14 Дек 2022, 18:02

Агентство vs фрилансеры: кто обеспечит бизнесу лучший результат

Если о тебе никто не знает, то неважно, насколько круты ты делаешь. Рано или поздно, каждый бизнес сталкивается с необходимостью заявить о себе миру. И тут возникает ключевой вопрос: кому доверить это дело — кому-то из своей команды, агентству или фрилансерам?

Узнали, что по этому поводу думают эксперты и собрали мнения украинских digital-специалистов и владельцев агентств. Раздалось немало аргументов «за» и «против» агентств и фриланса. Попытаемся облегчить выбор подрядчиков для бизнеса.

6 вопросов на старте

Алина Щербина
основательница и СЕО
PR-агентство «Великі історії»

Прежде чем искать подрядчика, который выполнит ту или иную задачу бизнеса, необходимо задать себе ряд важных вопросов:

  1. Цель. Какие задачи бизнеса нужно решить?
  2. Понятные KPI. Какие результаты бизнес планирует получить?
  3. Команда. Кто из существующей команды может несколько расширить спектр своей деятельности или выполнять дополнительные задачи? А кто будет контролировать постороннее агентство или фрилансер?
  4. Опыт на рынке. Кто из знакомых бизнесов уже решал подобные задачи? Как они решать их?
  5. Бюджет. Каков реальный бюджет и на сколько мы готовы его увеличить в случае возникновения дополнительных расходов?
  6. Сроки. Когда должна быть готова наша стратегия, наш сайт, рекламный креатив или ролик для ТВ?

После ответа на эти вопросы начинается следующая фаза — поиск людей, которые смогут выполнить задачу качественно, в четкие сроки и не за все деньги мира. Так что фриланс или агентство: взвешиваем все плюсы и минусы.

Не существует универсального солдата

Человеческий фактор — главный риск в работе с фрилансером, но он же и плюс.

Максим Качан
СЕО
Linecore

«Если вам нужно сделать лендинг на вчера, не каждое агентство на такое уйдет. А вот фрилансер будет более готов посидеть ночь и сделать задачу, которую агентство будет делать минимум неделю. Поэтому, если вы нашли фрилансера, у которого все хорошо с совестью, который держит сроки, делает качественно за устраивающий вас бюджет, берегите контакты этого фрилансера и никому их не давайте. Ибо ненароком завалят заказами и станет ему не до вас. Или еще, не дай Бог, агентство откроет :)».

Ольга Романенко
основательница
агентство Smart Monkey

«Фрилансер может стать внутренним Product Owner (Project Manager) и одновременно исполнителем, который гарантирует более индивидуальный подход к потребностям клиента и поиску решений. Но контроль — 80% успеха в работе с фрилансером».

Но такой человек-оркестр априори не может иметь одинаково сильной экспертизы в разных направлениях.

Максим Демиденко
сооснователь
веб-студия VVMD

«Фрилансеру приходится делать все самому, к тому же одновременно, и поэтому в некоторых ситуациях может страдать качество продукта или опыт клиента».

Виталий Винников
сооснователь
веб-студия VVMD

«Выбирая фрилансера, надо отдавать себе отчет, что если с этим человеком что-то произойдет — он что-то забудет, выгорит, решит бросить фриланс и поехать рисовать картины в Амстердаме или у него просто будет завал — то ваш проект окажется под угрозой. С фрилансерами клево работать, когда у вас есть экспертиза в этой нише, но вам нужны руки. Если у вас нет нужной экспертизы и вы хотите ее получить, в таком случае экономить на исполнителях себе дороже».

Дмитрий Танасов
сооснователь
DL agency

«Как правило, к нам приходят компании, которые уже минимум дважды делали сайты. Сначала заказывали что-то быстрое, простое, на шаблоне, часто у фрилансера, чтобы понять теорию своего бизнеса. Потом уже полноценный сайт в небольшой местной студии, или группы фрилансеров, потому что поняли, что бизнес растет и нужно делать полноценный сайт. А когда приходит время, бизнес уже понимает, что нужно подключать маркетинг, брендинг, SERM, продвижение, он находит нас. Надо помнить: нет универсального солдата, который готов сделать абсолютно все быстро, круто и дешево».

Больше людей — больше возможностей

В агентстве, как правило, нагрузка распределяется равномерно. И даже если один специалист по тем или иным причинам выпадет из рабочих процессов, ваш проект может подстраховать другой член команды.

Антон Перетяка
сооснователь Ukrainian Digital Community,
владелец агентства Social Expert

«На фрилансере вы сможете сэкономить пару сотен долларов, но рискуете сорвать сроки. Если вы средний или большой бизнес, вам, очевидно, кроме денег, еще и очень важна составляющая сроков и планирования, чтобы вы четко понимали дедлайн реализации проекта. В этом случае я бы 100% выбирал агентство. Если вы стартап или малый бизнес, которому нужно протестировать идею, то здесь может подойти как формат фрилансера, так и агентства. Можно найти агентство и попытаться замотивировать его, что у вас большие перспективы, маркетинговые бюджеты будут расти, и тогда агентство, возможно, согласится работать со скидкой».

