После 24 февраля работа каждой отрасли изменилась: кто потерял работу, кто перепрофилировался или выбрал вектор международного рынка услуг.
О том, что сейчас происходит в украинском диджитале и какие перспективы его развития, рассказывают Ирина Дубина (PPC specialist at SoftServe), Яна Полищук (marketing specialist CGS-team), Алексей Матузный (Account Strategist and Process Improvement Manager Delfi.lv), Тарас Гуменюк (digital-специалист агентства Perfect PR).
Как изменилась ваша работа во время войны?
Ирина Дубина, PPC specialist at SoftServe
С точки зрения зарплаты или компании все осталось как и было. Сменилась география услуг. Если раньше примерно 85% работала над проектами в Украине, то теперь это только 10%. Большую часть времени я уделяю развитию проектов в соседних странах и в Латинской Америке. Не потому, что там лучше, просто из-за войны многие клиенты не хотят нанимать айтишников в Украине. Поэтому пока мои услуги не нужны в полной мере.
Яна Полищук, marketing specialist CGS-team
Кайфую от того, что маркетинг — штука, без которой не может жить бизнес.
Я потеряла работу. Многие проекты стали на паузу, что суперсильно затормозило маркетинг. Отдала некоторые рекламные аккаунты волонтерам для распространения правдивой информации о войне. Это позволило почувствовать, что наши тулы — тоже оружие. Однако за 1,5 месяца нашла другую позицию, и я довольна. Кайфую от того, что маркетинг — штука, без которой не может жить бизнес. Чувствую, что я нужна украинскому рынку.
Алексей Матузный, Account Strategist and Process Improvement Manager Delfi.lv
С начала войны я лишился всех своих клиентов, с которыми мы работали с командой. А с ними — и 90% своего бизнеса. Часть из них переехала в Европу, другая — прекратила свою деятельность до окончания войны. Что касается моей основной работы, то я ушел с нее и два месяца ходил по собеседованиям. Специалисты по SEO все еще нужны, но зарплаты из-за перегретого рынка стали меньше в среднем на 20-30%.
Однако открылось больше вакансий на западном рынке. Если ты специалист Senior или Team Lead уровня, ты можешь рассчитывать на 2000-2500$ зарплаты (после налогов в другой стране). Конечно, все зависит от проекта, команды и величины компании. В стартапах под рынок США платят гораздо больше этих цифр. Результат — около 40 различных собеседований, одно из которых было в Google — очень помог понять ситуацию на рынке. Я хотел идти в американский стартап, но знакомый позвал меня работать в латвийский проект Delfi.lv. Они очень хотели помочь украинцам и искали специалистов, которые сейчас без работы находятся в Украине, поэтому я и согласился.
Тарас Гуменюк, digital-спеціаліст агентства Perfect PR
Изменение заключается в работе с новыми рынками и новыми технологиями.
Значительная часть внутренних проектов либо растворилась, либо до сих пор на паузе. Поэтому нужно овладевать новыми векторами. Это, прежде всего, касается западного рынка/технологий. Минимально необходимый навык, над которым работаем сегодня и который будет нужен и сейчас, и завтра, — это английский. Поэтому, если ответ свести к одному тезису, то изменение заключается в работе с новыми рынками и новыми технологиями.
Какие, по-вашему, перспективы диджитал-маркетинга в Украине?
Ирина Дубина, PPC specialist at SoftServe
Перспективы в диджитал-маркетинге есть всегда. Перепрофилирование под страны за границей могут пойти на пользу специалистам — это более широкий опыт, новые типы клиентов, возможность выбирать среди многих проектов и т.д. Думаю, это хорошая возможность узнать цену и не подстраиваться только под украинский рынок.
Яна Полищук, marketing specialist CGS-team
Эта сфера уже ожила, мы видим кучу восстановленных проектов. Украинцы — самая диджитализованная нация, поэтому перспективы — архибольшие. Что касается некоторых бизнесов, меня максимально бесит, когда война становится спекулятивной темой в рекламе. Таким диджитал-маркетологам на этом рынке нет места. Поэтому если вы хотите поговорить о войне от имени своего бизнеса — подумайте очень тщательно.
