«Чтоб что?»: как измерять влияние коммуникации на бизнес
07 Июл 2022, 14:33
PR

«Чтоб что?»: как измерять влияние коммуникации на бизнес

Наверняка каждый из нас хоть раз объяснял, зачем инвестировать средства, время и другие ресурсы в коммуникации. Это неудивительно, ведь бизнес, как правило, мыслит категориями возврата инвестиций, целесообразности вложения средств и усилий. Именно поэтому лучший аргумент — показать влияние коммуникации на достижение бизнес-задач, а это еще та задача для нас.

По данным State of PR від Muck Rack, измерение влияния на бизнес входит в топ-3 самых больших вызовов пиарщиков (после внимания журналистов и ограничений в бюджете). Делимся коротким гайдом, как отслеживать эффективность и влияние на бизнес с помощью встроенного фреймворка оценки коммуникаций от AMEC.

Дисклеймер. Интегрированный фреймворк оценивания коммуникаций от AMEC – это индустриальный стандарт. Его суть — оценивать эффективность коммуникаций по всем онлайн- и офлайн-каналам, измерять влияние коммуникаций не только на целевую аудиторию, но и на общество и бизнес в целом. И, конечно, показать, как коммуникации способствовали достижению бизнес-целей. Теоретическая основа фреймворка — это Барселонские принципы.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Итак, переходим к гайду.

Начинайте с вопроса «Как мы можем помочь бизнесу?».

Измерение эффективности начинается с четкого понимания бизнес-задач и восстановления от них коммуникационных целей. Согласитесь, когда дело дойдет до результатов, понять, достигли ли вы цели «сформулировать бренд работодателя» или «повысить на 20% среди ЦА знания о компании как работодателя-партнера Google» во втором случае гораздо легче.

Поэтому следует ставить цели по принципу SMART, то есть они должны быть измеряемыми, ограниченными по времени, достижимыми и реалистичными. Например, бизнес задача — нанять 30 разработчиков (middle и senior, пишущих на React, Angular) к осени 2022 года — вполне понятна цель. От нее вы можете строить такие же четкие коммуникационные цели. Например, повысить уровень знания, изменить отношение или подтолкнуть к определенным действиям вашу ЦА (на определенный % за определенный промежуток времени).

Оцените ресурсы (inputs) и спросите «чтобы».

На этапе стратегии и планирования вы должны собрать аналитику о целевой аудитории, рынке и конкурентах. Также определить, какие у вас ресурсы — бюджет, время, людей. После этого строите стратегию, план и определяете KPI.

Важно все активности разделить по каналам PESO (платные, заработанные, собственные и социальные). Так вам потом будет легче понять, какой канал сработал лучше, где нужно усилиться и, конечно, потом легче измерить результат.

Часто мы получаем бриф — «хочу в Forbes или Vogue». Но когда вы планируете активности, используйте подход Тараса Чмута (Председатель фонда «Повернись живим» — Прим.ред.) и спрашивайте себя и коллег «Чтоб что?».

После реализации мы все выдыхаем и производим первый срез (Outputs).

На этом этапе вы производите мониторинг по всем каналам PESO. Выходы в медиа, ТВ, социальных сетях. Смотрите, сколько людей пришло на ваше мероприятие, анализируете статистику сайта и прочее, в зависимости от ваших активностей.

Многие коммуникационщики сосредотачиваются на этом этапе и меряют успех количеством выходов в СМИ, но выходы — это инструменты общения с вашей аудиторией, которые мало говорят об эффективности и достижении конечной цели.

Пример распределения активностей и метрик по модели PESO

«Поднимаемся» на ступень глубже и смотрим на реакцию (Out-Takes).

Здесь важно понять, что целевая аудитория вынесла и ясна в результате ваших действий. Вы измеряете внимание и интерес — количество репостов, просмотров, повторных просмотров. Смотрите на понимание — какие есть комментарии, их содержание, есть ли у них ваши ключевые сообщения. Сделал ли человек подпись во время репоста и о чем он. Обращаются ли к вам с запросами в социальных сетях. Можно получить 100 публикаций в лучших медиа, но если ваша ЦА не поймет того, что вы хотели сказать, — зачем это все?

Изменили ли вы что-нибудь? (Outcomes).

Только на этом этапе вы сможете ответить, достигли ли вы коммуникационных целей — изменили ли отношение, осведомленность или стимулировали к определенному действию? Это можно измерить как социологическими изысканиями, так и собственными инструментами. Например, проверить количество лидов, отзывов на вакансию, посмотреть, что потенциальные кандидаты знают о компании, транслируют ли ключевые сообщения, количество рекомендаций кандидатов. Если мы говорим о целях принятия определенного законопроекта, это может быть количество подписей петиции, обращений к депутатам.

Это помогло бизнесу ожидаемым способом? (Organizational impact).

На этом этапе мы уже можем ответить, поспособствовали ли коммуникации достижению бизнес-целей компании. Наняли ли мы 30 разработчиков (как они пришли, увидели о нас), был ли подписан закон, закрыты ли цели по фандрейзингу и т.д.

Конечно, коммуникации — это только один из комплексов мер по достижению бизнес-целей, действующих в связи с другими отделами. Именно поэтому с последним шагом тяжелее всего, и он нуждается в данных других отделов. Например, иметь гугл-аналитику с переходом из статей, фейсбука и других источников на ваш сайт, аналитику от HR-интервью. Действительно, это требует больше времени на аналитику, ресурс различных отделов, но если так вы правильно инвестируете время, средства, коммуницируете эффективно и помогаете реализации бизнес-задач, разве оно того не стоит?

Кавер: Unspalsh

Расскажите друзьям про новость