24 Апр 2023, 11:49

Анастасия Штейнгауз, Starlight Doc: «Интеграция бренда в документальный фильм — одна из самых нативных»

Во время полномасштабной войны медиагруппа Starlight Media создала новое направление работы с документальным контентом — Starlight Doc — как реакцию на глобальный запрос на документальный контент о трагических событиях в Украине. Анастасия Штейнгауз, исполнительный директор телеканала ICTV, руководительница направления Starlight Doc, поделилась с MMR деталями работы направления, рассказала о сотрудничестве с международными медиаигроками, механике привлечения спонсоров и лучших мировых практиках.

Starlight Doc — как возникло направление, сколько людей сейчас в вашей команде, как налажена работа?

С началом полномасштабной войны мы стали искать новые контентные решения — актуальные, способные передать силу украинской реальности и защищающих ее людей. Мы уверены, что историю нашей страны, ее героев и героинь должны рассказывать национальные творческие команды. Хотя документальная экспертиза никогда раньше не была для нас профильной, наши креаторы и креаторки очень быстро овладели этим жанром. Эта война — война каждого из нас, и мы видим, насколько важно для наших людей рассказывать правду о ней миру. Те, кто год назад снимал самые популярные развлекательные и романтические шоу, теперь со всей эмоциональной отдачей и профессиональным талантом создают документальные фильмы о самых сложных темах и истории нашей борьбы.

Сейчас Starlight Doc объединяет круг из 10 продюсеров, которые вместе создают идеи и запускают разработку документальных проектов. Три продюсера занимаются централизованным продюсированием и в группе занимаются непосредственно этим направлением. Производим фильмы мы мощностями нашего Starlight Production или при необходимости — с привлечением аутсорс команд.

Хотя документальная экспертиза никогда раньше не была для нас профильной, наши креаторы и креаторки очень быстро овладели этим жанром.
Анастасия Штейнгауз
исполнительный директор телеканала ICTV, руководитель направления Starlight Doc

На каких условиях вы планируете сотрудничать со стриминговыми платформами и другими мировыми медиаигроками? Сложно ли договариваться о партнерстве?

Документальный контент, как и развлекательный, имеет свои рынки и спрос. Мы уже находимся в партнерстве с британским и американским дистрибьюторами, есть опыт кооперации с французским продакшном. Недавно прошла MIPTV (международная выставка телевизионного и мультимедийного контента — Прим.ред.), поэтому надеемся, что Канны в этом году принесут и нам новые партнерства и возможности.

В Украине наши фильмы выходят в эфир топовых общенациональных телеканалов и размещаются на нашем YouTube (где количество подписчиков наших телеканалов от 3,8 до 5,2 миллиона на каждом).

Когда-то один успешный американский документальный продюсер рассказывал мне: даже если бы у него был эксклюзив с Иисусом Христом и он принес бы идею такого докфильма на платформу, не исключено, что 9 из 10 ответили бы, что сейчас у них нет религии в фокусе и сказали бы «покажите, что у вас есть о котиках». Но некоторый спрос со стороны украинских ОТТ-платформ мы тоже наблюдаем. Поэтому увидим, может ли эта заинтересованность стать основой для более системного сотрудничества.

Когда-то один успешный американский документальный продюсер рассказывал мне: даже если бы у него был эксклюзив с Иисусом Христом и он принес бы идею такого докфильма на платформу, не исключено, что 9 из 10 ответили бы, что сейчас у них нет религии в фокусе и сказали бы «покажите, что у вас есть о котиках».
Анастасия Штейнгауз
исполнительный директор телеканала ICTV, руководитель направления Starlight Doc

Как привлекаете спонсоров фильмов — в частности, ваш первый документальный фильм «Когда жизнь сильнее» о рожавших в плену женщинах, созданных при поддержке UNFPA и министерств иностранных дел Дании и Кореи. 

Наш первый фильм «Коли життя сильніше» вышел при поддержке Фонда ООН в области народонаселения (UNFPA). Это наш крупный партнер по теме гендерного равенства и поддержки материнства и отцовства. У нас был опыт сотрудничества с ними раньше, но в других формах. Когда же в этом году мы показали им первый тизер и презентовали идею фильма — UNFPA как организация, которая делает очень многое для поддержки медицинского обеспечения и поддержки рожениц и новорожденных в Украине, сразу отозвалась. Мы очень благодарны UNFPA за эту поддержку и партнерство.

Недавно мы вместе создали также фильм, посвященный сервисам помощи пострадавшим от домашнего насилия «Поруш тишу». Он вышел в эфир телеканала СТБ в конце марта. Очень важна тема, и мы ценим возможность говорить о ней со зрителем в этом партнерстве с UNFPA.

Мы планируем еще несколько новых проектов с международными фондами. Темы этих продуктов разные, одна из них, например, — 20-летняя гибридная война и пропаганда Кремля в мире.

Благодаря такой поддержке и партнерствам в нашем портфеле разработок и/или на этапе производства сейчас находятся очень разные документальные фильмы: о рейв-культуре и волонтерстве во время войны, об изобретательности украинцев в быту и на фронте, фильм, посвященный военным фотографам, иностранному батальону. Есть в разработке и документальная работа о настоящих чудесах по спасению жизней и лечению военных травм, которые создает большая медицинская команда во Львове. Сейчас мы уверены — для наших ценностных проектов мы найдем партнеров, с которыми совпадем в темах неравнодушия и целях.

