Если написать в поиск «менеджер социальных сетей» на доске вакансий LinkedIn, можно увидеть некоторые из этих обязанностей: ведение всех социальных аккаунтов для органических и платных инициатив (Twitter, Facebook, LinkedIn, Instagram, TikTok и YouTube), создание, планирование и публикация контента, создание динамического видео и графического контента, а также написание интересных постов и кураторство контента для канала YouTube, создание «мгновенного» контента, разработка, коммуникация и реализация комплексной стратегии инфлюэнсеров и социального маркетинга, включая KPI, бюджет и календарь, поддерживать усилия диджитал-маркетинга, разрабатывая контент для Интернета, электронной почты, информационных рассылок и других коммуникаций при необходимости.
Если копнуть еще глубже, то можно увидеть, что многие из этих вакансий (следует помнить, что они называются «менеджер») требуют всего два-три года опыта работы и предлагают зарплату от $20 в час.
Менеджеры соцсетей перегружены работой и недополучают заработную плату с тех пор, как появилась эта профессия. Почему SMM-специалисты наконец-то заговорили? Будет ли компания нанимать одного продавца для ведения всех своих аккаунтов?
Переломный момент
В любой отрасли есть рабочие места, где перерабатывают, мало платят и которые ориентированы на начинающих профессионалов, стремящихся совершить свой большой прорыв. Почему к SMM-менеджерам должно быть какое-то особое отношение?
Чтобы понять почему, следует обратиться к недавнему инциденту в НБА, связанному с постом бывшего SMM-щика на странице компании в Facebook (с 40 миллионами подписчиков).
В этом сообщении бывший работник вышел на платформу компании, чтобы объяснить нереалистичные ожидания и изнурительные условия работы в SMM-команде: 14-часовые рабочие смены, необходимость ждать 90 дней, чтобы получить медицинскую страховку, и иметь дело с негативными побочными эффектами для психического здоровья. Для тех, кто работал в социальных сетях, эта история отнюдь не шокирует. Однако действия, совершенные этим человеком, вызвали шок в разных сферах.
Что даже не было учтено в злонамеренном сообщении экс-менеджера НБА, так это то, что многомиллиардная организация имеет команду профессионалов в сфере социальных сетей. Во многих компаниях управления социальными сетями это просто еще одна задача, добавленная к перечню обязанностей координатора по маркетингу. Считайте, что вам «повезло», если ваша работа заключается только в управлении социальными сетями и инфлюэнсерами.
Это не должно быть нормой. Если бы компания наняла одного работника для ведения всех своих аккаунтов, это было бы неслыханно. Компании должны понимать, что задачи, для которых они нанимают работников, если они выполняются квалифицированно и в полном объеме, нуждаются в более чем одном человеке. Как минимум компании должны нанимать отдельных графических дизайнеров, фотографов и видеооператоров для съемки контента, который будет использоваться в различных маркетинговых каналах.
Требовать все это от одного человека (или даже двух человек) в крупной компании? Это быстрый путь к выгоранию.
Другой тип «всегда включенного»
Сложные условия, в которых работают SMM-специалисты, вызывают особое беспокойство, поскольку часто именно эти люди стоят на передовой линии бренда компании. На примере поста NBA видно, что одно касание пальца специалиста по социальным сетям может повлиять на восприятие бренда общественностью.
Можно взять похожую, но другую ситуацию о вирусном твите Entertainment Weekly. Когда твиттер-тролль твитнул на один из постов бренда, менеджер социальных сетей, как говорят американцы, сломала третью стену, своим ответом: «Мне 31 год, у меня долг за студенческий заем, никому не нужен диплом журналиста и счета, которые нужно оплатить. Просто лайкните твит и уходите».
Подобные настроения, совершенно разное исполнение и результаты. Опираясь на темный юмор ситуации, SMM-менеджер могла превратить момент в вирусную сенсацию, а пользователи ободряли ее за стойкость и честность.
Выгорание SMM-профессионалов не является чем-то новым. Согласно исследованию Sprout Social 2023, 42% маркетологов планируют прекратить работу в социальных сетях в течение следующих двух лет. Между тем, 63% профессионалов в сфере социальных сетей либо ощущают выгорание, либо ощущали его в течение одного-трех месяцев.
Только взглянув на список задач, требуемых от SMM-специалиста, можно понять, насколько сложно совмещать миллион различных задач в одной работе. Каждый день появляться на работе под давлением необходимости быть «всегда включенным». Постоянно прокручивать ленту, постоянно впитывать негатив, постоянно шлифовать. Даже просто называться менеджером, не получая многих денежных и социальных льгот, присущих руководящей должности — это уже эксплуатация в рамках этой роли.
Что могут сделать компании
Это не нормальные, нездоровые условия труда, но их слишком долго пробовали нормализовать. Почему же менеджеры социальных сетей наконец-то заговорили?
Потому что большинство наконец-то растет как индустрия, выходящяя за рамки хастл-хард культуры. Олдскульный менталитет, который состоит в том, чтобы работать до тех пор, пока не истощишься физически, никогда не находил отклика у многих людей. Но сейчас новые поколения возглавляют эту индустрию, которая ставит во главу угла отдых, психическое здоровье и человечность.
Все устали. Все были уставшие. Но теперь компаниям нужно прислушиваться и адаптироваться. Следует прислушиваться к советам и проводить регулярные встречи со своей командой и оценивать командный дух. Следует пересмотреть должностные инструкции для сотрудников в социальных сетях и подумать, можно ли передать некоторые из этих обязанностей на аутсорсинг. Следует подумать о последствиях и стрессе, который ненамеренно (или намеренно) создаются для сотрудников. Это социальные сети, а не спасение жизней.
Хотя непосредственность и своевременность часто являются ключом к положительным результатам, человечность должна быть на первом месте. Если бренд не может быстро появиться в социальных сетях без ущерба психическому здоровью сотрудников, то руководитель делает это неправильно.