Дешевый креатив и сексизм: ТОП-5 рекламных факапов 2019 года
27 Дек 2019, 09:00
PR

Дешевый креатив и сексизм: ТОП-5 рекламных факапов 2019 года

Обзор провальных рекламных кампаний уходящего года

Уходящий год был богат не только на новые тренды, возрастающую популярность видеомаркетинга и бум аналитики. С завидным постоянством социальные сети взрывались скандалами в самых разных плоскостях: от технологий будущего до сети ресторанов быстрого питания, от технических неудач до «тонких материй» в виде несоответствия гендерным критериям или общепринятым стандартам красоты.

Платформа нативной рекламы PRNEWS.io подготовила ТОП-5 самых провальных рекламных кампаний, которые вызвали шквал эмоций у аудитории и породили кучу мемов – с сомнительным успехом на выходе.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Известную поговорку «написанное пером не вырубишь топором» в преддверии 2020 года мы слегка аппгрейдили и получили следующее: выложенное однажды в сеть будет жить в сети вечно.

Советуем каждому пиарщику держать эту фразу в поле своего зрения, и не повторять ошибок коллег по цеху, которые имели отношение к созданию рекламных кампаний и презентаций, опубликованных в рейтинге «ТОП-5 рекламных факапов 2019 года».                

Снаряд не попадает в одну и ту же воронку дважды

Попадает. Своими глазами видели, когда готовили материал для рейтинга. Поэтому почетное первое место с чистым сердцем отдали инженеру будущего, предпринимателю-мессии, межгалактическому фантазеру и (по мнению некоторых) шарлатану Илону Маску.

Это стало возможным благодаря презентации самого футуристического, технологичного, крепкого, надежного бронированного автомобиля «Tesla Cybertruck», состоявшейся 21 ноября. Все шло отлично до того момента, пока непробиваемое стекло автомобиля не разбилось на глазах у изумленной публики. Сначала один раз, а потом –  и второй. Илон попытался изящно выйти из ситуации и отшутился со свойственным ему чувством юмора – «Наверное, слишком сильно ударил» – и пообещал устранить все недоработки. 

Рынок шутку не оценил, отреагировав падением стоимости акций «Tesla Inc», а социальные сети взорвались сотнями мемов на тему очередного детища «американского Остапа Бендера».

Тем не менее, на официальном сайте Tesla действует предзаказ на покупку футуристического автомобиля, а взнос предзаказа умиляет своей скромностью – всего 100 долларов США.  

 

Самый громкий рекламный провал «Reebok» в истории компании

В феврале 2019 года случилось то, что здорово встряхнуло уже приевшуюся своей  традиционной маркетинговой политикой компанию Reebok – этот кейс занимает почетное второе место в нашем рейтинге. 

В один далеко не прекрасный день российское представительство «Reebok» опубликовало в Instagram серию рекламных плакатов с участием чемпионки Европы по спортивной борьбе Анжелики Пиляевой, бойца ММА Юстыны Грачык и создательницы Telegram-канала «Женская власть» Залины Маршенкуловой. Фотографии девушек-спортсменок сопровождались весьма нетривиальными слоганами: «прикрыла соски, чтобы вы не порезались», «пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо» и «когда говорят «носить на руках», представляю, как меня носят в гробу». 

Реклама вызвала настолько неоднозначную реакцию в соцсетях, что через несколько часов изображения удалили. Несмотря на это, они мгновенно стали поводом для многочисленных пародий, шуток и мемов – общественность настолько вошла в раж, что свои варианты начали публиковать даже сторонние бренды.

Ведущий специалист по маркетингу компании «Reebok» и по совместительству инициатор скандальной рекламной кампании Александр Голофаст незамедлительно освободил занимаемую должность. Несмотря на это, рекламной кампании удалось привлечь к себе внимание аудитории, но не совсем той тональности, к которой стремилась креативная группа. В итоге, реклама подверглась жесткой критике, а в сети начался массовый отказ от продукции бренда.

