07 Авг 2024, 14:18
PR

Как правильно измерять и оценивать эффективность бизнес-коммуникаций: ключевые мнения экспертов

Инсайты международного саммита AMEC 2024 от Юлии Петрик, отечественная методология мирового уровня по измерению коммуникаций от Дмитрия Олтаржевского — в тезисах разговора, организованного Сергеем Биденко.

Полную видеозапись разговора можно увидеть на Youtube.

Юлия Петрик
основательница Tech PR School и соосновательница PR Army
К сожалению, от пиара в большинстве случаев ждут только публикации в медиа и ставят знак равенства между PR и media relations, что является ошибкой.

Маркетинговые метрики отличаются от пиарных, потому что PR и маркетинг — это две разные бизнес-функции. К сожалению, от пиара в большинстве случаев ждут только публикации в медиа и ставят знак равенства между PR и media relations, что является ошибкой.

В этом году я впервые была в жюри на «Каннских львах» в категории PR, и, к моему удивлению, некоторые крупные агентства до сих пор используют для измерения коммуникаций рекламную AVE-метрику. Мне казалось, что на «Каннские львы» попадают лучшие, которые имеют знания относительно передовых подходов в измерении.

Нам нужно говорить о том, что этот подход устаревший и сегодня не имеет никакого права на существование. PR по своей сути должен нести другую ценность.

Дмитрий Олтаржевский
доктор наук по социальным коммуникациям, профессор Института журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко

Проблема измерения в PR не нова. Когда я готовил исследование, опубликованное в «Corporate Communications: An International Journal», то нашел, что в 1920-е годы американские PR-практики уже говорили о том, что нужно переходить от интуитивных попыток измерений к научно обоснованным.

Джим Макнамара — известный практик в области измерения эффективности. Он отметил, что измерение эффективности является ахиллесовой пятой PR, потому что имманентные внутренние свойства public relations как раз связаны с тем, что во многом их трудно измерить. При разных условиях влияния разных факторов может быть разный результат и те эффекты, на которые не рассчитывают.

Macnamara’s (2018) integrated evaluation model
Нельзя взять какой-нибудь один метод и наложить на вашу деятельность, чтобы она работала на 100%. Ценность моделей состоит в том, что вы можете применить их для конкретных условий.

В своем исследовании я проанализировал более 30 моделей, опираясь на почти 500 источников. Эти методы не совершенны. Нельзя взять какой-нибудь один и наложить на вашу деятельность, чтобы она работала на 100%. Ценность моделей состоит в том, что вы можете применить их для конкретных условий.

Планирование и оценка кампании с помощью GCS
Юлия Петрик
основательница Tech PR School и соосновательница PR Army
Легче обвинить пиарщика, что пиар не работает, и отказаться от этого канала, чем дать время подождать и замерить это соответствующими инструментами.

Когда мы говорим об измерении, важно привлекать не только количественные метрики, но и качественные. По моим наблюдениям, в качественные мало кто идет. Это ведь и дороже, и дольше. Легче обвинить пиарщика, что пиар не работает, и отказаться от этого канала, чем дать время подождать и замерить соответствующими инструментами.

Сергей Биденко
репутационный и антикризисный советник
Мы должны понимать, что мы будем мерить и какого результата хотим достичь.

Хочу напомнить об известных Барселонских принципах, разработанных АМЕС. В описании этой методологии говорится, что должна быть сформулирована цель — это необходимое условие для планирования измерения и оценки эффективности коммуникаций. Мы должны понимать, что мы будем мерить и какого результата хотим достичь.

AMEC Integrated Evaluation Framework

А теперь перейдем к методологии Дмитрия Олтаржевского.

Дмитрий Олтаржевский
доктор наук по социальным коммуникациям, профессор Института журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко

Мне хотелось создать универсальную формулу, которая могла бы учитывать все факторы, разные точки контроля эффективности коммуникаций. Для этого нужно было изучить около 500 англоязычных изданий, книг и научных статей, в которых описывались разные методологии. Из этого массива информации можно было сделать вывод — корпоративные коммуникации и PR имеют два крыла.

Первое — функция менеджмента. Это то, о чем говорил Артур Пейдж: на 90% PR-деятельность состоит из того, что мы делаем, и на 10%, из того, как мы доносим это в коммуникациях.

Второе крыло — коммуникационная функция. Я взял за основу классическую модель Гарольда Лассуэлла, которая расписывает пять главных ее составляющих: кто говорит, что говорит, кому говорит, по каким каналам говорит и с каким эффектом. Затем я сопоставил линейную модель Лассуэлла с пирамидой Джима Макнамары.

