Какими должны быть соцсети владельцев бизнеса, которые переехали за границу
01 Авг 2023, 17:09

Какими должны быть соцсети владельцев бизнеса, которые переехали за границу

Как «разговаривать» с украинцами, если ты физически не находишься в стране? Вопрос сложный, важный и очень объемный. Я тоже живу и работаю из-за границы. Несколько месяцев в году я проводила и до начала полномасштабного вторжения. А с 24 февраля 2022 года трудностей прибавилось.

Первое — это моральная сторона: боль и сострадание, понимание своего долга перед страной. Чувство вины. Конечно, с ментальным эффективнее работать с психотерапевтом, но для себя я поняла основное: я могу и хочу быть полезной Украине из любой точки мира. В моих силах волонтерить, делать пожертвования, развивать наш бизнес, который предоставляет рабочие места и платит налоги в Украине. Именно работа с украинскими предприятиями весной 2022 поддерживала меня в темные дни осады родного Мариуполя и оккупации Ирпеня, где живут родители.

Поэтому синдром «выжившего» оставляю за кадром и обращаюсь к практическим проблемам.

На расстоянии предприниматель рискует потерять нужные связи, продавец перестанет понимать клиентов, а пиарщик полностью выпадает из контекста. Предыдущие достижения не всем важны, поэтому поддерживать репутацию труднее.

В статье я использую слово «репутация», а вы выбираете по своему вкусу — репутация, личный бренд или имя. Сегодня я наработала себе определенные формулы работы, которые советую и клиентам. Главное: принять себя в новых условиях и быть полезным Украине независимо от того, где ты находишься.

Итак, как поддерживать свою репутацию в Украине, если ты за границей?

Помните: если вы не формируете свою репутацию сознательно, она все равно формируется. И не факт, что вам понравятся результаты, учитывая, сколько негатива сегодня вокруг.

Начнем с анализа себя.

  • Совет 1. Трезво проанализируйте коммуникацию и определите свою четкую гражданскую позицию.

Попытайтесь объективно оценить свою коммуникацию в социальных сетях, мессенджерах и переписке. Это непросто сделать самостоятельно, поэтому обратитесь к другу. Только выберите такого, чтобы не «к ране прикладывать», а к откровенному и прямому.

Проанализируйте профили и публикации.

Четка ли ваша позиция относительно войны в Украине?

Какой у вас медийный образ? О чем ваши сообщения в соц.сетях?

Может, вы только жалуетесь и обращаетесь к Всевышнему? Или сеете гнев и ненависть? А может, противопоставляете себя другим в смысле «вы — молодец, другие — нет»?

Какие эмоции вы несете? Что вы пробуждаете в людях?

Транслируйте свои четкие позиции по важным вопросам: война, волонтерство или донат.

Комментируйте темы в которых разбираетесь. И показывайте свои действия.

Вместо постоянных постов боли реальные полезные дела.

Мы с вами не только граждане. Предприниматели отвечают за свое дело и сотрудники. Поэтому они должны собраться и быть максимально эффективными.

Помните: ваши публикации, выступления, офлайн и онлайн общение формируют вашу репутацию.

Подчеркните, что, несмотря на то, что вы физически находитесь в другой стране, ваш бизнес по-прежнему тесно связан с Украиной. Не стесняйтесь рассказывать о ваших непрерывных инвестициях, создании рабочих мест и поддержке местной экономики.

Будь готовы, что «белые пальто» найдут вас повсюду. Бывает, что я отвечаю резко хейтерам, но это тема для отдельной статьи.

Что делать, чтобы быть в контексте внутриукраинского рынка?
Держите руку на пульсе.

Особенно это важно для бизнеса В2В. Условно: через время вы просто не поймете шутки тех, кто пережил зимние блэкауты и искал по миру eco-flow. Для себя я выбрала приезжать в Украину. Например, в мае-июне я путешествовала по Украине, общалась с предпринимателями Днепра, Одессы, Киева, Ирпеня-Бучи. Работала с командой офлайн. Посещала родных и клиентов.

