Роб, вы один из первых инвесторов, кто обратил внимание на украинский рекламный бизнес. Оправдываются ли ваши ожидания: как плохие, так и хорошие?
До сих пор оправдались только хорошие. Мне нравится работать с талантливой, полной энтузиазма командой razom. За время визита у меня был позитивный опыт общения с каждым из ее состава.
Что для вас как инвестора означает понятие прозрачности в бизнесе и является ли эта ценность для вас приоритетной в работе с компаниями?
Да, конечно! Прозрачность для меня – это справедливое отношение к клиентам и поставщикам, а также более открытый бизнес. Это далеко не легкий выбор и не так просто, как может показаться. Вести переговоры все еще трудно. И все же в стремлении получить лучшие предложения для клиента и заработок для компании рынок не должен забывать ставить прозрачность в приоритет.
Выбирая бизнес для инвестиций, на что вы делаете ставку в первую очередь и почему?
В первую очередь я делаю ставку на команду. Потом, конечно, на возможности бизнеса и обстановку в стране. Если команда талантливая и лидерская, она действительно делает компанию успешной.
Команда, безусловно, важна, но она нуждается в надежном руководстве. Какие качества, по-вашему, необходимы лидеру команды?
Во-первых, это честность и добросовестность. Во-вторых, умение вдохновлять других. В-третьих, быть отличным коммуникатором, страстным и самоотверженным руководителем. В-четвертых, уметь принимать решения и делегировать полномочия. И последнее, но не в последнюю очередь, быть ответственным и нести ответственность за команду и ее результат.
Почему «технологичность» так важна для коммуникационного рынка?
Использование технологий важно для наших клиентов и внутренней системы компании. Так мы помогаем нашим рынкам развиваться. Ключевые технологии, которые следует применять уже сегодня, – это все, что касается таргетинга, прозрачности, AI и data. Я знаю, что в ряде последних сетевых тендеров команда razom communications уже предложила клиентам инновационные для украинского рынка решения по аналитике, сегментированию и AI.
Планируете ли вы заключить стратегическое партнерство с одним из игроков украинского рекламного рынка, которое предоставляет конкурентное преимущество и увеличение масштабов razom. Можете назвать, кто он и какую нишу представляет?
Да, я думаю над вариантами, в частности в области цифровых технологий, где есть небольшие и очень проворные операторы, находящиеся в авангарде технологического прогресса. Заключив с ними партнерство, мы сможем предложить клиентам razom новые интересные продукты и услуги. Подробности вы услышите в ближайшее время. Я вас уверяю.
Вы верите в то, что ошибки компании способствуют ее росту, а не упадку?
Да, я твердо в это верю. В Силиконовой долине есть фраза, которая мне очень нравится: «Fail fast and learn», что означает – учись быстро. Сама по себе неудача имеет свою цену. Но людям важно разрешать экспериментировать, быть творческими, особенно в рекламе. От провала никто не застрахован. Главное – быстро учиться на ошибках, извлекать из них опыт и использовать его, как основу для будущих достижений. Это важно для развития бизнеса, и я рад, что команда razom communications открыто об этом говорит на своем YouTube-канале.
На что еще, с вашей точки зрения, следует обратить внимание коммуникационным компаниям в Украине, чтобы стать привлекательнее для британских инвесторов?
Это сугубо индивидуально для каждой компании. Что касается команды razom, то предлагаю ей продолжать делать то, что делается: драйвить и развивать рынок, внедрять инновации, трансформировать бизнес-процессы и корпоративную культуру. Я ценю активную публичную позицию команды, особенно по вопросам прозрачности, развития рынка, изменения отношения к ошибкам. razom ориентирован на результат и прозрачный способ работы с клиентами, а предлагаемые технологические решения абсолютно конкурентные для европейского рынка.
Если бы вам предложили рассказать о razom за пределами Украины, чтобы привлечь внимание сетевых и локальных брендов, о каких сильных сторонах холдинга вы бы говорили?
Отвечаю, не задумываясь: в razom работает невероятно талантливая группа лидеров, которые собрали превосходные команды в медиа- и креативных агентствах. Они молодые, опытные, эффективные, ориентированные на клиентов и отличный результат. Это новое поколение экспертов-практиков, в которых так нуждается индустрия.
Спасибо за разговор, Роб. Последний вопрос: когда вы приедете в Украину в следующий раз?
Очень скоро – в июле. Лето давно перестало быть low season. Я люблю Киев и его культуру, украинское гостеприимство и национальную кухню. Вынужден признать, она у вас и вправду очень вкусная.