Патриархат, безвкусица и сексизм обошлись фитнес-стартапу в 1,6 млрд долларов США

Казалось бы, ничего неприличного и откровенно провального в рекламе велотренажера «Peloton» на первый взгляд не было. Не было — и на второй. По крайней мере, мы честно искали, но так и не нашли вопиющей ошибки, которая привела бренд к колоссальным  финансовым потерям. Поэтому списали все на чуждый нам менталитет и честно присудили третье место рейтинга.  

Тридцатисекундный ролик «The Gift That Gives Back» («Подарок с отдачей») набрал более 4 млн. просмотров на YouTube. Правда, есть одно «но»: дизлайков у него было в два раза больше, чем лайков. За неделю капитализация компании упала на 15%, в результате чего она подешевела, ни много ни мало, на 1,6 млрд. долларов США.

Волну беспощадной критики и возмущения в социальных сетях вызвал, казалось бы, незамысловатый сюжет ролика – любящий супруг дарит жене тренажер. Та в течение года снимает свои тренировки и увлажнившийся от благодарности взгляд, чтобы показать их мужу и похвастаться результатами.

Реакция в соцсетях показала: бренд крайне плохо знает свою аудиторию, а выбранный месседж ни разу не откликнулся женщинам. Соответствовать чьим-то представлениям о красоте, подгонять под себя под стандарты, да еще и благодарить за это сегодня представительницам слабого пола кажется оскорбительным.

Сам производитель дорогостоящих велотренажеров и беговых дорожек заявил, что зрители просто неверно интерпретировали рекламу. Ни публичных извинений, ни обещаний исправить ситуацию представители компании пока не озвучили, хотя подобные решения давно стали нормой для брендов в ситуации репутационного кризиса. Наверное, ждут дальнейшего падения капитализации.

 

Промахнулся с размером: «Тануки» посмеялся над людьми с избыточным весом

Не успел отгреметь скандал с Reebok, как отличились рестораторы, которым мы отдали заслуженное четвертое место рейтинга.

Ко Дню святого Валентина московская сеть ресторанов суши «Тануки» выпустила рекламу с моделями разной комплекции. На снимке изображены две девушки: та, что справа, похожая на модель плюс-сайз, накануне якобы ужинала в пиццерии, а стройная барышня в облегающем платье съела ужин в «Тануки».

Пиарщики в своем стремлении как можно фактурнее изобразить любительницу фастфуда не только перестарались с креативом, но и крепко недоглядели при выборе модели. Полной девушкой оказалась польская модель Александра Михалак — активистка бодипозитива, участница реалити-шоу, страдающая поликистозом яичников.

Тысячи людей стали открыто призывать бойкотировать сеть ресторанов японской кухни за пренебрежение к людям с избыточным весом. «Тануки», правда, публично извинился и удалил рекламу со своих официальных аккаунтов в соцсетях — тем не менее, скандал еще долго набирал обороты. 

Дешевая еда, дешевый креатив — Burger King снова отличился

Скандалами, связанными с рекламными кампаниями Burger King, трудно кого-либо удивить. Не мудрствуя лукаво, ресторан быстрого питания обратился к привычному креативу – и замыкает ТОП-5 рекламных факапов уходящего года по версии PRNEWS.io. Может быть, в 2020-м им повезет немного больше?

В мае этого года Burger King осуществил еmail-рассылку следующего содержания: «Коля из Бургер Кинга раздаст по Е-баллам за кофе». Один из подписчиков оскорбился, мол, нет у него никакого Е-балла и, тем более, он не хочет по нему получать. Управление федеральной антимонопольной службы Челябинской области поддержало обиженного  гражданина – и выписало штраф.

Доводы ООО «Бургер рус» о том, что в письме речь шла всего лишь о начислении электронных баллов за покупки, не удовлетворили УФАС. Антимонопольщики признали, что «употребление в рекламе буквы «Е» в совокупности со словом «баллы» в дательном падеже может создавать у потребителей ассоциации со словосочетанием, относящимся к ненормативной лексике. Как говорится, не учли особенности родного языка и дерзнули не в ту сторону.

Расскажите друзьям про новость