Продакт плейсмент в документальных фильмах, связанных с войной — как сделать так, чтобы бренд выглядел органично, был актуальным и не вызвал негативных реакций у зрителя? Как это было реализовано в «Коли життя сильніше»?

Конечно, интеграция в документальный фильм отличается от классического для развлекательных проектов подхода. И по теме и просто потому, что он показывает настоящую жизнь, вызовы войны и человеческих судеб, а не запланированные творческой командой испытания.

Но в этом есть дополнительная возможность для брендов. Мы видим, что компании сейчас инвестируют свои усилия в помощь армии, украинцам, пострадавшим в результате войны. И это тоже о реальности, о преодолении сложных общественных проблем. Бизнес становятся крупными волонтерами и адвокатами социальных, экологических тем. Большинство из них имеют четкие линии их корпоративной социальной ответственности, отражающиеся в их работе, благотворительности и социальных проектах. Поддержка и интеграция бренда в документальный фильм, посвященный теме и историям, связанным с проблематикой, помогающей решить бизнес, — одна из самых нативных. Это возможность сделать более глубокое высказывание о ценностях бренда и его вкладе в это время. Когда-то давно был очень классный пример такой короткой формы в Dove, например “Self-Esteem Project”. Этой осенью наш британский партнер получил запрос на поддержку кино о «еде на войне» от крупного международного FMCG бренда.

Второе, и не менее важное, фильм становится возможностью мощной адвокации социальной темы, важной для бизнеса. Это еще один инструмент самой социальной ответственности — сделать проблематику видимой для всей страны или проинформировать о том, как можно получить помощь/преодолеть вызов.

И при таком «мэтче» реальной социальной ответственности бизнеса и темы фильма все интеграции будут реальными, не будут вызывать ощущение неуместности. Так, в нашей совместной работе с UNFPA можно увидеть их машины мобильной медицинской помощи, врачей бригад, которые существуют благодаря их поддержке. Но это не спонсорское добавленное проявление, это реальность, которую мы видим, когда начинаем снимать истории женщин, рожающих на деоккупированных и наиболее пострадавших от войны территориях.

Документальное кино — это про подлинность и откровенность. Есть ли предел этой откровенности, за которую не перейдете, ваши личные границы — что показывать можно и нужно, а что уж too much?

Документальное кино, как и художественное, бывает авторским или фестивальным и жанровым (коммерческим). У каждого из этих жанров свои правила, инструменты и границы.

Когда мы говорим о создании проектов для широкого зрителя, как в нашем случае, конечно, есть ограничения. Как в части соблюдения норм, чтобы фильм мог выйти в праймовом, а не ночном слоте, так и в части заботы об эмоциональном состоянии зрителей. Мы выбираем такое цепное видение, которое цепляет, вызывает эмоцию, сопереживание, но не делает больно зрителю, не ухудшает его состояния и не заставляет переключить канал. Это характерно и для международного показа, но особенно для национального — мы понимаем, что для украинцев эти фильмы — отражение их болезненной реальности, пережитых травм и потерь. Это точно означает потребность в большей чувствительности.

При этом есть темы, которые можно рассказать с легкостью, рефлексировать определенные вещи с юмором и надеждой на титрах. Документальные фильмы, даже в нашем контексте, как и наша жизнь — не только о боли, но и о добрых делах, смелости, вере и любви.

Мы выбираем такое цепное видение, которое цепляет, вызывает эмоцию, сопереживание, но не делает больно зрителю, не ухудшает его состояния и не заставляет переключить канал.
Анастасия Штейнгауз
исполнительный директор телеканала ICTV, руководитель направления Starlight Doc

Как планируете делать промо ваших документальных фильмов, с помощью каких каналов коммуникации?

Один из наших трейлеров уже вошел в шорт-лист премии Promax Europe. Крутой трейлер, хорошая классическая коммуникация на телевидении и диджитал дальше работают и доказывают свою эффективность. Есть поддержка важных документальных работ нашими звездами группы, развитие партнерства с международными фондами, в том числе в части промо и совместных презентаций.

Параллельно с тем у нас на постпродакшне есть VR-кино, которое мы планируем показывать на фестивалях и разных ивентах. Использовать TikTok возможности также планируем в ближайшее время. В общем, в зависимости от фильма можно найти крутые нетипичные решения, но органические именно для темы и истории.

На какие мировые практики равняетесь при создании документальных фильмов сейчас? Ваш персональный топ документальных фильмов на военную тему.

Сейчас из моего личного топа немного отошли военные документальные фильмы. Мы видим сейчас определенное перенасыщение кадрами нашей войны, их много и в новостях. Платформы и вещатели интересуются больше историями людей, сообществ, триллерами или детективными историями этого времени, чем военным репортажем. Поэтому мы равняемся на фильмы, которые показывают мировые платформы, переносим их опыт на свои работы. Это путь обучения и поисков.

Из политически-военных циклов мне понравились: Once upon a time in Iraq, крутая работа для VR военной истории от NY Times The fight for Falluja, Ikarus о допинге в олимпийских сборных рф. О The Last Dance, думаю, все и так знают. В Украине очень сильно авторское документальное кино. Меня, например, поразил фильм Алисы Коваленко We will not fade away. Если бы я была брендом, который опекается молодежью и ее мечтами, то моей мечтой было бы стать рядом с этой работой.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео