13 Мар 2020, 12:00

Финансы, мода и устойчивое развитие: что может дать нетривиальная коллаборация

Интервью с Борисом Цомая, маркетинг-директором инвестиционной компании «Фридом Финанс Украина», о коллаборации с Ukrainian Fashion Week

Незадолго до того как весь мир, затаив дыхание, стал наблюдать за рекордным падением фондовых рынков, MMR пообщался с Борисом Цомая, маркетинг-директором инвестиционной компании «Фридом Финанс Украина». О том, в какие компании нужно инвестировать, как с помощью нестандратных решений продвигать не только свой бренд, но и целую категорию в сознании украинских потребителей, и о коллаборации с Ukrainian Fashion Week — в этом интервью.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Расскажите как возникла идея коллаборации «Фридом Финанс Украина» с Ukrainian Fashion Week? 

На самом деле, с Ukrainian Fashion Week меня как маркетолога объединяет много лет плодотворного сотрудничества еще до моего прихода в Freedom Finance. Мы не первый год сочетаем несочетаемое с Владимиром Нечипоруком (генеральный продюсер UFW), и это уже стало доброй традицией. Знакомые шутят, что я могу любую компанию, включая шарикоподшипниковый завод, интегрировать в fashion. 

Не стал исключением и Freedom Finance. Хотя сначала было сложно представить себе, как инвестиционная компания, занимающаяся достаточно сложным продуктом — фондовыми рынками, инвестициями в ценные бумаги — и украинская неделя моды могут найти точки соприкосновения и совместно работать над одним проектом. Мы уже поддерживали Ukrainian Fashion Week в прошлом году, но в этот раз наше сотрудничество было на другом уровне и с социальным подтекстом. 

Знакомые шутят, что я могу любую компанию, включая шарикоподшипниковый завод, интегрировать в fashion.

Борис Цомая
Маркетинг-директор «Фридом Финанс Украина»

Расскажите детальнее о проекте Be Sustainable?

Мы решили поддержать направление, которое активно набирает обороты глобально, которое касается в том числе бизнеса и, непосредственно, fashion-индустрии. Sustainbable Fashion — очень важная тема, потому что она неразрывно связана с будущим нашей планеты, будущим человечества, с тем, как будут жить наши дети, чем они будут дышать, какую воду они будут пить. Мы видим сейчас, что везде, даже на всех крупнейших мировых форумах, поднимается тема экологии.  Экологические проблемы выходят на первый план и становятся даже более актуальными, чем экономические. И я очень доволен, что в Украине в рамках Ukrainian Fashion Week существует отдельное направление с «правильной», осознанной модой, той одеждой, что производится из экологичных материалов, которые либо полностью подлежат утилизации, либо 100% переработке. Мы начинаем становиться сознательными, мы начинаем вести бизнес осознанно.

Как удалось найти точки соприкосновения sustainable fashion и фондовых рынков? Почему выбрали такой формат?

Мы же отслеживаем все фондовые рынки и видим, что происходит в мире в целом: стоимость компаний, которые ведут свой бизнес сознательно, растет. Все высокотехнологичные компании  тоже думают об экологической составляющей своего бизнеса, своих производственных процессов. Мы поняли, что за такими компаниями будущее. Соответственно, инвестиции в эти компании перспективны. И если в этом есть смысл для наших клиентов, мы как инвестиционная компания-посредник на фондовом рынке готовы активно рекомендовать инвесторам вкладывать деньги именно в сознательный бизнес. 

В рамках этого сотрудничества с UFW мы нашли классный мостик. Мы сделали мини-зону, выездной офис прямо в рамках sustainable зоны на UFW, где наши менеджеры рассказывали гостям недели моды о sustainability с точки зрения бизнеса. Мы сделали подборку известнейших брендов, которые размещают свои акции на мировых фондовых рынках и которые поддерживают конвенцию sustainable. Рассказывали, почему эти компании перспективные и как социальная ответственность капитализирует ваш бренд и делает ваши акции более привлекательными для инвесторов. На этой идее мы и построили коллаборацию: sustainable fashion и как на это понятие смотрит финансовый мир. Мы пытались донести, что все это, по сути, тесно взаимосвязано и находится в одной большой экосистеме.

Мы же отслеживаем все фондовые рынки и видим, что происходит в мире в целом: стоимость компаний, которые ведут свой бизнес сознательно, растет.

