группа людей, недовольных политико-экономической ситуацией, которая, при этом, не находила политических сил, отвечавших ее запросам. Это была парадоксальная ситуация вынужденной пассивности наиболее активной части общества. Такую ситуацию можно было наблюдать, например в СССР, и это было явно ненормально.

Итогом нынешних выборов можно считать то, что у нас сложилось майданоцентрическое электоральное поле.

Бывшие маргиналы оказались в самом центре избирательного шара. Движители Майдана (во всех городах Украины) пришли голосовать, и поддержали две партии, наиболее соответствовавшие ценностям — Самопомич и Правый сектор. Совокупно избирательное ядро составило не менее 12% избирателей.

В ситуации пассионарных сдвигов, именно электоральное ядро становится генератором избирательных настроений. Это значит, что те ценности, которые сейчас привлекли 12% (вернее, которые были сформированы этими 12%) постепенно будут собирать все более широкую базу. Это, как мы знаем, ценности общественного договора, реализованного на Майдане, и переносимого нынче в политику.

Расширение ценностей ядра может дать двоякий эффект. Либо экспоненциально вырастет популярность «ядерных партий», либо партии «мантии» сменят систему ценностей на более «майданную». Первое произойдет, если Самопомич и ПС останутся безупречно последовательными. Второе, если блок Порошенко и Народный фронт проникнется идеологией партий ядра.

Именно блок Порошенко и Народный фронт сейчас составляют «мантию». Они отражают мнение симпатиков Майдана, которые не были столь активными в своих действиях ноября — февраля, но периодически появлялись на митингах и, безусловно, разделяли требования митингующих.

В мантии нынче находятся и симпатики антимайданов, как те, что принимали в них участие, так и те, кто разделяли ценности провластного движения. Эта часть мантии — оппозиционный блок, который может рассчитывать на консервацию патерналистских настроений, но не более того.

Скорее, его ждет судьба блока Тимошенко и КПУ, которые стремительно покинули не только ядро, но и мантию, маргинализовавшись уже сейчас. Эти две силы никак не проявили себя во время революции и остались на полях избирательного процесса.

Упустила шанс оказаться в ядре электорального поля Свобода, ценности которой (и в первую очередь, национализм) не совпадают с ценностями наиболее активной части общества. Если до революции, Свободе удалось привлечь часть пассивных активистов, голосовавших за партию от безысходности, то с появлением альтернативы, как в лице Самопомичи, так и в лице Народного Фронта, Свобода маргинализовалась.

Вытесненные из ядра ПР, вытеснила из мантии Тигипка, что естественно для сходных по идеологии движений, лежащих в одном секторе поля. Маргинализация партии Тигипко была неизбежна и продолжится.

Со своей стороны, находящийся в мантии Народный фронт, отправил на границу электорального поля партию Гриценко, которая, хоть и претендовала на место в мантии, но не выдержала испытание «делом» — важной ценностной составляющей.

С другой стороны, частично опустился в мантию маргинальный прежде избиратель Радикальной партии Ляшка. Патриотический порыв народа позволил маргинальной партии войти в мантийное поле. Однако, спекуляция Ляшко остается спекуляцией, а не реальной ценностью, что достаточно быстро отбросит его обратно к границам.

Что дальше? Самопомич, ПС, блок Порошенко, Народный фронт, Оппозиционный блок будут бороться за электоральное ядро. Однако, оппозиционный блок, опирающийся больше на патерналистские ценности будет постепенно отступать, по мере того, как будет снижаться острота противостояния по оси майдан — антимайдан. 

Новое ядро майдана — ядро общественного договора, и именно эти ценности будут определять успешность или неуспешность проекта. Та партия, которая окажется ближе всего к диффундирующей ценности, и, главное, подтвердит эту близость делами, займет позиции в ядре. Остальные — отправятся в мантию. Ну а блок Тимошенко, Ляшко, Свобода, КПУ и Тигипко продолжат свой путь к маргиналиям, отбрасываемые центробежной силой.

С этой точки зрения, результаты выборов, несмотря на фактическую не идеальную работу новой Рады и правительства, очень хороши. Общество меняется, а эти смены неизбежно вызовут смену политикума.

Расскажите друзьям про новость