Экспортный маркетинг во время войны: 5 советов от экспертки
30 Ноя 2022, 14:33

Экспортный маркетинг во время войны: 5 советов от экспертки

То, что нас не ломает, делает сильнее. Экономика Украины сегодня переживает сверхсложный период, однако отдельные компании и бизнесы не просто продолжают работать, они открывают для себя новые рынки, а некоторые делают это впервые.

По сравнению с 2021 годом общий объем экспорта упал почти на 30%. Но сектора адаптируются и находят разные пути выхода из сырьевого и логистического кризиса.

Малый и средний бизнес показывает четкую тенденцию: намерение выйти на международную арену. Однако не все компании готовы к экспортным вызовам, не все знают, с чего начать экспортную деятельность. Самая распространенная ошибка здесь – поверхностное отношение к маркетингу или отсутствие его эффективной экспортной адаптации.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Под экспортным маркетингом обычно понимаем комплекс маркетинговых действий, направленных на исследование нового рынка, продвижение продукта или услуги и реализацию товаров за рубежом.

Бизнес-модель для экспорта, а значит, стратегии маркетинга и продаж могут значительно отличаться от тех, к которым вы привыкли в Украине. Вот реальный кейс украинского бренда одежды, который давно и успешно продается только через веб-сайт. Для экспорта они избрали В2В продажи лишь части своего ассортимента. Ведь было решено, что сейчас нет смысла содержать дополнительные склады и иностранный колл-центр. Подход поменялся.

Критерии выбора страны у вас должны быть своими — не копируйте чужое.

Тем, кто хочет выходить на экспорт, советую: здраво оценить свой продукт или сервис, целевую аудиторию и потенциальные рынки. Критерии выбора страны у вас должны быть своими — не копируйте чужое. Ваш бизнес и ситуация — уникальны.

Итак, пункт номер 0 = входной билет на экспорт.

Изучите торговые барьеры и ограничения, стоимость логистики и растаможки. Поймите, есть ли финансовый смысл в вашей бизнес-модели. Вы должны быть готовы: либо изменить упаковку, либо сертифицировать производство, либо изменить состав продукта, либо искать дополнительное финансирование, либо (что тоже бывает) — всего этого вместе. При этом первые поставки, скорее всего, будут небольшими, а «домашнюю работу» сделать придется.

Помните: в новой стране вы начинаете с нуля. И первое, что вспоминает потенциальный покупатель сегодня, — это война.

Поэтому общий совет следующий:

Заказчик должен понять, что ваши поставки надежны. Если производство вдали от линии фронта, акцентируйте на этом внимание.  

Украину поддерживают, но покупатель за границей должен быть уверен, что он точно и вовремя получит товар или услугу. Боевые действия и прилеты пугают заказчиков. Далеко не все в мире понимают, что Украина —большая страна, и линия фронта может находиться от вашего производства на расстоянии сотен километров. То, что очевидно вам, не так ясно заказчику из условной Испании. Поэтому ваша задача говорить об этом всюду: в своих презентациях, на сайте, в соцсетях и с глазу на глаз: «Вот моя фабрика в Тернополе, а вот линия фронта. Это далеко». Сделайте инфографику и обязательно пишите в имейле – некоторые почтовые серверы не открывают картинки.

Говорите, что вы запаслись генераторами или солнечными панелями, что команда доступна 24/7 из разных локаций. Покажите свои безопасные склады-бомбоубежища.

Исследуйте потенциальные рынки.

Не пренебрегайте рыночной разведкой. Это может быть минимальное онлайн-исследование из открытых источников, опрос «местных наших» или изучение сайтов выставок.

Важно все: от экономического развития страны и покупательской способности населения до актуального уровня конкуренции и насыщенности рынка аналогичной продукцией.

