Пока одни говорят, что ChatGPT нужно запретить, ведь он вытеснит большинство профессий, другие внедряют его на уровне компаний, чтобы автоматизировать работу, усилить маркетинг или улучшить сервис. Если спросить, что такое «искусственный интеллект» у обычной бабушки, с уверенностью могу сказать, что можно услышать в ответ «ChatGPT и Midjourney», столь часто о них рассказывали медиа.
Я рассматриваю ChatGPT как инструмент, который нужно изучать и с которым нужно научиться работать. Одной из моих задач в «Эскулабе» является разработка и воплощение PR-стратегии компании, поэтому появилось желание использовать ИИ для этой задачи.
У ИИ есть 3 модели, какая самая лучшая?
Базовая версия медленная и часто на половине текста обрывается, поэтому я приобрела подписку, которая дает доступ к GPT-4 за 20$. Из-за большого количества запросов она была с ограничениями 25 запросов на 3 часа и иногда появлялась ошибка сети.
Все же подписка дала возможность протестировать все 3 модели, которые предлагает ИИ:
- Default (GPT-3.5)
- Legacy (GPT-3.5)
- GPT-4
Я сформулировала свою задачу и запросила все три модели. Вот какие результаты он выдал:
Default (GPT-3.5) ответил общими тезисами из учебника, а Legacy (GPT-3.5) ответил не с первого раза и вместо стратегии предложил перечень задач выполнить, которые можно лишь усилиями целой команды. GPT-4 справился с этой задачей лучше всего: сформулировал цель, задачи и инструменты. Одной из задач ИИ выделил социальную ответственность, правда, оборвался на полуслове, поэтому я попросила рассказать поподробнее. Его предложение было таким:
- проводить бесплатную лабораторную диагностику для уязвимых слоев и социально незащищенных групп;
- сотрудничать с учебными заведениями, организовывая гостевые лекции и предлагать стажировку молодым специалистам;
- проводить благотворительные акции, направленные на поддержку медицинских исследований, помощь детским больницам, поддержку онкобольных и другие актуальные проблемы;
- партнерство с благотворительными и общественными организациями для совместной реализации проектов, обучающих заботиться о своем здоровье.
В целом неплохие идеи, немного обработать их и можно брать в стратегию. Если сравнить обе модели – GPT-3.5 с GPT-4 — то вторая надежнее, креативнее и способна обрабатывать гораздо более сложные инструкции. Поэтому для дальнейших экспериментов я использовала только GPT-4.
Узнаваемость бренда
Я попросила ИИ рассказать, насколько узнаваем бренд «Эскулаб» в Киеве, какими метриками можно измерить узнаваемость, а также предложить PR-активности для увеличения узнаваемости бренда.
К сожалению, ИИ не смог предоставить актуальную информацию об узнаваемости, поскольку в его базе данных содержится информация только до сентября 2021 года. Но метрики для измерения предоставил:
- Процент спонтанной узнаваемости — сколько людей могут назвать ваш бренд без каких-либо подсказок.
- Процент вспомогательной узнаваемости — сколько людей могут узнать ваш бренд, когда им подсказывают или представляют список брендов.
- Позитивное/негативное восприятие бренда — как люди относятся к вашему бренду и их общее впечатление.
- Отзывы клиентов – количество положительных и отрицательных отзывов о вашей лаборатории в онлайн-источниках.
- Процент лояльности клиентов — сколько клиентов возвращаются для повторного обращения в вашу лабораторию.
Также он предложил для улучшения узнаваемости бренда создать сайт компании и профили в соцсетях. Тогда я спросила, как быть, если сайт и соцсети у компании уже есть.
Анализ конкурентов
Несколькими разными формулировками попросила проанализировать топ-3 конкурентов нашей лаборатории на рынке Киева, а ИИ издавал их описание, перечень услуг или общие тезисы: индивидуальный подход, высокое качество обслуживания, высококвалифицированный персонал. Что касается методов PR, которые используют медицинские лаборатории-конкуренты, Chat ответил: онлайн-маркетинг, создание сайта, профили в соцсетях, размещение рекламы на телевидении, радио, скидка на услуги или организация бесплатных анализов. Глубинное исследование по конкурентам ИИ не провел.