Алексей Матузный, Account Strategist and Process Improvement Manager Delfi.lv
Думаю, что через несколько лет после окончания войны появятся огромные перспективы по всем направлениям маркетинга. Из-за ситуации с Covid-19 многие владельцы бизнесов решили еще тогда диджитализироваться. Поэтому появилось много украинских стартапов, которые помогают развивать цифровую трансформацию в Украине. К примеру, «Вчасно», который делает документооборот в разы легче. Открылось много интернет-магазинов, поэтому, думаю, после войны будет огромный спрос на диджитал-маркетинг и сфера быстро восстановится.
Тарас Гуменюк, digital-спеціаліст агенції Perfect PR
Учитывая курс на большую конфиденциальность, эффективность работы может снижаться.
В целом в отрасли есть тенденция к потере ценности работы среднестатистического специалиста по внешним причинам. Во многом труд специалиста в Украине подвязан, хотя это и не очевидно, под работу с персональными данными. Учитывая курс на большую конфиденциальность, эффективность работы может снижаться. Добавляем специфику web3.0, правовую интеграцию с ЕС (читайте GDPR), в целом низкий порог входа и тенденцию к автоматизации — и получаем такую картинку: рынка может ожидать определенный спад в деловой активности с изменением текущих профессий на более специфические и трудоемкие.
Предполагаю, будет пропорция 20/80 между профессиями, глубоко интегрированными в технологии, и специальностями, которые потребуют сравнительно меньше усилий от специалиста, чем сейчас.
Как чувствует себя внутренний рынок диджитал-услуг?
Ирина Дубина, PPC specialist at SoftServe
Я думаю, стабильнее, чем в начале войны, но все еще смущенно. Маркетологи обычно быстро реагируют на изменения, и в этом огромный плюс. Сейчас вижу тренд на поиск клиентов за границей. Это не так просто, имея опыт только на локальном рынке и не зная специфику страны. Приемы, которые успешны у нас, могут не работать в Европе или США, поэтому на адаптацию нужно немного больше времени, чем обычно.
Яна Полищук, marketing specialist CGS-team
Если говорить о социальных сетях, то они блокируют каждого второго. И я говорю не только о бизнес-аккаунтах, но и о лидерах мнений.
Возникла куча технических затруднений. Если говорить о социальных сетях, то они блокируют каждого второго. И я говорю не только о бизнес-аккаунтах, но и о лидерах мнений. С этим сложно, но диджитальникам никогда не бывает легко. Мы к этому быстро адаптируемся. Любопытно, что рынок растет. Все больше бизнесов переносят свой маркетинг в диджитал-мир. Все больше специалистов появляется и они ищут свой первый опыт работы. Есть минимальный страх, что через один-два года на одного врача будет 20 диджитал-маркетологов.
Алексей Матузный, Account Strategist and Process Improvement Manager at Delfi.lv
Вакансий сейчас достаточно много. Если у вас хорошее резюме, заполненные профессиональные соцсети (Linkedin, Djinni) — не вижу никаких проблем с работой. В среднем в неделю мне поступает 4-5 предложений о работе на вакансии Senior/Team Lead SEO специалиста. Время от времени я анализирую рынок и вижу, что сейчас на Junior SEO также достаточно много запросов. Потому мне кажется, что работу в сфере интернет-маркетинга сейчас найти нетрудно.
Тарас Гуменюк, digital-спеціаліст агенції Perfect PR
Наряду с бизнесом восстанавливается и спрос на услуги. Также заметил явления гиперконкуренции, демпинга, очевидный отказ от сотрудничества с россиянами и определенные процессы переориентации на рынки ЕС/США. Впрочем, последнее нельзя назвать распространенной тенденцией. Ну а рынок агентств/специалистов — к сожалению, просеивается. Остаются в рабочих процессах те, которые являются лучшими, умеющие договариваться и те, кому везет.