13 декабря в UNIT.City состоялся крупнейший фестиваль бизнес-инноваций GET Business Festival, к которому присоединились управленцы из OLX, YASNO, Uklon, Kormotech, Метинвест и еще более 100 компаний. Специалисты поделились проверенными стратегиями развития компании в военное время на трех сценах одновременно: «Развитие бизнеса и инвестиции», «Маркетинг, PR, digital», «Сервисы для бизнеса, креатив, благотворительность».
В течение дня специалисты по PR, коммуникациям, владельцы бизнесов и топ-менеджеры перенимали опыт представителей ведущих брендов и агентств со сцены «Маркетинг, PR, digital».
Основательница и директор Gradus Research Евгения Близнюк рассказала об изменении поведения потребителей в онлайне во время войны. Исследование компании свидетельствует о том, что диджитал продолжает расти, а брендам следует искать своих потребителей везде, ведь украинцы пользуются интернетом и дома, и в транспорте, и на работе, и 72% пользователей проводят там более 4 часов в день. В исследовании украинских потребителей в онлайне были разделены на ключевые сегменты и приведены способы коммуникации с ними.
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/tch05975-1024x683.jpg?x82823)
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/tch05975-1024x683.jpg?x82823)
СМО Ajax Systems Валентин Гриценко рассказал о том, как масштабироваться на зарубежных рынках на примере компании Ajax.
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/stage2_marketing_0167-1024x683.jpg?x82823)
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/stage2_marketing_0167-1024x683.jpg?x82823)
Борис Цомая, маркетинг-директор Meest ПОЧТА рассказал о том, как дизайн может быть полезен для реализации обновленного позиционирования компании. У многих клиентов Meest ПОЧТА раньше ассоциировалась с шоппингом на AliExpress, хотя это не так. Борис рассказал об изменениях компании, которые начались со всех точек соприкосновения с клиентом: онлайн и офлайн. Начали с названий и обозначений, символов и изображений. Шли по пути сокращения.
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/tch06351-1024x683.jpg?x82823)
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/tch06351-1024x683.jpg?x82823)
Meest ПОЧТА изменила отделение. Начали обновлять сайт, визуализацию, шкалу, добавили работу с приложением. «Помимо обложки каждому бренду нужна душа», — отметил Борис. Поэтому Meest ПОЧТА создала своих Meestян — представителей разных категорий ЦА. Их образы стали коммуникационным и эмоциональным мостом между компанией и клиентом. Meestяни помогают бренду в рекламе, социальных сетях, сайте, витринах отделений, их интерьерах, почтоматах, транспорте и полиграфии.
PR и SMM менеджер в OLX Украина, Казахстан, Узбекистан Мария Лисица раскрыла секреты построения бренда на платформе Telegram. Бренд OLX есть почти во всех соцсетях. Telegram-канал OLX появился в качестве ресурса для быстрого информирования.
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/tch06481-1024x683.jpg?x82823)
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/tch06481-1024x683.jpg?x82823)
Мария также подчеркнула, что важно развивать свой канал бесплатно. Бесплатные интеграции в другие каналы принесли больше пользы, чем платные, согласно опыту OLX. Если бренд рассказал что-то — важно не останавливаться. Нужно рекламировать свои соцсети и воспользоваться взаимопиаром. Искать каналы с таким же количеством подписок.
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/tch07827-1024x683.jpg?x82823)
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/tch07827-1024x683.jpg?x82823)
Татьяна Шерман, руководитель Департамента по маркетингу и коммуникациям Академии ДТЭК, рассказала о потенциале, его тайных возможностях и реальности. Объяснила, чему следует учиться в течение жизни, и отметила, что раскрытие потенциала невозможно при истощении и отсутствии энергии. И чтобы работать над ним, нужно вдвое больше беспокоиться о себе.
Владелица салонов красоты BACKSTAGE BEAUTY&REFRESH Карина Дубинина рассказала о масштабировании бизнеса во время войны.
Основательница Vandog Agency Ирина Метнева назвала 5 шагов к брендингу, который увидит свет. Брендинг дает узнаваемость, цельность, стиль, лояльность, стоимость.
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/tch08712-1024x683.jpg?x82823)
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/tch08712-1024x683.jpg?x82823)
Продажа товаров и услуг приносит прибыль. Однако 80% поколения Z предпочитает бренды, которые имеют четкую позицию, как, например, Новая почта. Тогда с аудиторией легче выстроить отношения.
Примером кейса с большой идеей стал проект PLUS 1, в основе которого — экспозиция, посвященная памяти украинских военных. Команда визуально показала систему элементов, где не хватает одного из них — он находится у кого-то из родственников военного.
«Изменение поведения — это то, что нужно заложить на этапе развития бренда», — уверена Ирина. Примером такого кейса стала работа «Лайkit» для корпорации «Биосфера». Еще одним шагом стал выход за рамки категории. В качестве примера работа «розірви коло».
Четвертый шаг — это развлечение или разговор, а последний — исполнение.
Директор по маркетингу Bolt EU Сергей Костя объяснил, как тратить для заработка возврат инвестиций в маркетинговых проектах.
Руководитель отдела R&D рекламного холдинга «Мегаполис» Виктор Иванченко рассказал, что нужно бизнесам для успешной коммуникации с клиентами, об основных ее принципах и особенностях, о шоке, росте после шока и возобновлении активности. А также отметил поддержку и надежность в сложные времена.
