Made in Ukraine: Как прожить 365 дней, покупая только украинское
13 Фев 2014, 16:07

Made in Ukraine: Как прожить 365 дней, покупая только украинское

Итак, сегодня ровно год, и пора подводить главные итоги

Made in Ukraine: Как прожить 365 дней, покупая только украинское

Итак, сегодня ровно год, и пора подводить главные итоги

365 дней назад я пообещала, что весь год буду покупать только продукцию украинского производства. За это время эксперимент оброс невероятным количеством интерпретаций. Поэтому напомню условия.

Украинской продукцией мы считали совокупность двух факторов: бренд, созданный в Украине (то есть, Coca-cola и Tampax не подходили), а также производство, расположенное на территории страны. Поскольку изначально мой эксперимент был основан исключительно на любопытстве — узнать о состоянии предприятий и что же все-таки производят — именно такие условия мы считали максимально корректными. Кроме того, ну, мы же с Катей Венжик понимаем, что из всего богатства ресурсов у нас в стране — уголь, сельское хозяйство и древесина. Остальное из Китая или Италии 🙂

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Если честно, я не подозревала, что будет настолько тяжело и легко одновременно. Что меня ждет не бытовуха, как я ожидала, а ежедневные открытия, работа детектива и логиста. Что я встречу невероятное количество интересных, умных людей с горящими глазами, влюбленных в свою страну. Я не ожидала масштабов интереса к эксперименту. И уж тем более не ожидала, что большое количество моих друзей и подписчиков будут следовать по обнаруженным адресам-сайтам. Совсем-совсем я не ожидала телеверсии и ужинов на 130 человек (это все Delo.UA виновато :)).

А теперь выводы.

В Украине, за редким исключением, можно найти практически все необходимое для жизни. Круглый год. Если хорошо искать, то все товары будут очень хорошего качества не только в исполнении, но и по дизайну. Да, для меня, человека, который имеет возможность носить туфли Jimmy Choo и покупать посуду для дома не в Ikea, внешний вид очень важен!

Товары, которые выпускаются у нас, на 15-30% дешевле, чем аналогичные импортные.

Основные конкуренты украинского производителя — бесспорно, Китай и мировые бренды (тоже, в принципе, сделанные в Китае). Враги? Находятся внутри страны. ИМХО. Потому что те же детские подгузники, или, например, бесфосфатные моющие средства с большим трудом входят в торговые сети. Хорошая декоративная косметика выпускается только как private label по заказу сетей. Купить ее в отдельных магазинах невозможно.

Искать продукцию украинского производства проще всего в регионах — на рынках и небольших магазинах. Собственно, там, куда производителям проще войти. А вот что-то трендовое и ультрамодное — одежду, обувь, украшения — легче найти в Интернете.

У большинства производителей (особенно касается одежды-обуви) имеется отличное понимание процесса, хорошие технологии и прекрасное качество. Но напрочь отсутствует вкус и дизайнер на производстве. Именно поэтому, например, трикотаж (а часто и фабричную обувь) украинского производства трудно заставить себя купить, а носить это можно только если тебе перевалило за 65 лет, ты потеряла мужа-семью-собаку в один день, перестала подстригать волосы и красить корни, и все, что у тебя осталось — это 6 соток огорода. Так вот туда — да, можно. В остальные места нельзя.

Ну, говорить о том, что 80% производителей нужно поменять сайты, этикетки, упаковки — я, если честно, очень сильно устала, и никакая это уже не новость. Но поверьте мне, дорогие предприниматели, как только вы заплатите один раз не очень большие деньги фотографу и стилисту съемки, а ваш бренд (лого, этикетка, упаковка и т.д.) будет выражать то, что вы хотите сказать своим трудом, ваши продажи резко пойдут вверх. А некоторые и вовсе станут love-mark. Бесспорно, для этого надо нанимать профессионалов — топ-менеджеров, финансистов, маркетологов, пиарщиков, копирайтеров, дизайнеров, создателей сайтов. И не пытаться делать весь цикл самостоятельно, как это часто происходит сейчас.

В Украине можно найти невероятные для нашего региона производства: выращивание устриц, осетров, бананов, оливок, чая, изготовление арахисового масла, хамона и виски. Украинцы любят доказывать, что им все по плечу кроме брендинга.

Моя жизнь невероятным образом поменялась. Год назад я думала, что все, что мне предстоит — это тестирование товаров. А нашла 300 невероятных историй людей, которые до одури любят эту страну и которым интересно жить и творить! Некоторые из них стали моими друзьями. Некоторые, наоборот, до сих пор ищут подвох, почему это я была такая добрая. Но я теперь знаю точно: если у человека есть мечта, он занимается тем, что любит, то даже с 2-4 тысячами долларов и в одиночку можно делать удивительные вещи, которые нравятся людям. Кстати, именно 4000 долларов — средняя сумма начального капитала большинства украинских производителей (малый и средний бизнес), с которым запускался не просто бизнес, а производство.

Чего у нас в стране не производят?

Тут перечислить проще. У нас не шьют, например, джинсы. Вернее, их шьют на фабрике в Кривом Роге. Представитель фабрики в телефонном разговоре сказал, что все на фабрике — технологии, оборудование, материалы и деньги — австрийские. На внутренний рынок эти джинсы не попадают, производство украинским не считают. У нас не шьются дубленки и не делают солнцезащитные очки в пластмассовой и металлической оправе.

