Google постоянно меняет поисковые алгоритмы и делает их более сложными. В частности, для борьбы с манипуляциями со стороны черных SEO-специалистов и предпринимателей, желающих достичь быстрых SEO-результатов, пренебрегая рекомендациями для веб-мастеров.
Выдача должна удовлетворять не только рекомендации Google, но и все больше и больше учитывать поведенческие пользовательские факторы.
На самом деле это хорошо, потому что исторически создавалось впечатление, что в топе Google только надежные и проверенные сайты. Но реальность совсем иная. Каждый день правила усложняются, быть в топе, действительно, могут только самые лучшие сайты. И выдача должна удовлетворять не только рекомендации Google, но и все больше и больше учитывать поведенческие пользовательские факторы. Очевидно, что фокус смещается именно к этому. Имея опыт SEO продвижения сайтов, решил им поделиться, чтобы облегчить вам задачу. Поэтому мой своеобразный полезный гайд факторов влияния на выдачу, которые будут актуальны в 2024-2025 годах.
Итак, что я вижу сейчас по Google.
1. Ожидания пользователя от выдачи
Google стал активно учитывать фактор ожидания пользователей по запросам, с которыми приходит пользователь. Условно, по одному и тому же запросу, релевантная страница в Украине будет одна, в Казахстане — другая, в США — тоже отличаться. При этом базово запрос вроде и одинаковый и должен идти под ЦА, но Google стал считать иначе. Точно фактором влияния является bounce rate — если он высок в отношении других сайтов в нише, то вы не будете в топе. Для поисковика важно, чтобы пользователь нашел нужный контент с наименьшим количеством шагов и взаимодействий с выдачей.
2. Выдача не стала делиться на информационную и коммерческую по одинаковой формуле
Была гипотеза, что Google начнет выдавать по запросу разные типы страниц. Какую часть выдачи будет занимать информационная часть, а какую-то — коммерческая. Это должно было помочь пользователю получать более качественный ответ на запрос, а не смотреть только на товары. Но фактически сработал фактор из предыдущего пункта — пользователям показывают выдачу по их запросу. Если они приходят за общей информацией о товаре или сервисе, то выдача будет составляться пропорционально количеству пользователей, пришедших по такой информации. Если по другому запросу 90% пришло за покупкой, то выдача будет на 90% состоять из коммерческих сайтов.
3. Google доверяет брендам, иногда даже слепо
Здесь просто приведу несколько своих инсайтов:
- Фактор доверия бренду перекрывает риски некачественных ссылок на сайт.
- Фактор доверия к бренду перекрывает фактор низко важных и средне важных технических недостатков сайта, бэк части, фронт и UX факторов.
- Фактор доверия к бренду перекрывает фактор дублирования контента и сохраняет позиции существенно лучше, если даже у вас украли контент или вы разместили недостаточно качественный в отношении конкурентов.
- Фактор спам-ссылок как признак недобросовестных конкурентов существенно уменьшается или даже нивелируется.
4. Google любит экспертов!
Поисковик не может распознать фактор достоверности информации, ему сложно понять, кем является эксперт. Но с момента начала пандемии и роста спроса на информацию он решил «прикрутить» Е-А-Т (expertise, authoritativeness и trustworthiness — «экспертность», «авторитетность» и «надежность» — Прим.ред.) — инструмент определения доверия к эксперту. Все для того чтобы как-то обезопасить выдачу от качественных, но недостоверных текстов. Поэтому эксперты в нише или лидеры мнений, которые советуют или рассказывают о вашем бренде или продукте, оказывают влияние на информздачу и коммерческую выдачу (но приоритет будет предоставляться именно информационным страницам).
5. Google любит широкий ассортимент
Если мы говорим о коммерческой поисковой выдаче, то чаще всего в ней фигурируют маркетплейсы. Они могут дать выбор пользователю и закрыть потребность именно в покупке товара или оказании услуг.
