Мы все стали стартапами, или Коммуницируй как стартап в 2023
10 Янв 2023, 10:30
PR

Мы все стали стартапами, или Коммуницируй как стартап в 2023

У вас очень ограниченные ресурсы и команда, работаете в условиях высокой неопределенности и конкуренции? Поздравляю, вы чувствуете себя как рядовой стартап. Война в нашей стране стала тяжелым трансформационным периодом, который изменил для бизнеса правила игры. На самом деле для стартапов в Украине тоже не лучшие времена, но, как показывают многие кейсы, для многих это стало толчком для новых свершений. Быстродействие и способность к быстрому восприятию всего нового — преимущества стартапов. В этом их отличие от крупных корпораций и компаний, которые между прогрессом и традиционным взглядом выбирают второе.

Кстати, возможно, в 2023 году именно вы основаете стартап, ведь глобальные экономические спады часто побуждают предпринимателей к поиску инновационных решений жизненных проблем. Более 50 миллиардов технологических стартапов было основано во время рецессии (Startup Genome), а технологические единороги, основанные во время рецессии 2008 года, вместе оценивают почти 150 миллиардов долларов.

Итак, что следует перенять украинским бизнесам от стартапов в новом году, рассказывает Анна Кузнецова, коммуникационщица стартапа ReLeaf и фаундер коммуникационного агентства Creative space.

Быть гибкими, но сфокусированными

На самом деле создать коммуникационную стратегию для стартапа — то еще дело! В течение года может быть несколько громких внеплановых информационных поводов, которые трудно предсказать. Но в центре — всегда продукт, из-за ограниченности ресурсов усилия направляются на самое главное. Гибкость не является чем-то новым для PR-профессионалов. Вся наша работа состоит в том, чтобы быть адаптированными!

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

И учитывая все PR-тенденции 2023 года, снова придется поработать над тем, чтобы продумывать стратегию и питчи. Вы должны быть готовы и способны мгновенно изменить свою стратегию. Вам придется описать план B (и, возможно, план C и D), прежде чем план A будет запущен. Возможно, лучше заранее подготовить несколько углов наклона, обдумать разные стратегии с вашей командой или следить за новостями, которые могут повлиять на ваших клиентов.

Экспериментировать как дышать

Заложите бюджет на эксперименты.

Для стартапов большинство коммуникаций — это эксперимент в чистом виде, но поскольку они открыты ко всему новому, то склонны к экспериментам с новыми форматами и каналами больше, чем традиционные компании. И это работает. Это рождает коллаборацию, привлекает контент-криейторов и делает проекты более веральными. Заложите бюджет на эксперименты и не отступайте от него, потому что именно эти новые инструменты обычно работают на молодую аудиторию и WOW-эффект.

Выходить на мировые рынки

Обычно стартапы более глобальны, чем традиционные бизнесы. В этом году даже украинские стартапы вынуждены были выходить на мировые рынки. Коммуникации в таком случае стартапы часто начинают раньше, чем продажи. Это готовит рынок, помогает искать партнеров, инвесторов и клиентов, узнавать особенности менталитета и деловых коммуникаций, получить фидбек от потенциальных покупателей, познакомиться с журналистами. Иногда это даже помогает определиться, на какой рынок лучше не выходить. Как свидетельствует недавнее украинское исследование среди пиарщиков и маркетологов, большинство из нас точно понимают, что международные коммуникации — это ближайшее будущее, так что готовиться к этой экспансии стоит заранее.

Делать больше, тратя меньше

Строить отношения с журналистами, персонализировать питчи и приспосабливать материалы к каждому изданию, делать статьи вместе с журналистами — в эру ограниченных бюджетов это то, что приносит результат с наименьшими затратами. Если вы до сих пор этого не делали, самое время! Однако не забывайте также об усилении собственных медиа: социальных сетях, коммьюнити, блогах, имейл-рассылках, подкастах — именно эти каналы прекрасно дополнят брендовые коммуникации, особенно, если есть потребность в экономии.

Сила амбиций!

Об амбициозном замысле не стоит говорить большим количеством пафосных слов в релизе или питче.

Амбициозность и масштабность замыслов, проектов и целей — то, что отличает стартапы. «Fake it until you make it», как говорили ранее. А в последнее время добавилось — каждый из нас хочет почувствовать себя причастным к чему-то великому, гордиться родственными ценностями. Будьте осторожны, об амбициозном замысле не стоит говорить большим количеством пафосных слов в релизе или питче, берегите время читателей.

Создать легенду

Сторителлинг не является новой тактикой, но это очень важная тактика, которую все медиа-профессионалы и специалисты по коммуникациям должны включить в свои планы работы с общественностью. Как люди потребляют новости и информацию, постоянно меняется, и они больше не полагаются исключительно на традиционные СМИ. И то, о чем они хотят услышать, тоже меняется.

В этом социально обусловленном климате использование историй о бренде будет эффективно способствовать большему привлечению аудитории, чем одноразовое размещение в ведущем СМИ. Через социальные сети мы видели, как более детализированы личные истории помогают определить релевантность бренда, а не просто его узнаваемость.

Менторство как инвестиция

В сфере IТ и стартапов менторство — привычная вещь. Мы привыкли в коммуникациях держать все в секрете, но новые реалии часто нуждаются в сверхусилиях и помощи. Делиться опытом и получать поддержку — оба направления полезны, хотя и требуют времени. Менторские отношения — вид социальных связей, снижающих тревожность, повышающих уверенность в себе и общий уровень удовлетворенности и счастья. Ищите менторов и будьте ими, инвестируйте в опыт!

Социальная ответственность как маст-хэв

Появляется потребность в том, чтобы бренды доказывали, что они заслуживают доверия.

Потребители, клиенты и инвесторы по всему миру, особенно в Украине, не готовы прощать отсутствие позиции, приоритета человеческих ценностей, защиты планеты и безопасности. В центре коммуникаций — человек, эмоциональный и отзывчивый. Как утверждают исследования, Отчет об эмоциональных связях с брендами и рейтинге любимых в Brand Intimacy Study 2022, с ростом доминирования и зависимости от технологий появляется потребность в том, чтобы бренды доказывали, что они заслуживают доверия и достаточно ответственны, чтобы быть неотъемлемой частью нашей жизни. Во всей технологической среде потребителей все больше волнует, как компании используют их личные и медицинские данные. Для чувствительных компаний, таких как Apple, это привело к серьезным изменениям на их платформах для обеспечения безопасности данных.

Многие из вас слышали о печальной статистике, что 90% стартапов умирают. Кстати, одна из причин — плохие коммуникации. Поэтому желаю в 2023 году каждому бизнесу, и стартапу, и крупной компании быть готовыми к коммуникационным челленджам и возможностям, которые он принесет.

Расскажите друзьям про новость