В основе пирамиды — коммуникатор (говорящий). Коммуникатор в корпоративных коммуникациях является коллективным сборным образом компании. Здесь возможны только качественные исследования: интервью, экспертные оценивания.

Второй уровень — аудитория (кому говорит). Нужно воспринимать ее так, как сегодня воспринимает весь мир, как стейкхолдеров. Поэтому факторы стейкхолдеров также следует учитывать и делать это грамотно как с помощью статистических данных (взаимодействие, посещаемость сайтов), так и качественно (анкетирование, интервью и т.п.).

Третье — контент (что говорят). Я предлагаю измерять эту важную составляющую в динамике. Если мы говорим о количественном анализе, то это статистика, объем контента, частота проявлений и так далее. Качественные оценки — это проведение фокус-групп, которые больше используются как инструмент маркетинга.

Четвертое — каналы для коммуникации. Здесь мы можем использовать количественные методы: статистика, количество каналов коммуникации, частота публикаций для офлайн-каналов и потенциальное покрытие аудитории. А качественные характеристики позволяет измерить контент-анализ.

И вишенка на торте — какой эффект мы получаем от коммуникаций. Все исследования, о которых мы говорим, «пляшут» вокруг конечного результата.

Источник: Oltarzhevskyi, D. (2024). Measurement and evaluation methods in corporate communications through the prism of Lasswell’s model. Corporate Communications: An International Journal, 29(5), 712-729. t.

В своем исследовании я использовал такой эпитет, что AMEC-формулу можно сравнить с калькулятором, который помогает вычислять эффективность.

Мы привыкли мерить эффект, но забываем о том, что есть еще четыре важных пункта, которые лежат на пути к нему и которые нужно мерить на каждом этапе.

В моей модели вы не увидите цифры, потому что это общий подход. Он достаточно прост, но в том и интересен. Мы привыкли мерить эффект, но забываем о том, что есть еще четыре важных пункта, которые лежат на пути к нему и которые нужно мерить на каждом этапе.

Таким образом, мы получим аналитику для того, чтобы внутри департамента коммуникаций определять внутреннюю эффективность и для того, чтобы правильно планировать и развивать свои проекты и PR-активность компании.

Из этой модели видно, какие методы исследования могут использоваться для оценки эффективности корпоративных коммуникаций и любых активностей в области public relations.

Сергей Биденко
репутационный и антикризисный советник

Юлия Петрик участвовала в саммите AMEC, организации, которая занимается продвижением принципов и культуры измерения коммуникаций. Какие впечатления от этого важного международного события?

Юлия Петрик
основательница Tech PR School и соосновательница PR Army

Сейчас к измерению все активнее подключаются многие организации и компании. И все больше говорят об импакт-составляющей.

Вот несколько интересных заметок из услышанного на конференции.

Из классных инсайтов, которые показывают необходимость такого data-driven подхода, был интересный кейс от McDonald’s. Крупная исследовательская компания сделала для McDonald’s исследование в первый день вторжения россии в Украину насчет репутационных рисков. Аналитик, который делал этот репорт, исследовал все возможные репутационные последствия и рекомендовал McDonald’s быть первыми, кто выйдет из россии, потому что глобально они транслируют ценности как ключевой показатель в принятии решений. Аналитик сказал думать ценностями, а не брендом.

От одного спикера прозвучала фраза: «Если вы еще не измеряете пиар, то начните делать хоть что-нибудь. Вот хоть что-нибудь. И это будет хорошо». Любая компонента измерения — это уже хороший знак и начало курса на измерение.

Мой совет — начать с интерактивного планирования коммуникаций, что позволяет наглядно спланировать коммуникационную кампанию и ее результаты.

Мой совет — начать с интерактивного планирования коммуникаций, что позволяет наглядно спланировать коммуникационную кампанию и ее результаты.

World Bank ежегодно делает более 40 опросов и исследований своих стейкхолдеров. Shell, Red Bull имеют свои отдельные команды insights-аналитиков. Очень интересный подход, и, если бы это не было оправдано бизнесом, вряд ли бы эти департаменты и команды существовали.

Многие стали уделять внимание выявлению дезинформации и репутационных рисков для брендов. Потому что сегодня мир находится в состоянии permacrisis.

Кризисы постоянно случаются и их избежать невозможно. PR — это ответственность абсолютно всех в организации, не только PR-команды. Другого способа, чем учить постоянно аудиторию, нет, чтобы этому помешать.

Расскажите друзьям про новость