Целевая аудитория
Портрет аудитории нашей лаборатории Chat сформулировал достаточно обобщенно: выделил сегментацию по возрасту (от 18 до 65+ лет и ошибся, ведь анализы делают даже детям с первых дней рождения), полу, географическому расположению (что логично, ведь я просила назвать аудиторию только для Киева), социально-экономическому статусу, занятости, ценностям, интересам и медицинским потребностям. На эту задачу без входящей информации об аудитории лаборатории в других регионах ИИ не в состоянии дать корректный ответ.
Метрики и инструменты PR
Chat предложил типичные метрики для измерения, которые можно использовать в зависимости от целей: охват медиа, социальные сети, веб-аналитика, количество новых партнеров и клиентов, вовлеченность сотрудников, ROI (возврат вложенных средств).
Также он предлагал оценить изменение отношения к бренду с помощью опросов и мониторинга отзывов и наблюдать за конкурентами — если наша стратегия сработала или конкуренты сидели сложа руки, их показатели по всем параметрам будут ниже.
Также я попросила его порекомендовать, какие инструменты помогут измерять эффективность PR, он назвал и охарактеризовал: Google Analytics, Mention, Hootsuite, SEMrush, SurveyMonkey, Google Alerts, Mailchimp. Также я попросила написать украинские сервисы, он назвал: YouScan, Smartresponder (сейчас платформа Sendpulse), YouControl (удивительно, что он попал в этот список, хотя как инструмент мониторинга репутации партнеров очень даже ок 🙂) и добавил еще несколько компаний — PRNews.io, Promodo, Postmen. Также ИИ уточнил, что некоторые сервисы более актуальны для маркетинга.
Антикризисные коммуникации
В плане антикризисных коммуникаций ИИ предложил почти то же, что можно найти в первых 3 статьях в Google по этой теме или в профильных учебниках.
Также попросила его составить план реакции на условный кризис. Здесь он оказался более креативным, но все равно не отходил от общих тезисов. ИИ посоветовал определить масштаб проблемы и сроки ее устранения, привлечь антикризисную команду, которая подготовит ключевые сообщения, аудиторию и определит каналы коммуникации, которые будут использоваться для информирования сотрудников и клиентов.
«Сообщите сотрудникам о проблеме и введенных действиях. Обеспечьте их необходимой информацией для ответа на вопросы от клиентов. Информируйте клиентов о проблеме, объясняя причины и ориентировочное время ее решения. Заверьте их в ответственности лаборатории и принятых мерах по разрешению ситуации», — отметил Chat.
Кроме того, ИИ посоветовал подготовить пресс-релиз или заявление для СМИ на случай обострения ситуации и мониторить соцсети, чтобы отслеживать реакции и своевременно реагировать.
Вместо итога
Чтобы работать с ChatGPT и подобными инструментами для построения PR стратегий, нужно конкретизировать цели, играть с формулировкой, просить описать каждый пункт в отдельности. Если ИИ прерывается — просить продолжить или детализировать уже написанное. Сейчас история запросов ChatGPT недоступна, поэтому лучше сразу хранить предложенные варианты себе в черновике.
В моем задании по 2 пунктам из 5 ИИ предложил удачные идеи. На формулировку запросов и записку тезисов я потратила около 4 часов и 20$. Хотя некоторые его рекомендации были очевидны, для начинающих они могут стать базой.
Когда массово начали использовать Google, было странно спрашивать у знакомых «Как сделать…», потому что поисковик по этому запросу выдавал сотни тысяч ответов. Через несколько лет будет странно слышать от знакомых, что ИИ инструменты — игрушка и их стоит запрещать, большинство людей научится ими пользоваться, чтобы освободить больше времени для творчества. Для меня ИИ уже стал помощником в составлении «скелета» PR-стратегии, с помощью которой мы будем пленять мысли и сердца киевлян.