Не Facebook единым: в поисках заветного органического охвата
27 Фев 2019, 08:14

Не Facebook единым: в поисках заветного органического охвата

На какие соцсети еще обратить внимание бренду и как эффективно их использовать, учитывая то, как Марк «закручивает гайки» и меняет алгоритмы

Органический охват на Фейсбуке неуклонно падает, это не секрет. Цифры впечатляют. Ваш пост на бизнес-страничке в 2018 году без дополнительных усилий по продвижению в среднем видели чуть больше 1% подписчиков. В то время, как еще 3 года назад этот показатель был почти в 5 раз больше. Эх, сейчас бы вернуться в золотой 2012-й, когда каждый ваш пост отображался минимум у 16% ваших фанов на Facebook. 

Ксения Хирвонина
руководитель отдела социальных медиа в PublBox

Заплатить Цукербергу? Нет проблем!

Большинство маркетологов и SMMщиков уже свыклись с мыслью, что бренд по умолчанию должен платить Фейсбуку и ставить посты в промо, если хочет получить трафик.

«С самого начала мы определили для себя Facebook как основную соцсеть для продвижения своих ключевых проектов —  Weblium (AI конструктор для создания сайтов)  и Draftium (бесплатный инструмент для прототипирования). И, конечно же, ощутили падение органических охватов. Сегодня мы уже не питаем иллюзий, и перестали делать ставки на «органику», закладывая бюджеты на «буст» (ред. — платное продвижение) постов даже на тех, кто подписан на наши страницы. Бороться с алгоритмом ФБ не имеет никакого смысла. Раз ты пришел продвигать свой бизнес на какую-то чужую площадку, приходится либо принимать «правила игры», либо отказаться от нее как от канала привлечения аудитории», — уверена Виктория Абед, СМО в Weblium.

Не видят проблемы в том, чтобы заплатить Цукербергу, и другие участники рынка. 

«С момента снижения охвата органической выдачи для наших публикаций мы начали вкладывать некоторый бюджет в поддержание наших ежедневных постов. Это заставило нас более внимательно относиться к их написанию и выставлению таргетинга. Мы кардинально изменили свою SMM-стратегию, проведя более глубокое исследование наших пользователей. В результате мы получили более концентрированное внимание нужных для нас людей, что в последствии и выхлоп дало больше, с лихвой покрыв небольшие затраты на продвижение постов», — рассказывает Нина Зеленова, Marketing Team Lead в онлайн-сервисе для работы с социальными сетями PublBox.

Органический охват большинство бизнесов и брендов нынче воспринимают, как приятный бонус и экономию рекламного бюджета. А повышают «органику» проверенными способами. Вот, как это делают, например в Serpstat.

  • Проводят каждый месяц конкурсы. Важно составлять, как можно более легкие правила, чтобы точно поучаствовало много людей. 
  • Спрашивают подписчиков о новом функционале, просят оставлять пожелания о продукте и делиться впечатлениями. За лучшие ответы разыгрывают брендированные подарки. Такие посты хороши тем, что вы получаете фидбек о своем продукте, а комментарии под постом повышают органический охват публикации.
  • Шутят. Все любят «мемы», а если они связаны с работой, то под постом может получиться обсуждение, и плюс такой контент хорошо шерится. 

Есть ли жизнь вне Фейсбука?

Хотя для большинства компаний Facebook остается основной площадкой в соцмедиа, бизнесы внимательно смотрят по сторонам и ищут альтернативы. Конечно, принимая во внимание нишу, целевую аудиторию и географию продвижения.

«Все зависит от вашего бренда/продукта, и, как всегда в маркетинге, начинается с исследования ЦА и стратегии. Если ваша целевая — это энтерпрайз С-level специалисты, которые работают в В2В-компаниях и ценят надежных подрядчиков, вам нужно идти на LinkedIn и там строить контент-стратегию, основываясь на своей экспертизе и исследованиях рынка. Если ваша ЦА — это стартапы и фрилансеры, возможно, лучше потратить время на работу с существующими сообществами на Product Hunt, GrowthHacker, Reddit, и выйти на инфлюенсеров в Twitter», — утверждает Евгения Дычко, Head of Marketing & SMM в Talkable.

Кто-то делает ставку на Instagram и получает оттуда клиентов при мизерных затратах. В большинстве своем это компании, которые предлагают потребительские товары или услуги. Модная одежда, hand-made, цветы, украшения, бьюти-товары или услуги, туры — все то, что можно представить красиво визуально. Здесь, правда, есть один момент: для успешного продвижения у вас должны быть идеальные изображения. Ведь Instagram — это то место, где «любят глазами».

Есть даже кейсы, когда компаниям удавалось получать достаточно большое количество клиентов из Pinterest. Но опять же, при условии, что вы знаете правила продвижения на этой площадке, и имеете что представить визуально. 

