Живет в столице, работает в СМИ: портрет украинского подкастера
19 Окт 2023, 12:33

Живет в столице, работает в СМИ: портрет украинского подкастера

MEGOGO AUDIO представляет результаты всеукраинского исследования отрасли подкастеров, которое представляет актуальную информацию о состоянии рынка в Украине и портрет подкастера.

«Исследование рынков и публичное представление их результатов широкому кругу профессионального сообщества и стейкхолдеров является важной частью развития любой отрасли. Поскольку медиасервис MEGOGO с 2019 года развивает направление аудио на платформе, а с 2021-го внедрил аудиопремию «Слушно» для отличия лучших в профессии, исследования и свободный доступ к информации является нашим стратегическим решением. Верим, что результаты опроса будут полезны всем участникам», — разъясняют в MEGOGO.

Какой он, портрет украинского подкастера или подкастерки

Гендерное распределение оказалось почти равным, подкастеров-мужчин на 6% больше, чем женщин. 46,4% —опрошенных находятся в возрастной категории 28-34 года, 57% из них — проживают в столице.

Отрасли, в которых работают:

  • СМИ — 24,6%.
  • Культура (писательство, кино, театр, другие художественные проекты, издательство, культурный менеджмент) — 18,8%.
  • IT (разработка, тестирование, проектный и продуктовый менеджмент и т.п.) — 13%.
  • Коммуникации (PR, SMM, маркетинг, реклама и т.п.) — 13,8%.

70,3% указали, что они независимые подкастеры.

Активное развитие подкастинга в Украине стартовало за последние 4 года, ведь 84,4% респондентов начали свою деятельность именно в этот период. Наиболее продуктивным годом для начала работы над подкастами оказался 2022-й, ведь 28,1% опрошенных указали, что начали записывать подкасты именно тогда и это самый большой процент за весь период записи подкастов.

88,1% отметили, что и сейчас работают над подкастами, из них 48,9% — имеет постоянную команду для работы над подкастом. Для 15,6% запись подкастов является основным видом деятельности на сегодняшний день.

Мировоззрение

Для подкастера важно саморазвитие, самовыражение и продвижение личного бренда, ведь 49,5% указали, что решают эту потребность записью подкаста. 15% опрашиваемых авторов отметили, что записью подкаста решают проблему недостаточного освещения определенной темы в информационном пространстве.

Самые популярные тематические категории среди подкастеров в Украине:

  • Культура и искусство (литература, кино, театральное и музыкальное искусство, архитектура и т.п.) — 38,4%.
  • История и общество (документальные, исторические подкасты, расследования, гражданское общество, права и свободы) — 28,3%.
  • Новости (аналитика, обзоры, дайджесты, разговоры с экспертами) — 23,9%.
  • Образование — 22,5%.
Какой формат подкастов популярен в Украине, частота выпуска и прослушивания

60,1% украинских подкастеров работают только с аудиоформатом. Ежемесячно выпускают эпизоды подкастов 91,3% и 94,9% ответили, что оптимальной продолжительностью эпизода подкаста является формат до 1 часа. 79,7% указали, что имеют в среднем до 3000 прослушиваний их эпизодов, но 57,2% опрошенных считают успешным показателем для себя до 5000 прослушиваний. 

Сколько подкастов выпущено в 2022 и планы на 2023

Полномасштабная война сформировала необходимость выговориться и записать свой подкаст/начать работать над проектом, ведь именно в 2022 году 28,1% опрошенных приступили к работе. В этом же году 66,7% выпустили от 1 до 4 подкастов. По состоянию на август 2023 68,8% опрошенных уже выпустили от 1 до 4 подкастов, а 38,4% указывают, что планируют за 2023 год выпустить 5 и более подкастов, то есть наблюдается тенденция развития направления.

В 2023 году подкастеры уже выпустили количество подкастов, что и в 2022 году, и в планах выпустить больше. Следует заметить, что полномасштабная война негативно повлияла на тенденции развития, многие студии в прошлом году не имели достаточно ресурсов для запуска/записи новых подкастов/проектов.

Способы монетизации контента для подкастов

45,7% опрошенных уже ввели монетизацию для подкастов и 36,2% только планируют это сделать. Для монетизации 60% используют поддержку сообщества (Patreon, Buy Me a Coffee, спонсорство на YouTube, собственная система поддержки и т.п.), 43,2% — грантовые возможности и 43,2% — ищут спонсоров для подкаста среди коммерческих брендов.

Чего же не хватает рынку подкастов в Украине

По мнению креаторов/создателей/авторов аудиоконтента, в Украине не хватает слушателей подкастов/аудиоконтента — 24,7%, рекламы и рекламодателей — 21,6% и разнообразие аудиоконтента — 14,4%.

«На сегодняшний день в Украине отсутствует статистика/учет по количеству авторов подкастов. Но гипотетически можем посчитать, сколько в среднем приходится подкастов на одного автора аудиоконтента. Анализируя 369 правообладателей на медиасервисе MEGOGO, выпустивших 738 подкастов, делаем вывод, что в среднем один правообладатель выпускает 2 подкаста. Согласно данным ресурса listennotes.com, в Украине публично доступны 2544 подкаста (по состоянию на 18.10.2023 год). Поэтому, экстраполируя среднее число подкастов на 1 правообладателя, предполагаем, что в Украине существует около 1272 правообладателей подкастов. Гипотетическую цифру выводили для того, чтобы понять ошибку выборки исследования и доверительный интервал», — отмечают в отделе исследований медиасервиса MEGOGO.

Опрос украинских подкастеров проводился в период с 10 июля по 18 августа 2023 года, проработано 138 качественно заполненных анкет, погрешность составляет 6,63% при доверительном интервале в 90%.

Анкета исследования состояла из 30 вопросов, среди которых: портрет автора и география, процесс работы над подкастами, жанры и форматы, монетизация, а также общий блок профессиональных и личных интересов авторов в подкастинге. Принять участие в этом опросе могли все, кто занимается подкастами: от независимых авторов аудиопроектов до крупных медиа, IT-компаний и креативных агентств, создающих подкасты под своим брендом. Опрос проходил анонимно через Google Forms.

Расскажите друзьям про новость