К общему шоку долгожданный «Джокер: Безумие на двоих» провалился с треском. Однако первый фильм стал самым кассовым фильмом с рейтингом «R» всех времен и завоевав 11 номинаций на «Оскар», две из которых он выиграл (в частности, за лучшую мужскую роль для Хоакина Феникса). Хотя режиссер Тодд Филлипс регулярно говорил об оригинальном «Джокере» как о единственном и неповторимом, его беспрецедентный успех означал, что продолжение истории неизбежно.
Но то, что звучало как несомненный хит, доказало совершенно противоположное. Сейчас фильм имеет 33% одобрения критиков на Rotten Tomatoes, столько же негативных оценок от пользователей, рейтинг «D» на CinemaScore (самый низкий в истории для фильмов по комиксам), а также меньшие сборы за первый уикенд, чем у «Морбиуса». Практически никто не остался доволен «Безумием на двоих», и трудно определить единственный фактор, который вызвал его провал.
На первый взгляд самым очевидным объяснением является изменение жанра: «Джокер: Безумие на двоих» — это мюзикл, а это уже поляризирующее решение. Однако более выразительным фактором, который, возможно, утопил фильм, является то, что студия почти полностью скрыла музыкальные аспекты от рекламы.
Почему фильмы скрывают, что они мюзиклы?
Если быть до конца честным по поводу фильма «Джокер: Безумие на двоих» — это далеко не первый фильм, который пытается скрыть, что он мюзикл.
Несмотря на наплыв мюзиклов только за последний год, таких как «Вонка», «Цвет лиловый», «Желание» и переосмысление «Дрянных девчонок», они намеренно скрывали кадры, на которых актеры поют или танцуют. Даже в фильме «Злая: Часть первая», адаптированном по мотивам одного из самых популярных бродвейских мюзиклов всех времен, хотя в трейлере и звучит культовая песня «Defying Gravity», актеры, похоже, скрывают, что на самом деле поют ее на экране.
В киноиндустрии многие считают, что маркетинг фильма именно как мюзикла подобен смертному приговору для кассовых сборов, поскольку руководители считают, что этот жанр имеет слишком много негативной стигматизации среди массовой аудитории. Это не совсем безосновательное утверждение, ведь в 2021 году и «На высоте мечты», и «Вестсайдская история», в трейлерах которых были заметны музыкальные номера, не добились желаемых результатов у зрителей. А всего за два года до этого печально известная экранизация «Кошек» оказалась исторической бомбой.
Но все еще существует множество контраргументов, что мюзикл — это не обязательно смертный приговор. За последнее десятилетие такие фильмы, как «Ла-Ла Ленд», «Моана» и «Величайший шоумен» стали неожиданными хитами, и ни один из этих фильмов не был разрекламирован ложно. Он также игнорирует несколько других важных факторов, а именно тот факт, что «На высоте мечты» и «Вестсайдская история» в целом имели слабые маркетинговые кампании, или что «Кошки» стали интернет-хитом за несколько месяцев до того, как потерпели крах.
Тем не менее, кажется, что это безосновательное предположение стало настоящим убеждением среди голливудских руководителей, если тот факт, что такой мюзикл, как «Злая: Часть первая», не рекламируется как таковой, является каким-либо свидетельством. И нигде эта маркетинговая стратегия, похоже, не дала такого плохого результата, как в случае с «Джокером-2».
Как утаивание факта о том, что «Джокер-2» является мюзиклом, утопило его
Несмотря на то, что «Джокер: Безумие на двоих» оказался музыкальным фильмом сразу после анонса (и это еще больше подчеркнул кастинг Lady Gaga на роль Харли Квинн), казалось, что маркетинг фильма с тех пор приложил все усилия, чтобы скрыть это от зрителей.
В трейлерах почти не было музыкальных номеров, кроме короткого отрывка с пением Хоакина Феникса. Еще больше сбивает с толку то, что во время премьеры фильма на Венецианском кинофестивале и режиссер Тодд Филлипс, и Lady Gaga настаивали на том, что их фильм не является мюзиклом.
Филлипс заявил: «Большинство музыки в фильме — это просто диалоги. Просто у Артура нет слов, чтобы сказать то, что он хочет сказать, поэтому он поет вместо них». Это сбивает с толку. Что такое мюзикл, как не способ разрешить персонажам выразить себя так, как не могут слова? Кроме того, критики и поклонники особенно критиковали то, насколько неуклюже интегрированы музыкальные номера в «Джокере-2», поскольку они приравниваются к случайно склеенным полетам фантазии в фильме, который в противном случае имеет основательную базу. Возможно, Филлипсу стоило бы просто снять полноценный мюзикл, а не пытаться сделать и то, и другое.
Но даже если бы Филлипс полностью посвятил себя этому, нашлась бы аудитория для мюзикла о Джокере? Оригинальный фильм приобрел несколько печально известную репутацию, поскольку зрители были обеспокоены тем, что фильм о психически больном одиночке, который выступает против системы, которая, по его мнению, его обидела, может показаться боевым кличем (важно отметить, что опасения относительно потенциального насилия во время показов не оправдались). Независимо от того, соответствует ли этот стереотип действительности, трудно представить, чтобы многие фанаты были столь же страстно увлечены музыкальным жанром.
Что еще более важно, изменение жанра просто казалось слишком неожиданным. Хорошо это или плохо, но «Джокер» был почти полностью приземленной криминальной драмой, которую рекламировали как фильм по комиксам, и явно черпал большее вдохновение из «Таксиста», чем с Джима Ли. Трудно вообразить, что убедило Филлипса и Феникса в том, что мюзикл будет логическим продолжением этой драмы. К тому же практически ничто в оригинальном фильме даже не намекает на это изменение направления, что привело к тому, что фильм почти не имел шансов на успех как сиквел «Джокера» или как мюзикл.
«Джокер-2» оставил зрителей с ощущением обмана
Как уже упоминалось ранее, понятно, что крупные студии считают, что маркетинг мюзикла как мюзикла — слишком большой риск для широкой аудитории (что вызывает вопрос, почему они вообще работают в этом жанре). Но если зрительские симпатии к «Джокеру-2» являются хоть каким-то свидетельством, то, похоже, на самом деле все наоборот.
Музыкальное продолжение «Джокера» всегда было бы трудно продать поклонникам оригинала, учитывая, насколько ниоткуда оно появилось, даже в теории. Однако Тодд Филлипс и Warner Bros. все равно как-то прорекламировали его худшим способом.
Если бы они рекламировали фильм как надлежащий жанр, это могло бы оттолкнуть некоторых зрителей, но это кажется гораздо более предпочтительным вариантом, чем то, что они сделали, что оставило у зрителей ощущение обмана и способствовало очень плохому сарафанному радио.