Если у тебя меньше товаров по ВЧ-запросам (высокочастотные поисковые запросы — Прим.ред.), чем у конкурентов, и хуже конверсия и поведенческие факторы, ты не будешь ранжироваться в топе по запросам, где конкуренты лучше представлены. И наоборот — если у тебя лучшие показатели, то, однозначно, у тебя будут более высокие шансы на место в топе.
6. Нишевые лидеры могут иметь преимущество над гигантами
Google может отдавать предпочтение локальному игроку с экспертизой в нише. Если у него развит сайт, выдача, репутация, имя и собственный бренд, а также в фактор ранжирования он добавляет какую-то деталь нишевого магазина, что делает его интереснее маркетплейсов-гигантов и маркетплейсов среднего уровня. Я постоянно вижу сайты в топе даже по высококонкурентным направлениям, которые проигрывали в сотни раз по ссылкам, количеству страниц и т.п., и при этом были в топ-5 выдаче, поскольку они являются нишевыми лидерами с узким направлением, но широким ассортиментом.
7. Качество посадочной страницы влияет на ранжирование
У каждой ниши есть свои стандарты качества наполнения страниц. Если ты не лидер ниши, важно смотреть, что является стандартом в топ-3 по ВЧ-запросу и ориентироваться на страницы конкурентов.
Если вы являетесь лидером в нише, стоит пересмотреть выдачу в США или Великобритании среди лидеров. Обычно эти тренды приходят к нам оттуда, особенно из США. Google считает, что страница должна удовлетворить запрос искателя на 100%, ответить на все возможные вопросы и помочь ему уже благодаря первой странице закрыть свою потребность и завершить действие. Чем качественнее страница, лучше цена, больше выбор, доступнее возможность получить трастовую рекомендацию от амбассадора, посмотреть отзывы, посмотреть видео, тем больше шансов, что вы будете в топе.
8. Ссылки важны, но их вес уменьшился
Мы делали десяток экспериментов, тестировали разные гипотезы. Один из последних таких экспериментов был проведен для сайта нашего агентства. Он касался продвижения дополнительных страниц услуг с добавлением контента, но без ссылок.
Через две недели мы уже ранжировались, более того, были в топ-10 по коммерческим запросам. А вот ВЧ-страницы с большим количеством ссылок не имели такой положительной динамики.
Ссылки важны, но не их количество, а исторический хвост (количество ссылок по запросу, которое появлялось на других сайтах в течение прошлых лет и постепенно росло) и траст ссылок. Больше веса имеют СМИ с доверием от Google, да еще лучше, когда о тебе в таком СМИ будет материал от нишевого эксперта в профессиональной рубрике. Или на нишевом сайте, специализирующемся на твоей индустрии.
Отдельно прибавляет вес и фактор цитирования лидерами мнений — это 100% будет иметь эффект, даже без прямых ссылок на ваш сайт. Хотя они лишними не будут.
9. Контент и еще раз контент. Но сделан человеком и для людей
Роль контента и раньше была весомой, и особенно борьба обострилась после запуска ChatGPT и тренда на автогенерацию контента. Это не нравится Google, и он пытается находить, высчитывать такой контент и удалять его. Как он это делает, я до сих пор не до конца понимаю все факторы, но основные удалось разобрать.
И стоит помнить, что контент сейчас — это не только качественный текст для читателя или покупателя товара, но и фото, инфографика, видео, отзывы и весь комплекс считываемых потребителем контента элементов. И если страницы без ссылок могут быть в топе, то без контента — нельзя.
Делайте пользовательский сайт вашим продуктом, сервисом или контентом. Google все больше и больше фокусируется именно на поведенческих факторах и всем, что может влиять на улучшение взаимодействия пользователя с вашим сайтом. Бренд — это как козырь в рукаве, ему прощается много упущений, которые для других будут критически влиять на выдачу.
Случайные сайты могут попадать в топ, но это больше дыры в алгоритмах, но органическая выдача за последние 4 года стала гораздо более ориентированной на запрос пользователя. И эта эволюция продолжается…