Как развивается рынок безалкогольных напитков в Украине. Исследование Nielsen
15 Июн 2020, 12:51

Как развивается рынок безалкогольных напитков в Украине. Исследование Nielsen

Особенностью рынка безалкогольных напитков является сезонный рост продаж, который обычно ежегодно приходится на период с мая по август, а его продолжительность может варьироваться, так как спрос напрямую зависит от погодных условий и ряда других факторов сезональности. Например, в 2019 году сезон для большинства категорий был длиннее – в сентябре не наблюдалось традиционного падения продаж.

Выбирая напиток для утоления жажды, как и со многими другими продуктами, потребитель обращает внимание на определенные критерии: цену, наличие промо-акций, а также на состав продукта, его вкус, упаковку, узнаваемость бренда. Он также принимает решение о канале продаж в котором приобретет товар: это будет магазин у дома или, например, гипермаркет. Очевидно, спрос на продукцию растет в «высокий сезон», однако меняется ли характер потребления? И если да, то что влияет на такие изменения?

Для начала стоит обратить внимание на то, что наивысший рост «важности» (то есть доля в суммарных продажах соответствующего года в денежном выражении) высокого сезона характерна для категории холодного чая – в 2019 году она составила 46%, а наименее сезональными среди безалкогольных напитков стали соки – 34%.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Сезональность в индустрии безалкогольных напитков подобна ежемесячному распределению продаж в категории пива. Здесь мы видим, что 39% всех денежных продаж приходятся на теплое время года. Отметим, что безалкогольный сегмент пива демонстрирует даже выше сезональность, по сравнению с остальными категории. Учитывая актуальность тенденции роста здорового образа жизни, а также все большего внимания как самих потребителей, так и ключевых производителей к сегменту безалкогольного пива, стоит обратить внимание на потенциальный переход от потребления традиционных напитков к этому продуктовому сегменту.

В мае-августе 2019 суммарное потребление безалкогольных напитков в Украине составило 982 млн. литров. Таким образом сезон составил 40% продаж в натуральном объеме всего прошлого года.

В течение последних четырех лет мы наблюдаем рост денежных продаж за счет роста цен, а также расширение потребления напитков. Тем не менее, несмотря на положительную динамику, темпы обоих показателей замедлились в сезоне 2019 года.

Единственная категория, которая в сезон 2019 ускорила темпы роста потребления – это соки. Наиболее положительное влияние на рост продаж в денежном выражении в категории соков внес рост средней цены за литр. Тем не менее, собственно для динамики потребления важным фактором стал рост спроса. Одновременно с этим произошло сокращение ассортимента, что сдерживало рост категории. Это свидетельствует о том, что в категории был изменен ассортимент в сторону более дорогих вариантов и одновременно таких, что пользуются большим спросом, соответствуют трендам, а значит потребитель готов платить за них больше.

Самый быстрые темпы роста денежных продаж наблюдаем в категории энергетических напитков, в первую очередь за счет расширения ассортимента и роста средней цены за литр. Умело подобранные новые вкусы, которые пришлись по вкусу потребителю, даже в цене немного высшей чем аналоги смогли завоевать полку и потребителя.

Рост спроса произвел наиболее положительный эффект на динамику холодного чая – единственной категории в индустрии, которая ускорила темпы роста в денежном выражении по сравнению с прошлогодним сезоном.

Каким образом сезональность влияет на характер продаж?

Ассортимент: газированные безалкогольные напитки и холодный чай демонстрируют четко выраженное расширение полки в течение «высокого сезона». В 2019 году рост среднего количества товарных единиц на один магазин составил + 14% и + 39% соответственно.

Ассортимент некоторых категорий расширяется в течение высокого сезона. Такой эффект достигается путем расширения дистрибуции уже существующего на рынке ассортимента, а также новых запусков. Например, в категории газированных безалкогольных напитков несмотря на то, что количественное распределение новых запусков по месяцам отличается из года в год, больше продаж генерируют новинки, которые были запущены на рынок в апреле-мае. Таким образом, производитель успевает построить достаточную дистрибуцию для продукта, а потребитель – заметить на полке и попробовать новинку в начале или в течение сезона.