И хотя ситуации у всех разные, и такой рецепт подойдет далеко не всем, начинаем все равно — с аналитики.

  • Совет 2. Постоянно мониторьте окружение и встречайтесь с людьми.

Не закрывайтесь в собственном пузыре Facebook или в рабочих чатиках.

Бизнесмену за границей нужно оставаться в курсе событий в Украине.

Потребности клиентов и партнеров изменились – поддерживайте активную коммуникацию. Оставайтесь на связи по телефону, в мессенджерах. Встречайтесь лично везде, где можете.

Жизнь это, собственно, не сами соцсети. Она происходит «здесь и сейчас».

Есть смысл посещать бизнес-форумы и чаще бывать на неформальных мероприятиях. К примеру, для меня очень полезным стал Business StandUp. Не только потому, что я встретила многих знакомых. А благодаря текстам спикеров. Они говорили о самом болезненном, о проблемах и задачах бизнеса и из-за актуального юмора, и на серьезной ноте. Ни один бизнес-форум этого не покажет.

Если ваш В2В бизнес предусматривает личные контакты и рукопожатия, делегируйте эти обязанности члену своей команды в Украине. И сами приезжайте при случае.

Зарубежные мероприятия также важны, но выбирайте те, которые достойно несут ценность вашему бизнесу, вашему имени и вашим клиентам. Селфи — это красиво, но…

Как вариант, создавайте собственные мероприятия: ивенты, конференции, В2В-метчинги

  • Совет 3. Будьте пластичными и гибкими.

Ситуация в Украине быстро меняется. Адаптируйтесь.

Постоянно оценивайте влияние войны на ваши бизнес-процессы и будьте готовы изменить бизнес-стратегию соответствующим образом. Обновляйте стратегию и тактику маркетинга. Будьте в курсе текущей ситуации на месте и корректируйте ваши месседжи, глядя на ситуацию. Инвестируйте в исследование.

  • Совет 4. Всегда имейте план «В», «С» и «Ю».

Сценарное планирование — часть любого бизнеса. Годы в проектах, в экспорте и ивентах научили меня быть готовой ко всему, так что в разработке есть план и для апокалипсиса:)

Если серьезно, то в кризисные времена есть смысл проработать сценарии «на всякий случай». Для этого анализируйте и уменьшайте риски.

Рассмотрите разные форс-мажорные сценарии и разработайте план действий для каждого из них. Учитывайте возможные вызовы и помехи. Планируйте альтернативные варианты и пути решения проблем.

Исследуйте потребителей, спрашивайте клиентов о страхах и ожиданиях, читайте комментарии и отзывы. Делайте выводы.

Кстати, анализ рисков — это не обязательно скучный многотомник. Для среднего и малого бизнеса несколько страниц с гипотезами и четкими действиями вполне достаточно. Мы никогда не учтем все, но в сложный миг поймем, как действовать.

Как строить доверие на расстоянии?

Здесь нужно учитывать ваш опыт ведения бизнеса до войны, то есть все то, что помогало тогда, и то, что стало актуальным сегодня.

Следуйте своим обещаниям, будьте ответственны и профессиональны во всех взаимодействиях. Отвечайте на вопросы и обращения своевременно и информативно. Показывайте, что компания является надежным партнером.

Помните ли первый пункт этой статьи об анализе ваших публикаций и высказываний? Вернитесь к нему и честно скажите себе: мои сообщения показывают меня как устойчивого надежного партнера или много громких слов и истерик?

Вы спросите: «А как же боль, эмоции и страдания? Это же честно и по-настоящему!». Я уверена о боли и чувствах нужно говорить. Но не излагать такие посты на остром пике эмоций, чтобы не ретравматировать читателей. Прожить, осмыслить и сформулировать. Нам всем нужна опора, а не истерика.

