Какие инновации вы ввели у себя в бизнесе, которые помогают «застраховаться от «подрывов» технологиями и конкурентами»?
Весь 2018 год у нас был годом экспериментов: мы обновляли бизнес-модель Skykillers, искали новые продукты для клиентов, ориентируясь на задачи и проблематику, которая однозначно изменилась у всех наших клиентов. Внутри мы отказались от департаментов направлений (креатив, дизайн, UX, медиа и т.д.) и перешли на работу в командах. Также мы продолжили работу над проектами в области создания новых цифровых направлений бизнеса (закончили стратегию и концепцию маркетплейса для банка и онлайн-сервис для газовой компании).
Мы все еще фокусируемся на решениях в области digital, и сейчас Skykillers — это агентство цифровых решений. На текущем этапе мы выделяем три основных продукта, которые реализовываем для наших клиентов: стратегия (цифровая, брендинговая, UX), креативные сервисы и создание новых digital-продуктов и сервисов. Простыми словами — мы объединяем стратегию, творчество и технологии в единую канву. Это и есть наша ДНК компании. Наше портфолио клиентов состоит из международных компаний и локальных, преимущественно среднего бизнеса.
В этом же интервью вы говорили «До 2013–2014 года наш цифровый рынок сервисов в Украине развивался хаотично, как со стороны агентств, так и клиентов». Как вы оцениваете ситуацию на украинском рынке диджитала сейчас? Как он изменился?
Мы исходим от клиента и его нерешенных задач. Запрос на цифровые сервисы есть и достаточно большой. Безусловно, быть не в «диджитал» уже невозможно. Специализация на рынке агентств все еще прослеживается. Я бы выделил одну и достаточно хорошую закономерность — это рост ценности интеллектуальных услуг.
А что касается рынка маркетинговых услуг в целом — какие изменения можете выделить и что стало причиной этим изменениям?
Цифра и технологии достаточно сильно повлияли и влияют на этот рынок. Я бы выделил три ключевые изменения.
C точки зрения медиасервисов — наблюдается тенденция в сторону автоматизации закупок (например, programmatic) и все более сильное влияние и роль блогеров и влогеров как лидеров мнений.
Второе — это появление отдельных или узкоспециализированных агентств в области UX-дизайна, сервисного дизайна или расширения этой экспертизы у текущих игроков рынка.
И третье — многие клиенты нашли возможность реализации экспертизы у себя внутри за счет найма и интеграции диджитал-специалистов.
Как изменился клиент за это время?
Мы начали работать не только с представителями маркетинг-команд, а и с другими бизнес-подразделениями в компаниях, с СЕО. Первые лица компаний уже являются основными заказчиками новых цифровых продуктов и сервисов. Изменился потребитель и меняется наш клиент. Стратегии, которые мы реализовывали ранее и достаточно успешные и эффективные, перестают работать, и это требует поиска новых решений, где-то учиться и перенимать опыт успешных продуктовых компаний.
А потребитель?
Для потребителя цифра уже является обычной и естественной средой. Кардинально изменился молодой потребитель, который, скорее, ненавидит рекламу, достаточно продвинут в использовании технологий. Это большой вызов для нас, как находить эту аудиторию и работать с ней. Или создавать новые продукты для нее.
Как эти все изменения отразились на деятельности вашего агентства?
Два года назад я отошел от позиции операционного управления, но сейчас снова вернулся на эту роль. Это позволило мне снова хорошо понять задачи клиентов, рынок. Мой основной челендж сейчас — максимально раскрыть потенциал и таланты команды.
Дарья Шигаева отвечает за блок по цифровой стратегии и аналитике. Позицию креативного директора мы уже закрыли, скоро поделимся новостями.
Каковы главные вызовы-2020 вы видите для рынка в целом и вашей компании в частности?
Часть традиционных сервисов агентств может быть автоматизирована, и с точки зрения агентской бизнес-модели потребуется поиск новых точек для роста. Усиливается нехватка кадров, теперь мы конкурируем за таланты не только с IT в широком смысле, а и за таланты ребят из продуктовых компаний.