В исследовании требуется и специфика культуры потребления. Пример клиентского опыта: в Украине блюда быстрого приготовления чаще всего продаются порционно на одного человека. Между тем, во многих странах Европы один пакетик супа содержит 3-4 порции. И растворяется не стаканом воды, а литром воды в кастрюле. Эту информацию можно найти прямо на Amazon.

Откуда еще брать информацию? Открытые отчеты Международного торгового центра (International Trade Center), сайты аналитических компаний, даже обычная прогулка в местный магазин принесет инсайты.

К примеру, в Польше существуют оптовые магазины и рынки, где можно приобрести товар, которого нет в интернете — и узнаешь об этом на месте или через знакомых.

Помните, что сейчас за границей много украинцев. И кто-то знакомый обязательно согласится зайти в Lidl, чтобы сфотографировать полку.

Обязательно зарегистрируйте свою компанию и СЕО в LinkedIn.

LinkedIn — это крупнейшая в мире онлайн-сеть профессиональных контактов. Он может стать источником лидов и клиентов. Если вы завязали контакт через имейл, то у вас почти полностью спросят профиль в LinkedIn.
Люди все еще покупают у людей. Поэтому если вас интересует недорогой способ строительства имиджа для зарубежной аудитории — начните отсюда.

Мы выбираем продвигать страницу компании, СЕО и менеджеров по продажам.

Создавайте свой уникальный digital след в стране, куда планируете экспортировать.

Проверяем. Если человек ищет информацию о вас в интернете на английском языке, то что он находит? А на языке своей страны?

LinkedIn — это лишь капля в цифровом море, поэтому начинаем с сайта, даже с одной страницы. Минимальный набор языков — английский и местный.

А теперь смотрим на специфику бизнеса и страны и выбираем свое: регистрируемся на В2В платформах, маркетплейсах, посещаем онлайн В2В метчинг-мероприятия, общаемся через посольства, торгово-промышленные палаты, кластеры, ассоциации и союзы.

Сюда же сайты поставщиков отдельных сфер, «желтые страницы», социальные сети — для каждой страны и индустрии свой набор инструментов. Большинство из них условно бесплатны. Если понимаете, куда и как, то прибавляем выставки, конгрессы и СМИ.

Здесь важно не допускать языковых и межкультурных ошибок. Заботьтесь о корректном переводе, использовании идиом и учитывайте традиции и менталитет потенциальных покупателей.

Пример: производитель оборудования для салонов красоты активно продает свой товар небольшими партиями через украинских мастериц, которые сейчас за границей. И делают они это благодаря местным группам в Telegram. А вот для В2В дистрибьюторов есть лендинги, презентации и ценовые предложения.

Будьте настойчивыми.

В августе клиент сказал мне: «Так хочется найти магическую пилюлю, чтобы выстроить экспорт одним махом! Не подскажете, а?»

Верить в чудеса — это только один пункт стратегии, но начинаем мы всегда с базовых вещей. Системно и настойчиво: подготовили продукт, провели короткую разведку, создали гипотезу — сразу тестируем. Получили обратную связь, дорабатываем.

Не существует темы письма, которая бы обеспечила продажи из одного сообщения.

Не существует темы письма, которая бы обеспечила продажи из одного сообщения. И ответное молчание вы получите чаще согласия. Система, настойчивость и аналитика пригодятся вам.

Пример. Производитель свадебных платьев пришел с запросом: «Нужен рынок США, все штаты». Когда же углубились, поняли, что для их объемов производства эффективнее сейчас выстроить системную работу с одним сегментом уже существующих клиентов. А именно — с сообществом украинцев в Северной Америке, объединенных вокруг церкви. Даже с доставкой через океан наши платья оказались более выгодным решением для таких семей: модно, качественно и доступно. В других сегментах, конечно, будем строить совсем другую бизнес-модель.

Это было всего 5 кратких советов по экспортному маркетингу. Включайте здравый смысл на пару с настойчивостью — и вперед!

Расскажите друзьям про новость