11% украинцев считают себя некомпетентными в обнаружении фейков: исследование
23 Апр 2024, 17:20

11% украинцев считают себя некомпетентными в обнаружении фейков: исследование

Общественная организация «Детектор медиа» провела количественное исследование, чтобы определить индекс медиаграмотности украинцев, то есть уровень умения сознательно воспринимать и критически толковать информацию, а также пользоваться разнообразием медиа.

По результатам исследования было обнаружено, что украинцы значительно улучшили свою самооценку относительно чувствительности к дезинформации.

52% аудитории отечественных медиа в 2023 году оценили свой уровень чувствительности к дезинформации как выше среднего или высокий. Во время аналогичного исследования в 2022 году такую оценку своим медиакомпетенциям дали 43%, а в 2021 году — 37%.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Доля тех, кто считает себя полностью некомпетентными в обнаружении фейков, в 2023 году составила 11%.

66% потребителей медиаконтента ищут подтверждение правдивости новостей в других СМИ, 29% оценивают надежность источника, на который есть ссылки, а 25% — ищут первоисточник, на который есть ссылки.

18% респондентов заявили, что, проверяя информацию на достоверность, они принимают во внимание репутацию медиа, которое ее распространило, а 13% проверяют, кто является его владельцем.

Количество украинцев, которые проверяют более чем 15% информации на достоверность, возросло до 33% (в 2022 году их было 24%). А доля тех, кто никогда не проверяет медиаконтент, снизилась за год с 31% до 26%.

Исследование по определению Индекса медиаграмотности украинцев в 2023 году зафиксировало высокий уровень чувствительности к искаженному контенту среди украинцев. Из него можно сделать вывод, что аудитория становится более компетентной в отслеживании фейковой информации. Так, только 17% опрошенных решают, насколько можно доверять сообщению, ориентируясь исключительно на собственную интуицию. В прошлом году этот показатель был почти таким же — 18%, тогда как в довоенном 2021 составлял целых 33%.

Доля украинцев, которые обнаруживают дезинформацию, ища ссылку на источник в материале, составляет 37%. Ориентируются при этом на видео- и фотоподтверждение 30% опрошенных. На наличие разных точек зрения на событие — 34%. Для 46% украинцев маркером правдивости информации является ее размещение в медиа, которому они доверяют.

Расскажите друзьям про новость