Собственные марки сетей. Доля собственных марок в категориях безалкогольных напитков постепенно растет, так, в 2019 году она составляла почти 4%. Больше всего на развитие собственных торговых марок (СТМ) влияет их расширение в категориях минеральной воды и соков. Особенностью такой продукции в категории минеральной воды является повышение доли большого формата – 2л в «высокий сезон». Вместе с тем основным драйвером категории стал формат 1,5л, который в основном активно рос в период между сезонными пиками начиная со средины 2018 года. В категории соков видим, что в отличие от других категорий, существенной разницы в цене за литр между СТМ и другой продукцией в течение последних лет не было, а в некоторых периодах СТМ были даже дороже остальных продуктов категории. Постепенное расширение ассортимента СТМ в пользу продукции с более низкой средней ценой за литр способствует их росту.

Форматы упаковки. В категории газированных безалкогольных напитков наибольший сезональній рост доли рынка демонстрирует формат упаковки 0,5 л на фоне общего роста продаж во всех форматах. А вот в минеральных водах ситуация немного отличается. Здесь мы видим рост доли крупных упаковок – 2л на протяжении летних месяцев. Категория соков хотя в целом и не демонстрирует высокой степени сезональности, однако отдельные типы продуктов имеют такую ​​особенность. Это заметно в сегментах 0,2л и 0,5л – упаковки так называемого «импульсного формата», то есть те, которые рассчитаны на одну порцию и которые удобно потреблять сразу. В энергетических напитках наиболее выражена сезональность в формате упаковки 0,25, в котором сезон 2019 был отмечен существенным расширением ассортимента. Холодный чай – категория с самой четкой сезональностю, для которой характерно значительный сезонный рост продаж во всех форматах упаковки: как крупных, так и импульсных. Наиболее резкий сезональный рост продаж, а следовательно и доли рынка демонстрирует формат 1л, который увеличивает важность в категории холодного чая в течение последних двух лет за счет расширения ассортимента. Фактически происходит перетекание из наиболее популярного формата 0,5 л в пользу больших – литровых упаковок.

Каналы продаж. Относительно распределения каналов, ситуация отличается в разных категориях. Так, в газированных безалкогольных напитках, минеральной воде и соках крупнейшими каналами торговли является гипер- и супермаркеты, продуктовые магазины. Вместе с тем в «высокий сезон» важность каналов традиционной торговли растет (за счет магазинов импульсных покупок и открытых рынков, а также в 2019 году – продуктовых магазинов).

В категории энергетических напитков происходит сезональное перетекание в каналы современной торговли – гипер-, супер- и минимаркеты. Это также соответствует общему длинному тренду снижения важности магазинов в этой категории. Сезональный рост важности канала гипер- и супермаркетов характерен также для категории холодного чая. Однако доля этого канала сокращается в пользу минимаркетов.

Скидки. Кроме объективного повышения спроса на напитки, производители также используют средства стимулирования спроса, среди которых промо-акции. Приведем пример из категории газированных безалкогольных напитков. Если сравнивать первые 4 месяца года и 4 месяца «сезона», то рост продаж категории в каналах современной торговли составит 60-70%, из них почти треть приходится на промо-продажи. К тому же, доля продукции со скидками в продажах в денежном выражении растет на период «высокого сезона», а глубина промо (размер скидки в процентах) увеличивается.

Чего ждать от сезона 2020?

2020 стал годом перемен и рынок FMCG не является исключением. Одним из проявлений таких изменений во время карантина в Украине и мире стал значительный рост продаж в канале электронной торговли и соответственно рост актуальности этого канала для ряда категорий, в том числе и безалкогольных напитков.

Также стоит обратить внимание на тенденцию здорового образа жизни. Согласно исследованию Nielsen (The Conference Board® Global Consumer Confidence Survey), среди ключевых тем, которые беспокоят украинцев, отмечается здоровья. Ситуация с коронавирусом только актуализировала вопрос здоровья и укрепления иммунитета. Современный потребитель обращает внимание на наличие в продукции полезных элементов и отсутствие вредных. Напитки с пониженным содержанием сахара или без сахара, так называемые «функциональные напитки» (содержащие дополнительную пользу, витамины, минералы) уже продемонстрировали популярность среди украинских потребителей и с большой вероятностью будут оставаться актуальными в категориях безалкогольных напитков и в дальше.

Расскажите друзьям про новость