 

Специалисты также рекомендуют обратить пристальное внимание на мессенджеры, в частности, на Telegram.

«Мы создали чат полгода назад, и сейчас у нас 700 участников. Для нас это самая быстрая возможность получать фидбек о продукте и сообщать о последних обновлениях. Когда появляется обновление в сервисе наши продакт-менеджеры сообщают об этом в чат. Чтобы сделать чат максимально полезным, я приглашаю SEO-экспертов, которые в течении двух часов отвечают на вопросы участников и в итоге получается диалог на 700 человек. Чат в Telegram – это самое лучшее место, где вы можете собрать фидбек о вашем продукте или услуге, а самое главное оперативно помочь с решением проблемы вашего пользователя», — делится лайфхаком Екатерина Силютина, SMM Team Lead в Serpstat.

«С уходом Вконтакте из украинского сегмента рынка образовался некий сервисный вакуум, который очень быстро заполнили Telegram и Facebook. Тенденции к снижению желания пользователей общаться в живую и уход в мессенджеры активно подхватили всевозможные сервисы, пишущие чат-боты для FB Messenger, Telegram, Viber. Регулярный постинг в эти каналы имеет высокий уровень открытия и прочтения по сравнению с традиционными каналами общения», — резюмирует Нина Зеленова, Marketing Team Lead в PublBox.

Также, по ее словам, огромным плюсом написания специализированного контента для этих каналов является решение части вопросов, которые закрывает специалист поддержки. Таким образом можно убить двух зайцев: получить лояльную аудиторию и постоянно отвечающий на все базовые вопросы автомат.

И наконец, YouTube. Здесь хорошо работают обучающие ролики, вебинары, интервью с экспертами в вашей нише.  К примеру, для PublBox — это второй после Facebook по популярности и привлеченному трафику канал. 

 

А вот что по этому поводу думают эксперты Social Media Week Kyiv, прошедшей в столице в ноябре 2018 года: 

Что работает, а что нет?

Ответ прост и очевиден: пока не попробуешь — не узнаешь.

Вот что по поводу эффективности различных соцмедиа рассказывает Виктория Абед, СМО в Weblium:

«Мы ведем странички обоих проектов в соцсетях, где обитает наша целевая аудитория. Это Facebook, Twitter, LinkedIn.

Первая цель — это присутствовать там и оперативно отвечать на вопросы пользователей на площадках, где им удобней это делать. Ежедневно на наши странички органически подписывается 3-5 человек. В Facebook приходит до 5 обращений. Значит, нас там ищут 🙂

Вторая цель — это лидогенерация. Мы работаем на глобальном рынке, и в основном ориентированы на англоязычную аудиторию. Несмотря на существенные ограничения по органике, у Facebook достаточно интересные рекламные возможности. Например, через Facebook Ads мы получаем трафик и клиентов по цене в 2-3 раза ниже, по сравнению с другими платными каналами. Например, стоимость клика по нашим основным ключевым запросам на тему создания сайтов в Google достигает 20 долларов (!).

Здесь Facebook очень выигрывает, позволяя нам получать пользователей и клиентов сильно дешевле. На сегодняшний день для нас это один из самых дешевых каналов привлечения трафика среди соцсетей. А пробовали мы платно продвигаться и на LinkedIn, и в Twitter, и даже на Reddit.

Мы также работаем с Reddit и Quora по органическому привлечению. Эти площадки при правильном подходе позволяют получить бесплатный трафик и пользователей. Но для того, чтобы «набить руку» в этом, придется тщательно изучить «матчасть» — специфику площадок, и потратить на эксперименты не один месяц.

Есть 2 существенных минуса бесплатного привлечения трафика из соцсетей. Первое — это то, что цифры сложно спрогнозировать, второе — количество тематических дискуссий, где можно органически продвигаться, имеет свойство исчерпываться. При амбициозных планах такие площадки могут послужить дополнительным источником трафика, который помогает немного сэкономить бюджеты на бесплатном продвижение. Но не более. 

Оцениваем продвижение в соцсетях, по тем же параметрам, по которым оцениваем и все каналы продвижения — стоимость перехода/посетителя, регистрации и покупки. В случае, когда нет прямых расходов на рекламу, считаем по принципу «трудозатраты  — результат».

 

Немного выводов

1. Органический охват на Фейсбуке падает. И будет продолжать падать. Это объективная реальность, с которой надо считаться.

2. Для большинства Facebook остается главной и наиболее эффективной площадкой. Поэтому бренды и бизнесы готовы платить за промо постов.

3. Все ищут альтернативу Facebook и с большим или меньшим успехом экспериментируют с различными форматами контента и с другими соцсетями/мессенджерами. Однако Facebook пока остается главным инструментом для коммуникации в мире соцмедиа.

 

Расскажите друзьям про новость