Анна Лаунец: I hate you, W+K
22 Апр 2016, 06:38

Анна Лаунец: I hate you, W+K

Ваш креатив креативный, и это заставляет меня бежать дальше

За 8 лет в рекламе я уже сбилась со счёта, сколько раз слышала комментарии в духе «нам не нужен такой серьёзный креатив» и «давайте что-то попроще». Я бы не придавала им значения, получай мы их в ответ на многоступенчатые истории с тизером, ривилом и многочисленными навесами из блогеров, которые художественно обсасывают все возможные и условно возможные аспекты идеи. 

Анна Лаунец
Креативный директор YARCHE

Но нет, зачастую это были абсолютно понятные имиджевые кампании с логотипом бренда на материалах, от первого и до последнего. Более того, не звучали слова «сложно» и «непонятно», с которыми тоже едва ли поспоришь. В тех случаях, о которых я говорю, речь шла именно о «серьёзном креативе», который всегда базировался на определённом стратегическом подходе и заключался в понятном творческом решении. Да, для его воплощения нам понадобился бы набор инструментов, но вполне классических. К ним, к слову, вопросов не было. 

За этим «слишком креативно» следовало продолжение в виде «нам нужно что-то вроде этого» и референс — например, уже реализованная кампания с использованием контекстных объявлений (если что, мы строили имидж). В других аналогичных случаях нас без прелюдий просили «а давайте баннеры и лендинг». У меня даже глаз не дёргался, потому что это типичный диджитал. Здесь всё можно посчитать, а то, что посчитать нельзя, вызывает беспокойство, даже если задачи — не цифры. Это не плохо и не хорошо, это специфика сферы, которая вызвала мутации, и не только на стороне заказчика. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Например, мы в YARCHE ищем копирайтера, и я регулярно смотрю тестовые. В большинстве из них на слайде «Идея» идёт описание механики чего-то там. Викторины, например. Это пишут не только джуниоры, что многое могло бы объяснить. Моя команда периодически приносит после штормов «идеи» про виртуальную реальность, в которой «что-то будет». Ещё был случай (если честно, то случаи), когда клиенту была продана механика большой активации даже без названия. За деньги! Потому что строилась на очень понятной схеме: человек заходит сюда, делает это, дальше загружает сюда, а потом чуть-чуть ждёт и получает приз (извините, подарок).   

Они не дураки. Никто не дурак. Просто мы работаем со средой, к которой применимы технологии, которые, очень хочется применить. Нам. А применение технологий даёт результаты, которые можно и очень хочется посчитать. Им. Вокруг этого всё и крутится. Клиент говорит «нам бы что-то вроде фотоконкурса», а мы думаем «сюда отлично впишется интерактивное видео». Обе стороны вопроса по собственным мотивам ведутся на технологии и отталкиваются от них. Хотя после всех стратегических сессий мы сообща должны приходить к этой, как её там. Идее. И уже она должна приводить к форме. Зачастую же всё происходит иначе, поэтому идейноцентричных кампаний в диджитале мало, всё вращается вокруг реализаций, к которым на финальных этапах прикручивается название, слоган и концепт.

Просто мы работаем со средой, к которой применимы технологии, которые, очень хочется применить. Нам. А применение технологий даёт результаты, которые можно и очень хочется посчитать. Им. Вокруг этого всё и крутится.  

Анна Лаунец
Креативный директор YARCHE

Это тоже подход, если ты — продакшн или если ставить перед собой исключительно финансовые цели: механики продаются легче, чем идеи. Но если цель — делать ту самую рекламу, которая, как писал Катков, сестра искусства, которая меняет поведение человека, такой подход не работает. Потому что, если ты хочешь от аудитории чего-то нового, ты должен предложить ей новое, обратиться как-то иначе, так, чтобы вырвать её на мгновение из рутины собственного восприятия действительности. Привычное не вырывает, поэтому хорошая реклама — это путь пионера. В чём мы можем быть пионерами? В технологиях? Однажды я была в амстердамском офисе Mediamonks, они как раз запускали для KLM воздушный шар в стратосферу (подобный подвиг был у киевского агентства, но далеко не такой масштабный). Это было впечатляюще. Медиамонкс — вообще впечатляющий продакшн из >400 человек разработки. Какой резонанс вызовет второй такой шар? А пятый? И ещё вопрос: может ли киевское диджитал-агентство реализовать такой же зрелищный проект? Я долго хотела верить, что да. Но зачастую нет. Например, в нашей команде не работает двести программистов. Зато работает крутой стратег, прекрасные арт-директора, отличные копирайтеры и дизайнеры, я уже молчу про огнеупорных менеджеров. В чём мы при таком составе можем быть первыми? Если не поражать воображение технологиями, то чем тогда поражать? 

И тут у меня есть пример другого кейса, «Hate me», который сделали Wieden + Kennedy для Nike к уходу легендарного Коби Брайанта.  

Он очень простой, но достал меня до самого нерва. «Ты любишь меня, а ведь должен ненавидеть. Потому что я поднял планку величия так высоко, что тебе придётся грызть землю, чтобы дотянуться до неё», говорит Коби. Мы ненавидим тех, кого любим за величие — это, чёрт возьми, правда. Это тот самый инсайт, на котором можно построить Тадж Махал. Что я чувствую долю мгновения, когда читаю о победе Данила Ляха на D&AD? Почти сразу — радость, гордость. Но чуть раньше, за мгновение до, зависть и злость, потому что это не я победила. Что я чувствую ранним утром, перед пробежкой, глядя на свои серые найки с ярко-розовой «соплёй»? Секундное раздражение, потому что сейчас придётся пахать. А уже потом, через секунду, оно замещается предвкушением удовольствия. На этих мгновениях злости, раздражения, зависти, которые мы не замечаем, строится кампания «Hate me». 

Хорошая реклама — и в интернете, и везде — она как психотерапия, достаёт из тебя глубоко скрытое, показывает вещи в неожиданном ракурсе, и ты думаешь: чёрт, да точно ведь! 

Однажды я прочла интервью с известным психологом, в котором он предупреждал: «Если вы не готовы к кардинальным переменам в жизни, не рискуйте идти к психотерапевту: он может достать из вас знание, после которого вы не сможете жить, как прежде». Хорошая реклама делает то же самое.

Технологии нужны, без механик нам никак, но в нашей истории они всё-таки вторичны. Иногда для донесения идеи нужен face recognition, иногда хватает вообще баннера. Однажды я придумала концепт, который реализовывался в полноценном рабочем сервисе — том самом «продукте», которым все бредят. Но сначала была идея, а не наоборот. 

Наверное, я ретроград, но, мне кажется, диджитал-реклама должна повернуться лицом к смыслу. Цитируя «Hate me», я ненавижу W+K — они напоминают мне о том, что мир можно менять. У нас для этого есть весь интернет. 

Анна Лаунец
Креативный директор YARCHE

Расскажите друзьям про новость