Или вот женские прокладки. В той же Беларуси, например, уже давно научились их не только делать, но и продавать нам же. У нас же нет даже маленького цеха по их производству. Хотя те же памперсы у нас выпускают.

У нас все плохо с техникой. Пылесосы, соковыжималки и телевизоры, которые до распада СССР и в девяностые выпускали/пытались выпускать на наших предприятиях, сейчас уже не делаются.

Конечно же, у нас нет своей красной икры, оливкового масла, кашемира, практически нет канцтоваров (хотя еще пару лет назад несколько фабрик пытались наладить их производство). У нас простаивают заводы, которые когда-то делали посуду, и практически не осталось суконных фабрик. Практически вся техника, которая собирается на территории страны, сделана из иностранных комплектующих. Да что там техника — легкая промышленность на 98% работает на иностранном сырье. Поэтому на 100% украинским производством можно считать разве что пару компаний, которые шьют костюмы и платья из ткани, производимой в Чернигове, да наших фермеров.

Но в любом случае я убеждена, что торговые марки, придуманные на территории Украины, как и производство, расположенное у нас, создают не только рабочие места, но и укрепляют так или иначе экономику. Ну и меньше вредят экологии.

Что останется со мной?

Я точно не вижу смысла менять некоторые украинские товары на импортные аналоги. Например, лодочки от Качоровской, блески для губ от Diva, колготы Anabel Arto, лаки для ногтей LCF, пальто Frizman, бесфосфатные стиральные порошки и моющие средства, посуда Biol. Все то, что достаточно легко купить и просто не хочется менять, потому что качество и цена меня устраивают на 100%.

О чем я жалею?

Что не писала чаще, чуть ли не каждый день, ведь новые открытия у меня были по несколько раз на день. Что не успела объехать всю страну. Что иногда спала больше, чем могла бы, и далеко не все из задуманного успела. И вообще жалею, что не сделала больше, чем сделала.

Что дальше?

Революция внесла свои коррективы в ход моего эксперимента. И мы с Катей Венжик даже не сговаривались о том, что писать радостные материалы об очередном открытии не очень-то корректно по отношению к интересам тех, кто отстаивает право жить в нормальной стране и страдает за это. Поэтому у нас «зависло» около двадцати постов, которыми мы с радостью поделимся в ближайшее время.

Я буду и дальше писать в блоге обо всем украинском производстве, что я нахожу или, правильнее сказать, которое теперь находит меня в самых неожиданных местах. В блоге появится новая рубрика «Семейный бюджет» — о том, где можно сэкономить, покупая продукцию украинского производителя, особенно если ты работающая мать троих детей.

По вторникам и четвергам в промежутке с 8.15 до 8.30 на канале «Украина» можно смотреть телеверсию блога (а чуть позже здесь, на сайте, пересматривать), за что отдельное спасибо всем-всем продюсерам продакшена «ТелеПро» за веру в меня и отдельное — «крестной маме» видеоверсии Наталье Емченко. В программе «Ранок з Україною» я не просто рассказываю об украинских товарах, но и настолько жестоко их тестирую, что даже самые серьезные скептики смогут убедиться: «если уж после этого вещи выживают, то в обычной жизни их точно можно использовать».

Как я и обещала, будет сайт со всеми адресами-паролями-явками, будет книга — путеводитель по стране, совсем уже скоро. Ну и в ближайшее время — второй Украинский Ужин с новыми интересными кейсами и дегустацией продуктов.

А пока… Да, я улетаю в Италию праздновать День святого Валентина. И, конечно же, у меня там будет шоппинг 🙂 Хотя, если честно, я не могу сказать, что я чего-то очень-очень сильно хочу. Может, вина и сыра. Ну, еще несмотря на оттепель куплю угги, потому что очень мерзну на съемках.

И да, весь этот год вся продукция покупалась исключительно за мои личные деньги. Фотографы — Delo.UA. Командировочные расходы — меценат, пожелавший остаться неназванным.

Конечно же, мой эксперимент нельзя назвать «чистым» на 100% — все-таки я ездила за границу в командировки (и ела их буржуйские завтраки), купила кашемировый шарф в период депрессии ровно через полгода и пользовалась своим старым телефоном и компьютером с надкушенным яблоком на крышке. Но даже в такой форме лично мне открылась совсем другая Украина — та, о которой я даже не подозревала. Хотя, возможно, до этого я была слишком снобом (как и большинство моих друзей).

Я невероятно благодарна всем, кто поверил в меня и помогал все это время. Кате Венжик — за то, что была не только редактором, но и психологом, когда я уставала все время жить в поездах, слышала неприятные реплики в спину и просто не успевала. Ире Рубис — за то, что дала нам возможность с Катей реализовать все, что мы хотели, и стала одной их самых ярых последовательниц эксперимента, подсадив на это всю семью. Моей горячо любимой Аллочке Шевчук, без которой половина тестируемых товаров никогда бы до меня просто не доехала, Ире Куксе и Гале Мельник — за то, что страховали Аллу, когда та уже валилась с ног; всему агентству PillarPR — просто за то, что выдержали это все и очень сильно помогали. Всем, кто приходил с фотографиями этикеток со словами «о, посмотри, я тут для тебя нашла» и тем, кто писал в Facebook и на все доступные мейлы. Особенно тронули двое друзей, которые в течение нескольких часов после моего поста на ФБ привезли зеркальные фотокамеры со словами «пользуйся, сколько надо». А также одному невероятному мужчине, который держит за руку, поддерживает, помогает и очень гордится мной.

Расскажите друзьям про новость