Борис Цомая
Маркетинг-директор «Фридом Финанс Украина»

«Фридом Финанс Украина» участвовал в концептуальном наполнении Be Sustainable проекта?

Нельзя сказать, что мы участвовали в идейном создании самой зоны, но в то же время мы неразрывно в нее вплелись. Так интересно вышло, что дизайнеры UFW создавали Be Sustainable зону, и параллельно наша креативная команда работала над нашим стендом в рамках этой зоны. 

И когда мы все вместе приехали на монтаж, оказалось, что идея и концепция у нас абсолютно совпали, и наш стенд настолько интегрировался в общую зону, что даже постановщики путали, где чьи элементы конструкции. Мы как-то, не сговариваясь, все выполнили в одном стиле. Нас настолько ребята с UFW вдохновили, предложив поучаствовать, что мы быстренько подключились, и уже креатив слился воедино.  Мы очень рады, что все получилось гармонично, потому что были все-таки переживания, что может быть непросто, что это тяжелая тема и есть тонкая грань между коллаборацией и нарочитой рекламой. Не хотелось, чтобы это воспринималось, будто мы просто влезли в социальную тему и пытаемся примазаться. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕБорис Цомая, маркетинг-директор «Фридом Финанс Украина», о целях и этапах создания web-сериала для инвестиционной компании и секретах нативного развлекательно-образовательного контента 

Расскажите подробней о прошлогоднем сотрудничестве «Фридом Финанс Украина» с UFW.

В прошлом году было «проще». В cентябре прошлого года UFW сделали прямо во дворике Арсенала, под открытым небом, допремьерный показ фильма «Гениальный кутюрье» об Ив Сен Лоране. Это — полухудожественный, полудокументальный фильм-хроника о жизни талантливейшего дизайнера, и наша компания стала партнером именно этого допремьерного показа. Мы красиво оформили кинотеатр под открытым небом, посодействовали тому, чтобы был огромный выездной экран. Помимо этого, перед началом фильма мы рассказали о том, что сушествует знаменитый холдинг под названием Kering, которому принадлежит модный Дом Yves Saint Laurent. Мы также рассказали о том, что модная индустрия, fashion-бренды — они все на бирже, имеют акции, и можно становиться не просто обладателем вещи от Yves Saint Laurent и Louis Vuitton, но и акционером этих компаний.

Коллаборация финансовой компании и fashion-индустрии кажется максимально нетривиальной. Вы уже сказали о своей любви к UFW, но, тем не менее, что вас как маркетолога инвестиционной компании привлекает в fashion?

Во-первых, там присутствует наша целевая аудитория. Следует сказать, что гости UFW — это и есть целевая «Фридом Финанс Украина». Мы как розничная компания заточены на информирование наших граждан о том, о чем раньше в нашей стране никто не рассказывал. Доносим до каждого, что можно инвестировать в мировые фондовые рынки, можно приобретать акции известнейших компаний, таких как Facebook, Amazon, Apple, Netflix, и т.д. Скажем так, наш продукт на украинском рынке потенциально интересен людям, которые открыты всему новому. И наш продукт интересен на первом этапе еще и как способ расширить кругозор, и таких людей, экспериментаторов с широким кругозором, на UFW — достаточно много. У нас есть клиенты, с которыми начался диалог именно на площадке UFW, люди вовлекаются, чему еще способствует непринужденная обстановка, и мы очень довольны результатами. 

Какой был KPI и как вы его измеряли?

Для маркетолога прогнозировать какую-то конечную конверсию от ивентов — всегда испытание. Тебе задают вопросы: «Что мы с этого будем иметь?, «Какого результата ждать?», и ты всегда пытаешься говорить о том, что это — имиджевая составляющая, знание бренда, охват, но это все слова не для финансовой службы, им нужен результат. У нас тут есть и то, и то. Это очень радует.

Я могу говорить о конкретной прямой конверсии как после предыдущего нашего участия, так и этого. Для нас каждый клиент ощутим, потому что продукт сложный, он продается непросто, клиентский путь долгий. В нашем бизнесе клиент может принимать решение от знакомства с продуктом до вложения на протяжении 3-6 месяцев. И у нас были такие варианты, когда приходили клиенты с мероприятий, где мы участвовали как партнеры еще в прошлом году. И только в этому году люди созрели. 