О маркетинге уважения и о том, как бренду подготовиться к тому, что сегментом ЦА станут ветераны и их окружение, рассказали стратеги агентства Isobar Ukraine Владимир Никоненко и Марина Костина. Стратеги подчеркнули, что в коммуникации следует избегать предубеждений.
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/42-1024x684.jpg?x82823)
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/42-1024x684.jpg?x82823)
Следует исследовать потребительское поведение ветеранов, их мотивы, понять ожидания. Не воспринимать их как отдельный сегмент своей аудитории, это все разные потребители. Также следует придерживаться гендерного равенства, иметь толерантное отношение к представителям национальных и сексуальных меньшинств среди ветеранского сообщества.
Спикеры отметили, что не стоит манипулировать военной тематикой. Следует быть честными перед своей аудиторией, ответить, каким образом этот продукт связан с военной тематикой или с выдающимися событиями. Если продукт никак не связан, то, скорее всего, это просто попытка хлопнуть на горячей теме.
Следует избегать стереотипов, а также обобщений в коммуникации, потому что они способствуют стигматизации. Если называть ветерана(-ку) героем(-иней), можно наткнуться на недоразумение, поскольку он или она может чувствовать вину за то, что их собратья погибли, а он/она — нет. Лучше называть героями(-ями) ВСУ.
Следует быть внимательными к деталям. Даже малейшая неправильная деталь может вызвать ощущение, что бренд не слишком внимательно и серьезно относится к ветеранам.
Не нужно бояться коммуникации с ветеранами, нужно проявлять свою позицию и уважение, найти место бренда в жизни ветерана(-ки), учитывать силу их комьюнити, быть социально ответственным. «Защитники и защитницы сегодня — это ветераны уже завтра», — подытожили стратеги Isobar Ukraine.
Игорь Воловой, основатель агентства интернет-маркетинга Elit-web, рассказал, какие два канала дают 80% продаж в интернете и существенно экономят время на эксперименты по продвижению.
Директор по маркетингу многофункционального комплекса Gulliver Екатерина Жураковская показала примеры визуального креативного с вау-эффектом, а также рассказала о 3D-тренде в 2024 году и крупнейшем AR-зеркале в Европе.
Максим Илюхин, стратегический директор и партнер в студии twid, объяснил, почему нужно проводить исследования и как делать это самостоятельно.
Никита Артемчук, Head of Product Office Prom.ua, спрогнозировал, как будет развиваться e-commerce Украины и показал, как война и блэкауты повлияли на e-commerce.
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/tch06628-1024x683.jpg?x82823)
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/tch06628-1024x683.jpg?x82823)
Наибольшее падение заказов на Prom в 2023 году было зафиксировано не во время жестких блекаутов (до -25% неделю до недели доходило), а во время рейда вагнера на москву (около 30%).
Среди основных вызовов e-commerce в привлечении пользователей: пользователей меньше; регулярность покупки выше; возврат конкуренции, как следствие роста цены; пользователи в основном начинают поиск в интернете с Google; увеличение мест рекламной выдачи Google, как следствие — покупка собственной органики; рост важности бренда и мобильного приложения; рост важности «прилипания» покупателей; возрастание важности директ каналов.
Социальные требования к бизнесу в целом и площадок, в частности, становятся одним из выдающихся факторов.
Основательница и СЕО компании Franchise Group Мирослава Козачук назвала тренды и вызовы франчайзинга в 2023 году. А Александр Колб, основатель и генеральный директор Promodo, объяснил, почему инвестиция в бренд — лучшая стратегия, а также отметил, что бизнесы и бренды должны быть драйверами веры и изменений в Украине.
Дмитрий Кукуруза исполнительный директор «Турум-бурум» рассказал об успешных стратегиях повышения конверсии диджитал проекта.
Директор по управлению репутацией и маркетингом группы компаний Новая Почта Елена Плахова поделилась мнениями по эффективности и результативности коммуникационных проектов. Целевая репутация Новой почты отражает ценности сооснователей и роль компании для общества и страны — связывать и поддерживать.
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/tch08265-1024x683.jpg?x82823)
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/tch08265-1024x683.jpg?x82823)
Эффективность — отличие Гуманитарным силам Украины, поддержка в метро, самый длинный марафон от Новой почты, стратегическое партнерство. «Никогда СМИ не рассказывает о гуманитарной помощи. А если это делает, то только на коммерческой основе. Однако о самом длинном марафоне от Новой почты вспомнили все», — отметила Елена.
НЕ эффективно: спонсорство; объекты со слабым инфоприводом; участие в проектах, где есть очевидный сильный смысл, из которого понятно, что компания будет коммуникационным донором; несистемное покрытие расходов на доставку, за пределами Гуманитарной почты; участие в мультибрендовых проектах, где количество брендов съест инфопривод.
Среди принципов приоритета Плахова назвала: важность для аудитории и ее интересов, эмоциональность проекта, его потенциал вызвать сильные эмоции и связь, оригинальность и неожиданность, правило Паретто.
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/tch09158-1024x683.jpg?x82823)
![](https://mmr.ua/wp-content/uploads/2023/12/tch09158-1024x683.jpg?x82823)
А завершили событие Юлия Петрик, сооснователь PR Army и основательница Tech PR School, Роман Гурбанов, сооснователь креативного агентства Taktika, директор по коммуникациям UFuture Александра Погорелая, PR-директор Socar Елена Осипчук, управляющий партнер Havas Village Наталья Морозова, а также директор по стратегическому маркетингу 1+1 media Ольга Захарова, приняв участие в панельной дискуссии по теме «Маркетинговые кампании во время войны».