6 советов по ведению бизнеса во время войны от генерального директора Ninja Sushi
29 Ноя 2022, 14:18

6 советов по ведению бизнеса во время войны от генерального директора Ninja Sushi

Сначала была волна ковида, с которой украинские предприниматели справились героически. Начиная с 24 февраля 2022 года, без преувеличения весь бизнес в нашей стране перешел в новую антикризисную операцию. В первые несколько недель кто-то решил закрыть или перепродать свои проекты, другие смогли найти ресурсы для продолжения своего развития или по крайней мере для поддержания жизненной силы.

Сегодня Алексей Костылев, артист и генеральный директор Ninja Sushi, Wok и Pizza делится, как его компания живет в условиях войны и исходя из личного опыта дает 6 советов для эффективного бизнеса во время войны и блэкаута.

Заботьтесь о ментальном здоровье сотрудников

Я всегда говорил и продолжаю повторять о психическом состоянии работников: ваши люди — самый важный ресурс компании. Без них совсем не важно, есть ли у вас генератор или поток электроэнергии. Сегодня не так просто поддерживать оптимизм и желание работать, но поверьте, именно в этом вы можете найти мотивацию и отдушину.

Не бойтесь сближаться с теми, с кем вы не общаетесь по работе на постоянной основе. Банальная забота и вопрос «как дела?» в чате Telegram не займут много времени, но люди, работающие над вашими проектами, будут знать, что вам не все равно.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

У всех бизнесов есть разные возможности, но я считаю, что в наше время было бы правильно хотя бы пытаться облегчить повседневную жизнь работникам: разрешите использовать генераторы, воду, интернет, если у них нет этого дома. И если вы еще не позаботились о запасной линии связи или источнике питания, это уже тревожный звоночек. Мы все верим в лучшее, но остаемся реалистами. Пора искать варианты не только ради выживания бизнеса, но и ради тех, кто строит его вместе с вами.

Наладьте коммуникацию 

Когда буквально каждый человек оторван от коммуникации с окружающим миром в течение нескольких часов, а то и дней — нет ничего важнее обмена информацией.

Появился свет, мы снова можем отдавать заказ? Прекрасно, об этом необходимо рассказать по всем каналам. Технические специалисты, кухонные администраторы, логисты, финансисты должны быть в курсе и, по возможности, присоединиться к процессу. Иногда может показаться, что не все отделы связаны между собой, они как-нибудь разберутся, но нет. Сейчас люди не успевают искать информацию и придумывать алгоритм работы, кому писать, кому звонить, чтобы уточнить. Сэкономьте ценное время в сети, научите людей взаимодействовать друг с другом и находить решения вместе. У каждого специалиста есть уникальный опыт и теперь, как никогда, важно использовать его и обмениваться им, чтобы страховать друг друга.

Перераспределите ресурсы 

Год назад было круто перераспределять ресурсы, чтобы вложить кругленькую сумму в контент или отшить партию стильного мерча, но сегодня для многих брендов это превращается в роскошь. И это нормально. Не бойтесь переписывать бизнес-план на ходу и не цепляться за старые идеи, даже если они были невероятно перспективны в мирное время. Осмотритесь вокруг, определите самые высокие приоритетные сферы для инвестиций.

Не бойтесь переписывать бизнес-план на ходу и не цепляться за старые идеи, даже если они были невероятно перспективны в мирное время.

Сегодня клиент не будет приставать к несовершенной картинке в вашем рекламном ролике, но он будет признателен, если суши придут к нему даже в тот момент, когда весь город погрузится в темноту. Откажитесь от нового видео — поставьте генератор на кухне. Мы держимся, потому что придумываем бизнес-план на ходу каждый день с нуля и действительно работаем, полностью приспосабливаясь к обстоятельствам. До сих пор долгосрочная планировка возможна только очень грубыми штрихами.

Имейте план Б

Диверсификация рынка — это то, что за определенный промежуток времени можно считать тем же долгосрочным планированием. Мы с командой взяли наш самый успешный и популярный проект и инвестировали в открытие Ninja Sushi в Варшаве. В скором времени будет Краков. Мы понимаем, что сейчас большой процент наших лояльных клиентов и тех, кто по крайней мере слышал о ниндзях еще в Украине, потому что мы работали в Харькове, Одессе, Днепре, а не только в столице.

Как показала практика, мы не прогадали. Свои люди в Варшаве поздравили нас тепло, теперь команда работает над расширением аудитории и привлечением внимания местных жителей. Мы будем наблюдать, как будет далеко рассеяться «сарафанное радио» и насколько мы можем масштабироваться в Польше в 2023 году. Я рассчитываю на то, что этот рынок станет для нас подстраховкой, но и из Украины мы выходить не собираемся.

Приобщайте фрилансеров

Этот совет не будет работать для всех предприятий, но я не могу не обратить внимание, сколько украинцев покинули страну и продолжают ее поддерживать. А еще многие из них ищут работу. У них есть интернет, свет, навыки и время. Если у вашего специалиста по SMM нет возможности разместить срочный пост, а дизайнер без возможности сделать картинку на Черную пятницу — рассмотрите вариант парт-тайм фрилансеров, которые не заменят штатных работников, но смогут прийти на помощь в критический момент.

По крайней мере несколько помощников, которые имеют доступ к сети, могут значительно облегчить рабочие процессы и сохранить на плаву то, что начинает тонуть в моменты блэкаута. Подумайте об этом как о еще одной инвестиции в бизнес. Как генератор, работающий только на человеческом ресурсе.

Общайтесь с клиентом 

Раньше мы были первыми, когда речь зашла о мемах и актуалочках в маркетинге. Сегодня мы стараемся идти по тому же пути, с поправкой на контекст. Мемы стали несколько иными, как вы, возможно, заметили. Тем не менее, Ниндзя всегда была близка к клиентам, наши отношения теперь вышли на новый уровень.

В начале войны мы публиковали сборы, помогали людям искать машины для эвакуации, спасти бездомных животных и находить информацию о близких людях. Осенью насущная потребность в этой деятельности исчезла, тогда наш диалог стал больше похож на разговор между старыми друзьями: люди заказывают суши в директе и в то же время рассказывают, как они переживают войну. Мол, а сегодня я к вам с 24 февраля впервые — у жены день рождения, будем праздновать. И это приятно.

Мы видим, что наши клиенты доверяют ниндзя, как и всегда, вспоминают о важных для себя днях, хотят поделиться тем, что накипело. И мы всегда слушаем. Нам есть дело, поверьте.

Мы никогда не были поклонниками агрессивных продаж: ниндзя доставляют домой не просто еду, а реальные эмоции. Сейчас их многим не хватает. Наша главная задача — напомнить людям, что, несмотря ни на что, мы их не разочаруем. Им будет вкусно, романтично и весело в компании наших блюд, и именно этот тезис сейчас отражен в коммуникационной стратегии.

PS: И верьте в ВСУ. Это не совет развития бизнеса, но без этих ребят ничто не помогло бы. Это тот месседж, который я заложил в своей новой видеоработе «Вільна Україна»— благодарность каждому, кто освобождал Херсон, сбивал и сбивает ракеты, направленные на жилые дома, и сейчас ведет бои под Бахмутом.

Расскажите друзьям про новость