Агентство также экономит ваше время, ведь вам не нужно держать на контроле выполнения работ.

Дмитрий Машталир
совладелец
агентство «Ціль»

«К нам обратился большой бизнес с запросом запустить онлайн-магазин под ключ. Мы сформировали список задач и вовлекаем его в этот процесс по несколько часов в месяц. Благодаря этому он экономит сотни часов своего времени. Кроме того, у нас большой нетворк. Неоднократно наши клиенты начинали работать друг с другом по дропшипингу или опту».

Репутация – превыше всего

Фрилансер может себе позволить просто скрыться с радаров. И максимум, что может сделать заказчик — предоставить отрицательный отклик его работе на бирже фриланса, который, кстати, можно скрыть. С агентством, как правило, рабочие отношения оформляются официально, и в случае чего оно несет репутационные риски, так что относится к сотрудничеству более ответственно.

Сергей Ануфриев
CEO
URich

«Однажды нанимали на субподряд фрилансера и он не смог разобраться с интеграцией, поэтому просто перестал выходить на связь — так мы потеряли два дня, пока пытались связаться с ним, и еще пять дней на поиск замены. С агентством подписывается контракт, имеющий юридические последствия в случае невыполнения обязанностей. Но контракты защищают не только клиента, но и агентство. Потому и уволить агентство не так легко».

Иногда при масштабировании крупные агенства ставят проекты на конвейер, от чего может страдать качество и теряться индивидуальный подход. Поэтому бизнесы все чаще выбирают небольшие бутиковые агентства, в которых работает до 20-50 человек.

София Рудь
CEO
The Unicorn Agency

«Мы зависим от качественного портфолио, ведь нас продают наши работы. Поэтому каждый проект — это потенциальные пять следующих. Если в агентстве налажена работа, команда и общие процессы — продукт будет звучать как симфония в исполнении оркестра. Каждый инструмент будет иметь свою партию, а качество и эмоциональность исполнения музыкального произведения будет зависеть от уровня ответственности каждого инструмента и дирижера. Мне как клиенту импонируют именно бутиковые агентства, где качество все еще имеет значение на уровне репутационных рисков».

Бизнес выбирает сотрудничество с бизнесом

Крупные компании в основном работают исключительно с агентствами, особенно когда речь идет о сотрудничестве с международными финансовыми учреждениями, фондами, грантами, инвесторами и т.д.

«Большие компании, такие как Mercedes, Adidas, Disney, никогда не обратятся к фрилансерам, потому что для этого много юридических и финансовых преград. Что касается стартапов, то здесь тоже работают чаще всего с агентствами, потому что это требование инвесторов, которые хотят защитить свои средства. Доступ к протоколам работы Bluetooth на iPhone фрилансер никогда не получает, а агентство может написать запрос, пройти верификацию и получить доступ. Если вам необходим, например, маркетолог, я бы обратился в агентства, потому что как минимум у них есть доступ ко многим платным тулзам и учениям. Но если нужен дизайнер или копирайтер, часто лучше обратиться к фрилансеру. Это достаточно креативные люди, и потому им тесно в организационных рамках агентств», — отмечает CEO компании URich Сергей Ануфриев.

Следовательно, выбор специалиста во многом зависит от поставленных целей и задач.

Даша Андреева
специалистка по маркетингу,
соосновательница SMM-агентства wishdo и Telegram-канала с диджитал-вакансиями

«Если я молодой бренд, хочу развиваться и использовать, например, Инстаграм, работать с лидерами мнений, таргетом, делать креативный контент, запускать рилзы, много сторис — я бы выбрала фрилансера. Если у меня большой бренд, который имеет структуру, этапы, процессы, который хочет качественно закрывать полностью все свои задачи, то остановила бы выбор на агентстве. С агентством также можно участвовать в разных тендерах, в то время как с фрилансером иногда даже просто документально нет возможности осуществить такое сотрудничество».

Агентство или фриланс – главное по любви

Обращаться к профессиональным агентствам или к тем, кто находится в свободном плавании — выбор за вами. Но следует помнить, что люди покупают у людей. И, как и в личных отношениях, деловых партнеров нужно выбирать не только головой, но и сердцем.

«Очень важно доверять рекомендациям и собственной интуиции. Я рекомендую работать с теми, кто нравится, подходит по ценностям, вдохновляет, с кем вам круто, и, конечно, кто объективно может выполнить вашу задачу. Если вы встретили таких людей, то идите с ними по жизни от проекта к проекту. Потому что в креативе, пиаре, таргетированной рекламе, маркетинге и других креативных проектах крайне важно идти с теми, кто тебя чувствует. Люди, которые влюбляются в ваш продукт, готовы делать вам гораздо больше. Поэтому влюбляйте в себя и находите тех, в кого вы сами готовы влюбиться», — подводит итог Алина Щербина.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео