К сожалению, не все сайты электронной коммерции уважают своих посетителей. Иногда они используют «темные паттерны» или тактику, которая обманом побуждает онлайн-покупателей выполнять действия, приносящие больше пользы бренду, чем клиенту.
Инфографика от Merchant Machine рассматривает 12 самых распространенных «темных шаблонов». Знакомим с ними ниже (перевод всех пунктов ищите после инфографики).
1. Коварные вопросы
Это вопрос, который сформулирован таким образом, что он действительно спрашивает что-то другое — и обманом заставляет вас дать ответ, как выгодна компании. запитання, яке сформульоване таким чином, що воно насправді запитує щось інше — і обманом змушує вас дати відповідь, яка вигідна компанії.
2. Проникновение в корзину
Сайт магазина добавляет нежелательные продукты в вашу корзину, а вы этого не замечаете. Это может произойти, если вы пропустили кнопку отказа или комбо-предложение предлагается рядом с продуктом, который вам действительно нужен.
3. «Ловушка для тараканов»
Онлайн-сервис создает ситуацию, в которую легко попасть и из которой трудно выйти, например, подписка в один клик, для отмены которой требуется телефонный звонок.
4. «Цукеринг» конфиденциальности
Сайт или программа побуждает вас поделиться большим количеством конфиденциальной информации, чем вам удобно, публично или с брокерами данных. Назван в честь Марка Цукерберга.
5. Предотвращение сравнения цен
Интернет-магазин затрудняет непосредственное сравнение схожих продуктов, скрывая цены за единицу товара для оптовых закупок или используя двузначные формулировки для описания контента.
6. Отвлечение внимания
Привлекающие внимание изображения или специальные предложения отвлекают вас от важных деталей, необходимых для совершения осознанной покупки.
7. Скрытая стоимость
Ваш продукт или выбор становятся более дорогими при оформлении заказа из-за того, что в последнюю минуту добавляются налоги, плата за доставку или необходимые дополнительные услуги.
8. «Заманить и подменить»
Сложное расположение или формулировка параметров пользователя соблазняет вас сделать то, что вы не собирались делать.
9. Заставить пользователя чувствовать себя виноватым за то, что он не выбрал предложенный вариант
«Нагруженный» язык вызывает у вас чувство вины или паники, заставляя вас соглашаться на то, чего вы бы не хотели делать, например, подписку на услугу.
10. Замаскированная реклама
Оформление сайта или ссылка, которая выглядит как обычный контент или кнопки действий, оказывается гиперлинком на замаскированную рекламу.
11. Принудительная непрерывность
Сервис требует от вас заранее предоставить данные вашей кредитной карты, а затем продолжает взимать с вас плату, когда вы больше не хотите его использовать, например, когда бесплатная пробная версия истекает.
12. Спам друзьям
Компания запрашивает разрешение на доступ к вашим данным по уважительной причине, но затем использует информацию для рассылки спама вашим друзьям.