Бойкот Facebook (и Instagram) продолжается, но это не мешает одному из крупнейших монополистов зарабатывать на объемообразующем сегменте рекламодателей и запускать новые продукты в очень актуальное для рынка мобильных приложений время.
Парадоксально, что одна из платформ, на которой в том числе зарождались основные принципы противоречивой cancel culture, сегодня сама оказалась «по ту сторону баррикад».
В период полной изоляции именно мобильный телефон для многих во всем мире стал неким «коннектором» не только с жизнью вне дома, но и с развлечениями, самообразованием, сервисами и т.п. В связи с этим, по данным App Annie, рекордно увеличилось время использования смартфона и его приложений (+40% в годовом исчислении).
Даже учитывая текущий спад активности пользователей приложений, полученный прирост за время изоляции все равно выше периода «до».
Прорыв рынка приложений в период изоляции
Такой скачок способствовал ускоренному развитию разного рода приложений: для развлечений, для работы, обучения и быта. Вместе с этим возросли и затраты пользователей внутри этих приложений: только до середины марта траты в неигровых приложениях увеличились почти на 50%, а в игровых — на 42%. И несмотря на естественный спад активности пользователей, видно, что экономика приложений остается стабильно высокой (+45% до июня).
Самое быстрорастущее по количеству скачиваний неигровое приложение в мире — до сих пор TikTok — 315 млн установок за первый квартал, а это уже 2 млрд загрузок приложений суммарно.
Facebook и WhatsApp заняли второе и третье места соответственно.
«Знаменательным» этот период стал и для некоторых гигантов tech-индустрии. Сразу несколько монополистов заявили о закрытии некоторых своих проектов. Возможно, это как-то связано с оптимизацией бюджетов в период мирового кризиса, а, может, эти разработки просто «не соответствовали требованиям рынка».
Например, Microsoft объявили о закрытии игровой стриминг-платформы Mixer, которая так и не смогла набрать минимально необходимое количество пользователей, даже с учетом привлечения к ней топовых инфлюенсеров аналогичной платформы Amazon — Twitch.
Facebook избавились от двух приложений-клонов: Hobbi (приложение, напоминающее Pinterest, но без особой пользовательской ценности) и Lasso (практически точная копия TikTok)– приложение для создания видео-контента, запущенное в некоторых странах Южной Америки).
И вот, что интересно. Примерно полгода Facebook (они же Instagram) анонсировали выход Instagram-дополнения под названием Reels.
Это новая функция в stories, которая позволит пользователям создавать 15-ти секундные видео, на которые можно будет накладывать аудио дорожку. Итак, музыкальная дорожка и 15-секундный формат видео = TikTok новый функционал в Instagram Stories.
Этим разработчики как бы намекают: «если вам не заходят сторонние приложения по типу Lasso, тогда получайте свой любимый видео-формат в привычной экосистеме Instagram».
У новой функции будет отдельное место в интерфейсе, и доступ гораздо проще, чем к IGTV (который будто спрятан до лучших времен от пользователей). Еще и вывод в ТОП не хуже китайского алгоритма. Короче, полный функционал, похожий на TikTok. Так было и с форматом stories, которым в свое время «вдохновился» Instagram у Snapchat.
Возможно, запуск приложения Lasso от Facebook в регионах, где были менее популярны Snapchat и TikTok, — это была всего лишь пилотная версия нового расширения Reels? Последний, кстати, изначально был запущен лишь в Бразилии, где TikTok активно набирал обороты с конца 2019 года. Но уже сегодня новый функционал запущен в Индии, где совсем недавно из-за конфликта на индо-китайской границе забанили порядка 60 китайских приложений, в числе которых и TikTok (его индийская аудитория составляла 200 млн. чел).
С другой стороны, может Reels — это адекватная реакция Facebook на открывшееся окно возможностей. Ведь, помимо индийского бана TikTok, в США китайское приложение находится под детальным изучением властей из-за «возможной угрозы национальной безопасности». Так же освободился и рынок Гонконга, который TikTok покинул из-за несогласия с политикой властей.
Понятно лишь одно — Facebook уже не первый раз запускают свою технологическую экспансию, направленную на расширение аудитории: привлечение активной молодежи, которая так охотно пользуется Snapchat и TikTok. И сейчас они также подхватывают эту волну.
В погоне за трендами
При том, что Instagram имеет такой всемирный медиавес: миллиардную аудиторию, которая вобрала в себя мощнейший в digital influence-потенциал, приложение все равно не полностью удовлетворяет нужды нового поколения пользователей. Поэтому им регулярно приходится «переизобретать» существующие тренды в своем приложении.
Некоторые считают, что Instagram находится в постоянной гонке не потому, что слишком поздно находит инновации, а потому что слишком долго их внедряет. Такая гипотеза имеет право на существование, если обратить внимание на то, сколько времени понадобилось разработчикам Instagram, чтобы внедрить уже несколько лет популярную функцию в Reels (но еще не во всем мире). С другой же стороны, за всеми трендами и требованиями Instagram-сообщества не угонишься, поэтому сложно осудить разработчиков в том, что они медленно развивают функционал платформы. Особенно, если смотреть на тот функционал, который сейчас доступен пользователям в США.
Instagram создают запрос общества на популярность и контент-креаторвство, но инструментарий для этого слишком сложный, а то и вовсе отсутствует. А TikTok, со своей стороны, поощряет дурачество и развлечения в сети: дает элементарный инструмент для создателей и вознаграждает их вниманием широкой аудитории.
Но, возможно, истина тут кроется совсем в другом.
Сложно не согласится с утверждением, что Instagram, как и Facebook, не удовлетворяют запрос общества на, скажем так, «социально одобряемое дурачество» в полной мере. Своей нарочитой эстетикой и артовоcтью Instagram превратил типичный пользовательский профиль в нечто обязательное и серьезное. Может быть, превалирование таких профилей и такого типа контента в рамках одной платформы, просто утомляет пользователей? И несмотря на то, что аудитория приложения более чем на 2/3 состоит из 18-24 летних, популярность TikTok среди этой же аудитории, ее вовлечение, продолжает расти.
Берем на заметку:
короткая форма «видео-дурачеств», стриминг, лайв сессии, гейминг
Все эти понятия уже давно обрели свои платформы и стали неотъемлемой частью лайфстайла поколения Z. И чем казуальнее платформа, тем она более привлекательна для этой аудитории.
Пользователи нового поколения все больше времени тратят на Mobile-gaming, который, согласно отчету AppAnnie, значительно обогнал даже привычный PC-gaming. Крупные мировые бренды уже давно прощупали эту почву, и сейчас находятся в поисках новых возможностей взаимодействия с пользователями не только за пределами игры, но и внутри нее самой.
Новому поколению потребителей однозначно нужны развлечения! И удовлетворить эту потребность можно не только посредством коммуникации в TikTok. Да и надолго ли задержится TikTok в фаворитах? — неизвестно. Уже сейчас им приходится противостоять отпору крупнейших рынков мира.
Кавер: MMR