На UFW ситуация сложилась более благоприятно. Тенденция такова, что у нас достаточно быстро с клиентами, которые пришли благодаря UFW, были заключены договора, и мы уже с ними работаем. И это самый главный результат. Помимо этого, как я упомянул, для нас еще очень важна репутационная составляющая. Наш бренд очень молодой. Но с большими планами и амбициями. Фактически, мы всего лишь с конца 2018 года активны на рынке. И хоть мы и являемся частью огромного международного холдинга, мы пробиваем себе дорогу в Украине. И вот такие крупные ивенты, как в том числе UFW, позволяют нам очень быстро создавать инфоповоды, набирать значимость, узнаваемость, что позитивно влияет даже на SEO составляющую нашего сайта. Кстати, вот недавно по нескольким запросам в плане покупки ценных бумаг в органичном поиске мы вышли на первое место.

Это все работают в копилку нашей репутации, чему мы уделяем сейчас много времени. Дело в том, что весь правильный финансовый бизнес основан, в первую очередь, на репутации.  Продукт все продают плюс-минус один и тот же: инвестиции, ценные бумаги, акции. Да, безусловно, есть миллион различных инструментов и технологий, но в целом, суть — одна. И в этой конкурентной борьбе побеждают именно те компании, которые репутационно безупречны и прозрачны. На этом рынке это так, существуют очень четкие правила игры. У нас в стране, к сожалению, этот рынок пока слабо развит, и даже иногда не хватает конкурентов, именно тех, кто бы работал как «Фридом Финанс Украина», на уровне масс-маркета. 

Нам приходится не просто продвигать свой бренд, а скорее, даже продвигать продукт в целом, формировать этот рынок в сознании, объяснять как он устроен, и для этого нам нужны массовые проявления, участие в мероприятиях, которые могут быть интересны для широкого круга.

Борис Цомая
Маркетинг-директор «Фридом Финанс Украина»

Что Вы подразумеваете под масс-маркетом в сфере фондовых рынков и ценных бумаг?

Смотрите: те компании, что существуют на этом рынке в Украине сосредоточены на своем клиенте с высоким уровнем инвестиционных возможностей , а вот с розницей в принципе, кроме нас, почти никто не работает. Есть еще ряд компаний, но не ведущих себя столь активно, поэтому нам приходится не просто продвигать свой бренд, а скорее, даже продвигать продукт в целом, формировать этот рынок в сознании, объяснять как он устроен, и для этого нам нужны массовые проявления, участие в мероприятиях, которые могут быть интересны для широкого круга. Нам нужно быть рядом, тогда мы становимся заметными. И у нас получается. Я уже неоднократно слышал как люди, проходя по главной галерее UFW, говорят: «О, «Фридом Финанс Украина», да помню. Это что-то про инвестиции». Уже. Уже начинает формироваться узнаваемость. 

Известны ли Вам мировые кейсы сотрудничества модной и финансовой индустрий или вы — первопроходцы?

Не думаю, что мы первые. За рубежом инвестиционный рынок сильно развит, и есть крупные бренды, которые ведут активное продвижение. Если им это нужно, конечно. Потому что там уже играют  на другом уровне. Тем не менее, сейчас во всем мире тенденция, что бренд нужно социализировать, недаром сейчас большое внимание уделяется корпоративной социальной ответственности.

Благотворительность на этом рынке однозначно превалирует: известные инвестиционные компании за рубежом часто становятся спонсорами строительства школ, больниц, комьюнити-центров. Это неписаное правило можно даже увидеть в фильмах и сериалах про Wall Street: если ты зарабатываешь деньги, ты должен отдать своеобразную дань обществу  — быть социально ответственным и полезным. 

Конкретных примеров с fashion не слышал, но думаю, что мы не изобрели велосипед. Но никаким зарубежным кейсом мы не вдохновлялись. Мы, скорее, использовали свой предыдущий опыт сотрудничества с UFW и вывели его на другой уровень. Также с UFW очень приятно работать, они действительно умеют быть партнерами. И это тоже очень важно. Когда ты в полной мере ощущаешь себя не просто банальным спонсором, который дал деньги на ивент, а  чувствуешь себя на 200% интегрированным в процесс мероприятия, автоматически становится интересней. 

Планируете ли еще в дальнейшем какие-то проекты, направленные на поддержку sustainable движения?

Планируем. Еще до конца не знаем, так как в этом плане у нас флагманы UFW, и многое зависит от них, но мы хотели бы поддержать эту тему и на следующей Неделе моды, осенью. Возможно, будет больше времени, чтобы подготовиться, и удастся придумать что-то еще более мощное. 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео