Фестивальное лето, Народный банкир и Пумбенко: как делать банкинг эффектно и эффективно
05 Фев 2019, 13:50

Фестивальное лето, Народный банкир и Пумбенко: как делать банкинг эффектно и эффективно

СМО ПУМБ Ярослав Гуменюк о маркетинге 2.0, множественных селебрити, big data c CXO и прочих итогах 22-х месяцев работы

В интервью MMR маркетинг-директор ПУМБ Ярослав Гуменюк рассказал о вызовах и возможностях межиндустриальной миграции, трансформации и диджитализации маркетинга банка, ключевых пяти проектах и их реализации, а также поделился мыслями по поводу трендов в маркетинге, которые нужно брать на вооружение уже сейчас.

Вы можете проголосовать за Ярослава Гуменюка, которого MMR включил в номинацию «МАРКЕТИНГ РЕ:ВОЛЮЦИОНЕРЫ ГОДА» X-Ray Marketing Awards. А также за проект ПУМБ «Простые кредиты для грандиозных планов», который попал в номинацию «РЕ:ВОЛЮЦИЯ КОММУНИКАЦИИ».

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Спустя неполные два года с момента присоединения к ПУМБ у банка немало достижений в целом и в маркетинге в частности, а у вас в активе выигрыш Best Marketing Team в банкинге и нескольких номинаций на X-Ray Marketing Awards. Как это произошло так быстро? За счет чего? 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Команда, команда и еще раз команда. Первое, что я сделал, придя в банк, – сфокусировался на том, чтоб сформировать сильный коллектив. 

В первые месяцы работы я провел около сотни собеседований, пересмотрел весь рынок и нашел самых лучших специалистов Украины. При этом я не фокусировался на банковской индустрии – для меня было важно то, чтоб люди были профессионалами, стремились к развитию, привносили новый смысл и понимали, какой конечный результат мы можем получить вместе. 

В рамках формирования команды важно было сохранить тех людей, которые уже работали здесь. Как правило, когда приходит руководитель в новый коллектив, люди опасаются, что он приведет только своих новых людей, поэтому у меня также был фокус на удержание существующей команды. Эти сотрудники сейчас показывают великолепные результаты, получают свои награды. Хочу отдельно поблагодарить Сергея Черненко за «карт бланш» на формирование своей команды и своего видения. 

Какие сомнения тревожили больше всего, когда принимали оффер? Какие из них стали самой большой возможностью? 

Насколько быстро я смогу адаптироваться и быть эффективным. Мне важно было представить маркетинг банковской индустрии по-другому, сфокусироваться, в первую очередь, на потребностях и эмоциях потребителя. Показать, что маркетинг апеллирует к клиенту и к ценности, через которую можно доносить значимость бренда, продукта. 

В итоге все наши рекламные кампании были успешными и результативными: давали отличные продажи, окупались в первые месяцы, создавая при этом сильный Brand Equity – Brand awareness и Brand perception.

Ярослав Гуменюк, маркетинг-директор ПУМБЯрослав Гуменюк, маркетинг-директор ПУМБ  

Вы переместились два года назад из телекома в банкинг. Полезно для карьеры? Сколько занимает адаптация и рекомендуете ли коллегам межиндустриальные переключения? 

Новая индустрия – это всегда вызов. За 20 лет работы в маркетинге я успел поработать в разных сферах. С одной стороны, ты работаешь с теми же клиентами, домохозяйствами, понимаешь их ценности и ожидания. С другой стороны, каждый раз ты изучаешь уникальные особенности бизнеса, осваиваешь процедуры и процессы. Поэтому самый большой челлендж – быстро адаптироваться и привнести свежий взгляд. 

Первые три месяца работы я сфокусировался на формировании команды, вторые полгода – на разработке маркетинговой стратегии. Во время третьего этапа я уже четко понимал, что хорошо работает, а какие действия и тактики необходимо откорректировать – это уже реинжиниринг, в процессе которого ты получаешь конечный результат. 

Межиндустриальные переключения помогают посмотреть на твою специализацию со стороны. Опыт в одной индустрии и в одной компании порой может вводить в заблуждение, что ты все знаешь и все умеешь. Приходя в другую компанию – я уже молчу про другую индустрию – ты понимаешь, что те инструменты и методы, которыми пользовался раньше, не настолько эффективны. Ты сбрасываешь с себя оковы привычек и стереотипов, становишься открытым к экспериментам. Пробуешь новое из маркетинга, следишь за мировыми трендами.

Назовите пять проектов, внедрение/реализация которых стали самой яркой страничкой вашего портфолио «банковской» части карьеры? 

Первый проект – построение клиентского опыта внутри банка, формирование customer experience-подразделения и запуск проекта NPS (net promoter score). Для банка клиент – первая ценность, поэтому NPS – не просто способ измерить, насколько мы хорошо работаем по отношению к клиенту и насколько он удовлетворен, но и инструмент, с помощью которого у нас измеряется KPI – начиная с топ-менеджеров, заканчивая менеджерами регионов. Благодаря ему коллеги понимают, что они делают хорошо, а где они могут развиться. 


Второй проект – мы вышли в медиапространство с маркетинговой кампанией «Простые кредиты для грандиозных планов». В ней говорится, что можно реализовать все грандиозные планы и мечты с помощью простого кредита.
Во-первых, мы шли через ценности, через клиента, то есть для чего ему нужны деньги. Во-вторых, хотели показать, что кредит получить в нашем банке достаточно просто, и что мы простые и прозрачные. Для нас важно донести, что наш банк – клиентоориентированная организация, которая дает понятный продукт, и все условия можно выписать на одной странице. Эта кампания была очень эффективной, у нас были хорошие ROI и продажи. 


Третий проект – это наше «Фестивальное лето», за которое мы взяли Effie. Специально под фестивали мы создали молодежную карту, с помощью которой клиенты получали скидки и определенные бонусы. 

Ключевым моментом было то, что мы показали лицо банка как понятного, простого, фанового, социально-ответственного гражданина, аппелирующего к ценностям молодежной аудитории. Мы продвигали cashless и драйв, рефрешили наше восприятие бренда и всей банковской индустрии в целом. Нам удалось повысить лояльность и знания в отдельных регионах благодаря этой кампании, в том числе на Западной Украине и в Киеве. 


Четвертый проект – это наша комплексная интегрированная маркетинговая кампания по развитию и продвижению кредитной карты. Мы сделали большой проект по customer journey, где вывели для себя инсайты и потребности клиента. Исходя из этого, мы изменили саму составляющую продукта: он стал понятнее и ближе потребителю, без каких-либо дополнительных платежей. Также модифицировали и сделали более понятным welcome pack – первое знакомство с продуктом, который получают вместе с кредитной картой. 

Мы развили седьмой P маркетинга в продукте – physical evidence, наш Welcome Pack. Его приятно держать в руках, он понятен, информативен и удобен. Также запустили 360° интегрированную маркетинговую кампанию – начали с диджитала, получив отличные результаты, и продолжили спонсорством с телеканалом «ТРК Украина». 

Были сняты пять спонсорских роликов, в которых известные ведущие в простой форме доносили преимущества кредитной карты ПУМБ – это было интересно, фаново и в рамках тех проектов и шоу, в которых селебрити являются непосредственными участниками. Мы использовали узнаваемые образы ведущих и их программ, что позволило выделиться из кластера своей оригинальностью и простотой донесения информации. Ролики шли не в рекламном блоке, а в рамках спонсорских проявлений, что их дополнительно выделяло из кластера. Такой подход также формирует большую степень доверия к сообщению, создает долгосрочную эмоциональную связь с брендом. 

После подготовки аудитории мы запустили рекламную кампанию с Лилией Ребрик. Проект осветил ключевые преимущества кредитной карты – инструмента, который просто и доступно превращает любой твой день в Белый. Комплексная кампания длилась с середины августа до конца декабря, результаты превзошли наши ожидания – мы получили рекордные продажи. 


Пятый проект – большой и комплексный фокус на Digital.


Кстати, о диджитал. Расскажите о диджитализации маркетинга в ПУМБ и использовании цифровых коммуникаций? Каков их вес в бюджете и ROI? 

С 2017 года мы активно развиваем нашу digital-команду, используем все digital-инструменты и инструменты performance-маркетинга для донесения ценности бренда нашей существующей аудитории и потенциальным клиентам. Мы увеличили эффективность рекламных кампаний в digital, построили сильную воронку продаж и улучшили конверсию – сейчас продажи в digital занимают большую долю в общих продажах нашего банка. У нас в три раза выросли продажи кредитных продуктов, CTR и медийная реклама – в три раза, коэффициент конверсии – в 2,5 раза. 

При этом мы ведем независимые интегрированные рекламные компании в Digital с большим фокусом на видеоконтент, который повышает Brand Awereness, Brand Perceprtion и Intention to Buy. 

Особенный фокус мы сделали на маркетинг 2.0 (социальные сети, SMM). Мы строим социальный банкинг, представительство банка в социальных сетях, которое способно информировать, продвигать, продавать и обслуживать. 

Мы разработали специальный ton of voice, внедрили семейную пару «Пумбенко», которые быстро решают свои жизненные проблемы при помощи банковских продуктов. 

Помимо этого, каждую кампанию в соцсетях мы таргетировали на конкретную аудиторию при помощи подразделения CRM. И это были не только розничные клиенты, мы начали учиться делать это эффективно и для b2b-сегмента. 

Наша страница в ФБ фактически стала еще одним каналом коммуникации с клиентом. Некоторым из них не всегда удобно звонить в КЦ – они пишут нам в мессенджер и коллеги из SMM-подразделения, имея доступы к внутренним программам, могут оперативно ответить на вопросы и/или решить проблему. Если же у клиента есть стандартные вопросы – остаток по кредиту, ежемесячный платеж, или же узнать курс валют и многое другое, то это можно сделать самостоятельно в наших ботах в Viber и Telegram. 

Социальные сети становятся представительством банка и должны выполнять те же задачи, что и обычное отделение, только эффективнее и эмоциональнее: информировать, продвигать, продавать и обслуживать.

Ярослав Гуменюк
Маркетинг-директор ПУМБ

Еще раз подчеркну, что одной из задач SMM стало быстрое и эффективное реагирование на вопросы, а иногда и негатив со стороны клиентов. При этом проблемные кейсы мы должны решать максимально оперативно, желательно в течение 24 часов, чтобы в результате улучшить клиентский сервис. Делаем мы это в три этапа:

— во-первых, проявить эмпатию, в течение 10-15 минут отреагировать за запрос;

— второй этап – непосредственно решить проблему/вопрос;

— третий – проинформировать сообщество, что вопрос решен и/или мы взяли его в проработку, если решение требует, к примеру, изменений во внутренних процессах.

Таким образом, мы увеличиваем количество адвокатов бренда, которые уже сейчас нам активно помогают.

Вы очень плотно поработали в селебрити. Даже ваш предправления стал «Народным банкиром». Такая интенсивность оправдана? 

В проекте «Народный банкир» для нас было важно донести простым языком информацию о наших продуктах и сервисах. Нам важно показать, что банк – это люди, которые в нем работают, они заинтересованы, вовлечены и хотят искренне объяснить и помочь пользоваться сервисами или предотвратить мошеннические операции. Для нас было важно персонализировать лицо банка. Мы начали продвигать это проект в соцсетях, у нас было большое количество просмотров и откликов. Некоторые даже узнают перлы из «Народного банкира», комментируют. Мы создаем эмоциональную связь с нашим клиентом и доносим свои ценности через такие проекты. 

Работа с селебрити для нас большая ответственность, нам важно сделать хороший качественный сервис для нашего клиента и нести ответственность за то, что селебрити нас поддержали. Это двусторонний момент – нам очень важно держать планку. Говоря про маркетинговые моменты, узнаваемость бренда значительно выросла за эти несколько лет. 

Если пересчитать все проекты и кампании, которые были сделаны под вашим началом, то ренкинг топ-5 по конверсии в прибыль банка каков? И как вы это объясните? 

Честно говоря, не хотел бы этого делать, пришлось бы выделить какое-то направление, а я считаю важными их все. Конечно, есть проекты, которые краткосрочно приносят большую конверсию, а есть проекты, которые долгосрочно работают на brand equity. Главное – соблюдать баланс, потому что если мы работаем только с краткосрочными проектами, то получаем хороший результат, но не растим бренд и лояльность к нему.
Только вместе с долгосрочными проектами соблюдается баланс. Я бы не приоритезировал, так как важно все. Без клиентского опыта мы не сможем запускать хорошие продукты и доносить правильную коммуникацию. Без краткосрочных проектов мы не сможем показать качество результатов командной работы в банке. Без долгосрочных проектов мы не будем конкурентноспособными в долгосрочной перспективе.

Читайте также: Ярослав Гуменюк и другие маркетинг-pro, по совместительству преподаватели в бизнес-школах, рассказали о том, что их мотивирует передавать знания дальше, чему учатся сами, обучая людей, которые тоже разбираются в маркетинге.

