Общественная организация «Детектор медиа» провела количественное исследование, чтобы определить индекс медиаграмотности украинцев, то есть уровень умения сознательно воспринимать и критически толковать информацию, а также пользоваться разнообразием медиа.
По результатам исследования было обнаружено, что украинцы значительно улучшили свою самооценку относительно чувствительности к дезинформации.
52% аудитории отечественных медиа в 2023 году оценили свой уровень чувствительности к дезинформации как выше среднего или высокий. Во время аналогичного исследования в 2022 году такую оценку своим медиакомпетенциям дали 43%, а в 2021 году — 37%.
Доля тех, кто считает себя полностью некомпетентными в обнаружении фейков, в 2023 году составила 11%.
66% потребителей медиаконтента ищут подтверждение правдивости новостей в других СМИ, 29% оценивают надежность источника, на который есть ссылки, а 25% — ищут первоисточник, на который есть ссылки.
18% респондентов заявили, что, проверяя информацию на достоверность, они принимают во внимание репутацию медиа, которое ее распространило, а 13% проверяют, кто является его владельцем.
Количество украинцев, которые проверяют более чем 15% информации на достоверность, возросло до 33% (в 2022 году их было 24%). А доля тех, кто никогда не проверяет медиаконтент, снизилась за год с 31% до 26%.
Исследование по определению Индекса медиаграмотности украинцев в 2023 году зафиксировало высокий уровень чувствительности к искаженному контенту среди украинцев. Из него можно сделать вывод, что аудитория становится более компетентной в отслеживании фейковой информации. Так, только 17% опрошенных решают, насколько можно доверять сообщению, ориентируясь исключительно на собственную интуицию. В прошлом году этот показатель был почти таким же — 18%, тогда как в довоенном 2021 составлял целых 33%.
Доля украинцев, которые обнаруживают дезинформацию, ища ссылку на источник в материале, составляет 37%. Ориентируются при этом на видео- и фотоподтверждение 30% опрошенных. На наличие разных точек зрения на событие — 34%. Для 46% украинцев маркером правдивости информации является ее размещение в медиа, которому они доверяют.