Живет в столице, работает в СМИ: портрет украинского подкастера
19 Окт 2023, 12:33

Живет в столице, работает в СМИ: портрет украинского подкастера

MEGOGO AUDIO представляет результаты всеукраинского исследования отрасли подкастеров, которое представляет актуальную информацию о состоянии рынка в Украине и портрет подкастера.

«Исследование рынков и публичное представление их результатов широкому кругу профессионального сообщества и стейкхолдеров является важной частью развития любой отрасли. Поскольку медиасервис MEGOGO с 2019 года развивает направление аудио на платформе, а с 2021-го внедрил аудиопремию «Слушно» для отличия лучших в профессии, исследования и свободный доступ к информации является нашим стратегическим решением. Верим, что результаты опроса будут полезны всем участникам», — разъясняют в MEGOGO.

Какой он, портрет украинского подкастера или подкастерки

Гендерное распределение оказалось почти равным, подкастеров-мужчин на 6% больше, чем женщин. 46,4% —опрошенных находятся в возрастной категории 28-34 года, 57% из них — проживают в столице.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Отрасли, в которых работают:

  • СМИ — 24,6%.
  • Культура (писательство, кино, театр, другие художественные проекты, издательство, культурный менеджмент) — 18,8%.
  • IT (разработка, тестирование, проектный и продуктовый менеджмент и т.п.) — 13%.
  • Коммуникации (PR, SMM, маркетинг, реклама и т.п.) — 13,8%.

70,3% указали, что они независимые подкастеры.

Активное развитие подкастинга в Украине стартовало за последние 4 года, ведь 84,4% респондентов начали свою деятельность именно в этот период. Наиболее продуктивным годом для начала работы над подкастами оказался 2022-й, ведь 28,1% опрошенных указали, что начали записывать подкасты именно тогда и это самый большой процент за весь период записи подкастов.

88,1% отметили, что и сейчас работают над подкастами, из них 48,9% — имеет постоянную команду для работы над подкастом. Для 15,6% запись подкастов является основным видом деятельности на сегодняшний день.

Мировоззрение

Для подкастера важно саморазвитие, самовыражение и продвижение личного бренда, ведь 49,5% указали, что решают эту потребность записью подкаста. 15% опрашиваемых авторов отметили, что записью подкаста решают проблему недостаточного освещения определенной темы в информационном пространстве.

Самые популярные тематические категории среди подкастеров в Украине:

  • Культура и искусство (литература, кино, театральное и музыкальное искусство, архитектура и т.п.) — 38,4%.
  • История и общество (документальные, исторические подкасты, расследования, гражданское общество, права и свободы) — 28,3%.
  • Новости (аналитика, обзоры, дайджесты, разговоры с экспертами) — 23,9%.
  • Образование — 22,5%.
Какой формат подкастов популярен в Украине, частота выпуска и прослушивания

60,1% украинских подкастеров работают только с аудиоформатом. Ежемесячно выпускают эпизоды подкастов 91,3% и 94,9% ответили, что оптимальной продолжительностью эпизода подкаста является формат до 1 часа. 79,7% указали, что имеют в среднем до 3000 прослушиваний их эпизодов, но 57,2% опрошенных считают успешным показателем для себя до 5000 прослушиваний. 

Сколько подкастов выпущено в 2022 и планы на 2023

Полномасштабная война сформировала необходимость выговориться и записать свой подкаст/начать работать над проектом, ведь именно в 2022 году 28,1% опрошенных приступили к работе. В этом же году 66,7% выпустили от 1 до 4 подкастов. По состоянию на август 2023 68,8% опрошенных уже выпустили от 1 до 4 подкастов, а 38,4% указывают, что планируют за 2023 год выпустить 5 и более подкастов, то есть наблюдается тенденция развития направления.

В 2023 году подкастеры уже выпустили количество подкастов, что и в 2022 году, и в планах выпустить больше. Следует заметить, что полномасштабная война негативно повлияла на тенденции развития, многие студии в прошлом году не имели достаточно ресурсов для запуска/записи новых подкастов/проектов.

Способы монетизации контента для подкастов

45,7% опрошенных уже ввели монетизацию для подкастов и 36,2% только планируют это сделать. Для монетизации 60% используют поддержку сообщества (Patreon, Buy Me a Coffee, спонсорство на YouTube, собственная система поддержки и т.п.), 43,2% — грантовые возможности и 43,2% — ищут спонсоров для подкаста среди коммерческих брендов.

Чего же не хватает рынку подкастов в Украине

По мнению креаторов/создателей/авторов аудиоконтента, в Украине не хватает слушателей подкастов/аудиоконтента — 24,7%, рекламы и рекламодателей — 21,6% и разнообразие аудиоконтента — 14,4%.

«На сегодняшний день в Украине отсутствует статистика/учет по количеству авторов подкастов. Но гипотетически можем посчитать, сколько в среднем приходится подкастов на одного автора аудиоконтента. Анализируя 369 правообладателей на медиасервисе MEGOGO, выпустивших 738 подкастов, делаем вывод, что в среднем один правообладатель выпускает 2 подкаста. Согласно данным ресурса listennotes.com, в Украине публично доступны 2544 подкаста (по состоянию на 18.10.2023 год). Поэтому, экстраполируя среднее число подкастов на 1 правообладателя, предполагаем, что в Украине существует около 1272 правообладателей подкастов. Гипотетическую цифру выводили для того, чтобы понять ошибку выборки исследования и доверительный интервал», — отмечают в отделе исследований медиасервиса MEGOGO.

Опрос украинских подкастеров проводился в период с 10 июля по 18 августа 2023 года, проработано 138 качественно заполненных анкет, погрешность составляет 6,63% при доверительном интервале в 90%.

Анкета исследования состояла из 30 вопросов, среди которых: портрет автора и география, процесс работы над подкастами, жанры и форматы, монетизация, а также общий блок профессиональных и личных интересов авторов в подкастинге. Принять участие в этом опросе могли все, кто занимается подкастами: от независимых авторов аудиопроектов до крупных медиа, IT-компаний и креативных агентств, создающих подкасты под своим брендом. Опрос проходил анонимно через Google Forms.

Расскажите друзьям про новость