Учитывайте новую для вас ситуацию: оставшиеся в Украине чувствуют между собой большую солидарность друг с другом, чем с теми, кто уехал. И с этим фактом работаем дальше.

  • Совет 5. Показывайте свое участие в сообществе.

Делитесь историями и инициативами, которые демонстрируют участие вашей компании в поддержке местных общин, благотворительных организаций или дел, связанных с пострадавшими от войны регионами. Это поможет презентовать ваш бизнес как социально ответственный.

И так вы показываете пример тем, кто еще активно не вовлекается в социальные проекты.

Инвестируйте в свои отношения с украинскими клиентами и партнерами. Устанавливайте личные встречи онлайн, встречайте их потребности и ожидания, проводите опрос, показывайте заинтересованность в сотрудничестве и развитии их бизнеса.

Помните, что ваша репутация формируется из мелочей. Относитесь к каждому сообщению и комментарию с уважением.

Но и берегите собственное достоинство, различайте конструктив и хейтеров. Мне лично помогает девиз #намсвоеделать: кому-то хейтить, а кому-то работать.

Поддерживайте доверие своей аудитории и демонстрируйте свою погруженность в жизнь Украины. Ваша репутация — это ваш фундамент. В турбулентные времена у вас есть шанс построить новое проявление себя, или наоборот, бизнес-спрятаться.

  • Совет 6. Поддерживайте свою команду.

Если ваши сотрудники находятся в Украине, а вы за границей, поддерживайте с ними регулярную коммуникацию. Будьте внимательны к их потребностям и психологическому состоянию.

К примеру, зимой мы купили павербанки и зарядные станции для украинских сотрудников. Оплачиваем потребности близких, которые находятся на передовой. Регулярно поддерживаем собрание, индивидуально и на прибыль компании.

Еженедельный статус мы начинаем с подробных рассказов, кто и как. А по утрам наш рабочий чатик — это перекличка.

  • Совет 7. Создайте контент, который придаст вашей аудитории дополнительную ценность.

Маркетинг не остановился во время войны, и мы продолжаем писать, статьи, вести соцсети, давать интервью. Вроде бы ничего нового?

Большой соблазн делегировать многие задачи искусственному интеллекту. Большой и прекрасный ChatGPT (или Microsoft Bing или Google Bard AI, или другие аналоги) напишет идеальные тексты. И у меня будет вагон контента для клиентов.

Для определенных задач ИИ — идеальное решение. Но. Прочитайте такие тексты, проверяйте материалы и добавляйте им жизнь. Личные тексты пишите или диктуйте самостоятельно.

Сохраняйте культурную связь.

Не забывайте о сохранении связи с украинской культурой. Рассказывайте о ценностях, которые вам важны. Читайте произведения украинских авторов, смотрите фильмы. Поддерживайте украиноязычный контент.

  • Совет 8. Используйте отзывы и исследования.

Делитесь историями успеха и отзывами довольных украинских клиентов. Это поможет построить доверие и надежность среди потенциальных клиентов, которые могут испытывать сомнения из-за войны войны. Подчеркнет, как ваш бизнес оказывает положительное влияние на жизнь ваших клиентов.

Потребитель за 1,5 года войны изменился: кто-то уехал, кто-то изменил свои предпочтения… Спросите себя: почему мой бренд покупают сегодня? Возможно, появились какие-то дополнительные причины? Или наоборот. Кому-то подойдет использовать «тайного покупателя» и посмотреть в реале на коммуникацию своих менеджеров.

Итак, независимо от вашего местоположения, построения сильного онлайн-присутствия, анализа своей коммуникации, сценарного планирования и сохранения культурной связи являются ключевыми элементами успешной деятельности в украинской бизнес-среде. Сосредоточьтесь на этих аспектах, и вы сможете не только удержать, но и расширить ваше присутствие в Украине.

Расскажите друзьям про новость