Вы немало работали с сервис-дизайном. Оно того стоило? 

Однозначно, да. Это разворот в сторону клиента – мы запускали сервис-дизайн с компаний CX Design. С ними мы сделали три больших проекта – один связан с диджитализацией B2B, второй – с кредитной картой, третий – с мобильным приложением, улучшением процесса онбординга в цифровые каналы. Каждый проект имел прямой и косвенный результат. Нам удалось создать отличную бизнес-модель для B2B, где каждый клиент имеет персонального менеджера с высокой степенью вовлечения и эмпатии. 

В проекте по кредитной карте нам удалось улучшить сам продукт, процесс продажи, коммуникации и построить рекламную кампанию на основе тех знаний, которые мы получили из клиентского опыта. Говоря о мобильном приложении, мы его полностью перезапустили. Сейчас он входит в ТОП-3 мобильных приложения в Украине в банковских и финансовых сервисах, у него высокие показатели по онбордингу – у нас более 200 тыс. клиентов за неполные три месяца, при этом сохранился высокий балл в Google Play и App Store. 

Благодаря клиентскому опыту мы создавали кроссфункциональные команды, это улучшало взаимодействие между коллегами из разных подразделений банка. Банку удалось внедрить клиента в наш ДНК, улучшить взаимопонимание между коллегами. 

Мы уже запустили свою Usability Lab – у нас есть лаборатория, где мы тестируем новые продукты и сервисы с клиентами.

Какие семь зарождающихся трендов для вас очевидны в маркетинге и какие из них вы рекомендуете начинать использовать всем коллегам сегодня? 

1. Дальнейшее развитие data driven-маркетинга. Мы научились выстраивать воронку продаж в диджитале и в ТВ-рекламе с помощью эконометрических моделей. Когда мы запускаем рекламу, постоянно корректируем выходы в зависимости от входящих звонков, от продаж. Performance-маркетинг все больше и больше входит в нашу жизнь. 

2. Продолжение персонализации, важная роль CRM, поддержания отношений, предложения оффера. 

3. Фокус на customer experience. Адвокатами клиентского опыта будут не только специальные подразделения или весь маркетинг, но и каждый сотрудник любой организации. Задачей будет научить сотрудников быть более клиентоориентированными, понимать gains и pains клиента. Вскоре это станет массовым явлением. 

4. Соцсети, social business. Мы уже видим пример Кендалл Дженнер, которая продает и продвигает все через Instagram. Social business помогает продвигать, продавать, коммуницировать и поддерживать долгосрочные отношения one to one communication с клиентами. 

5. Релевантный контент, который отличает бренды друг от друга. Здесь важна ресурсность контента – тот контент, который будет полезен ЦА. Важен момент сочетания компании как эксперта и профессионала, и того контента, который ты даешь. 

6. Рост микроинфлюенсеров. Доверие к известным блогерам со временем постепенно падает. Большой фокус будет на сегментацию, на нишевых блогеров. Важна высокая степень доверия к ним у небольшой аудитории. 

7. Фокус на generation Z. Все привыкли апеллировать к миллениалам, но они уже стали масс-маркетом, core audience – это огромный сегмент, 30% рынка. Самым большим вызовом для всех брендов будет понять, как работает generation Z. Это люди, которые родились в 2000-х годах, некоторым уже по девятнадцать, они могут работать, с двенадцати лет могут покупать товары и услуги. Благодаря их рождению в эпоху высокоскоростного Интернета они входят в работу раньше нас – у них круглосуточный доступ к знаниям, они по-другому мотивированы, по-другому мыслят. Соответственно, с ними нужно вести коммуникацию по-другому. Большой челлендж для маркетологов – разобраться, как работать и быть полезным для generation Z.




Вы можете проголосовать за Ярослава Гуменюка, которого MMR включил в номинацию за провидчество и повышенную видимость на рынке – «МАРКЕТИНГ РЕ:ВОЛЮЦИОНЕРЫ ГОДА» X-Ray Marketing Awards. А также за проект ПУМБ «Простые кредиты для грандиозных планов», который попал в номинацию «РЕ:ВОЛЮЦИЯ КОММУНИКАЦИИ». Напоминаем, онлайн-голосование продлится до 13 февраля 2019 года включительно. Результаты станут известны 28 февраля 2019 года во время церемонии награждения после PR-марафона #7, а также на сайте MMR.

Расскажите друзьям про новость